Русские в туве сегодня. Богатый природный ресурсами регион находится в плачевном состоянии, а русские являются нежелательными гостями. Дискриминация в администрации

15 августа Тыва (или Тува, оба названия равнозначны) отмечает День Республики. Расположенный на границе с Монголией субъект РФ является одним из самых бедных, криминальных и недружелюбных по отношению к русским. О коренном населении - тувинцах - в соседних регионах сложилась очень дурная слава, которая подкрепляется впечатляющей статистикой убийств.

В рейтинге социально-экономического положения субъектов РФ по итогам 2016 года под авторством экспертов РИА Новости Республика Тыва находится на предпоследнем, 84 месте. Интегральный рейтинг этого субъекта РФ, куда входят различные социально-экономические показатели, составляет 15,439 балла. Для сравнения: рейтинг Москва равен 80 баллов.

Официальный уровень безработицы в Тыве оценивается в 16,6% (хуже обстоят дела только в Ингушетии, 30%), ожидаемая продолжительность жизни при рождении - 64 года (при среднероссийском показателе в 72 года), уровень младенческой смертности - 11,3% (третье место в России). Катастрофическую бедность республики характеризует «отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров». Этот показатель в Тыве составляет 1,11. Беднее жителей Тывы в РФ живут только в Республике Алтай.

При этом Тыва чрезвычайно богата природными ресурсами. Помимо великолепной природы, которая является естественным стимулом развития туризма, Тыва может похвастаться запасами никеля, урана, кобальта, меди. Объемы коксующегося угля лишь немного уступают богатейшему Кузбассу. Однако промышленность Тывы находится в разрушенном состоянии, а в национальном туристическом рейтинге республика находится на последнем, 85 месте.

Небольшой пиар Тыве сделал президент РФ Владимир Путин, отдохнувший там на реке Енисей с 1 по 3 августа. Однако вряд ли рыбалка и солнечные ванны, которые принимал глава государства, помогут улучшить отношение инвесторов к сложившейся ситуации. Суть накопившихся проблем сводится к бесконечным внутреннеполитическим разборкам и крутом характере местных жителей.

Положение дел в Тыве отчасти перекликается с трудностями, которые традиционно испытывает Северный Кавказ. Тем не менее, Москва смогла навести относительный порядок в южных республиках, уменьшив накал противостояния местных элит, и, предоставив силовикам расширенные полномочия по обузданию преступности. Возможно, что аналогичные меры смогли бы хоть немного сдвинуть ситуацию в Тыве с мертвой точки.

Урегулирование ситуации в Тыве усугубляется ее фактической транспортной изоляцией. До столицы Кызыла невозможно добраться не иначе как через Абакан (Хакасия). Это объективно уменьшает возможность оказывать какое-либо влияние на республику, и дает местным князькам большой простор для бесконечной междоусобной войны.

Неудивительно, что печальнее всего оказалось положение русского населения, которое, часто занимало в национальных республиках достаточно высокое социальное положение, так как было занято на квалифицированной работе. Как неоднократно писали СМИ, в Тыве с 1990-х годов происходит «аккуратное» (и не очень) выдавливание русских, которые проживали на землях тувинцев с XVII века.

В начале 1990-х годов в Тыве сложилась типичная для многих национальных республик ситуация, когда присутствие русских стало восприниматься как нежелательное. В Тыве не было разгула насилия, в отличие от Чечни и республик бывшего СССР. Часть русских уехала по собственной воле, часть - не выдержала дискриминации, которая сопровождалась утверждениями в стиле «это моя земля» и привилегированным отношением работодателей к коренным жителям.

Численность русских с 1989 года сократилась как минимум в два раза, до 15-16%. Жители соседних регионов опасаются посещать Тыву (автор этих строк был свидетелем подобных разговоров) из-за негативного отношения к русским, постоянных драк с применением холодного оружия и повального пьянства коренного населения.

Чтобы расставить точки над «i» в исторических спорах о том, кому должна принадлежать Тыва, отметим, что русские переселенцы нередко занимались обманом недалеких коренных народов Сибири в ходе торговых отношений и успешно спаивали местное население (организм некоторых азиатских народов не может сопротивляться воздействию алкоголя на центральную нервную систему). Эти факты зафиксированы в источниках и трудах историков. В XVIII-XIX веках тувинцы оказались в подчиненном положении.

Однако русские вместе с эксплуатацией и водкой несли блага цивилизации: градостроительство, медицина, образование, новые технологии в промышленности и сельском хозяйстве. Колонизаторская деятельность Российской империи не сопровождалась насилием. Долгое время территория нынешней Тывы (Урянхайский край) вообще не входила в состав России.

Тувинские нойоны (представители знати) обратились к императору Николаю II с просьбой присоединить Тыву только накануне Первой мировой войны. 4(17) апреля 1914 года над Урянхайским краем был установлен протекторат, и регион был включен в состав Енисейской губернии. Несмотря на тяжелейшую войну, Россия начала строить железную дорогу и разрабатывать Улуг-Хемское угольное месторождение.

Однако, как только ослабла центральная власть, Тыва превратилась в один из центров сепаратизма. В середине августа 1921 года (с этой датой как раз и связано празднование Дня Республики) в местечке Суг-Бажы у села Атамановка (ныне село Кочетово в Тандинском кожууне) прошел Всетувинский учредительный хурал (съезд).

На нем местная элита провозгласила создание независимого государства - Республики Тану-Тува. Единственной оговоркой к суверенитету было обязательство принять «покровительством Российской Социалистической Федеративной Советской Республики».

Конечно, в реальности Тану-Тува обладала независимостью лишь первые годы существования. С приходом в Кремль Иосифа Сталина власти развернули наступление на религию, культуру и сельское хозяйство тувинцев. 17 августа 1944 года VII сессия Малого Хурала Тувинской Народной Республики приняла декларацию о вхождении в состав СССР. Тем не менее, несмотря на отсутствие подлинного суверенитета, путь Тывы уникален для тоталитарного советского режима.

Тувинцы привыкли к обособленному положению, и в местных СМИ порой проскальзывают нотки критики в адрес Кремля, где подчеркивается несправедливое отношение к Тыве. Сейчас статус республики предполагает достаточно широкую автономию. Вряд ли можно всерьез рассуждать о перспективах отделения Тывы. Но, как показывает практика, ничего путного из игр в независимость и автономию в Тыве не получилось.

В сознании русского обывателя Тува - нечто вроде Чукотки, где живет пусть и инорасовый, но тихий мирный маленький народ оленеводов, души в "старшем брате" не чаящий. Однако это не соответствует действительному положению вещей.
Республика Тува (также Тыва) прославилась тем, что на её территории с 1990-х годов начались первые в СССР русские погромы. Тувинская молодежь, под нескрываемое одобрение большинства тувинцев и тувинских чиновников, начала громить русские дома в сельских районах Тувы. В города съезжались толпы агрессивно настроенных сельских тувинцев, заранее ориентированных на нападения на любых русских, которых можно было безнаказанно избить, ограбить или убить.

(Всего 6 фото)

История развития конфликта

В конце 1980-х в статье "Лучше строить мосты" 1-й секретарь обкома комсомола Тувы В. Кочергин писал: "Даже тогда, когда происходили определенные выходки молодежи, которые можно назвать националистическими, мы называли их лишь хулиганскими (…) Мы должны признать, что ребята, приезжающие в город из сельской местности, недостаточно культурны" (2, 6 мая 1989 г.). Врач Канунников А. в своем письме в редакцию "Тувинской правды" пишет: "В последнее время в ресбольницу все чаще поступают пострадавшие от рук экстремистски настроенной молодежи (…) Я прожил в Туве 33 года и не заметил, когда впервые появились ростки проявлений национализма. (…) Участившиеся зверские избиения в неспровоцированных драках, ножевые ранения, с которыми поступают в больницу молодые люди … от всего этого становится не по себе" (2, 3 сен. 1989 г., "Требуется единство"). Другой врач, Верещагин В. А., говорит: "Почти треть проводимых нами операций - следствие преступлений" (2, 3 сен. 1989 г., "Четырем смертям назло"). Врач республиканской больницы Л., русский, в своей беседе со мной жаловался, что "в последние годы стало невозможно работать. Участились нападения на медперсонал со стороны пациентов-тувинцев. Милиция нас никак не защищает" (1993 г.).

На тот момент в Туве проживало почти 50 % русского населения, но, поняв, что в Москве фактически закрыли глаза на происходящее и морально готовы сдать Туву местным националистам, первыми прочь из Тувы бросились спасаться русские начальники, среди которых был и руководитель Управления КГБ СССР.

Неудивительно, что после него эту должность занял тувинец, мягко говоря, совсем не озабоченный проблемами русского населения. После 1992 года выдавливание русских перешло в более "спокойную", уверенную и системную фазу. По свидетельствам тех, кто вынужден был уехать Тувинское большинство увольняло русских там где могло, а где не получалось - предприятия банкротились.

Оставшись без работы русские, в основном, просто вынуждены были уехать в поисках работы и личной безопасности. К этому периоду относятся скандалы по выдавливанию из республиканского ФСБ и МВД больших групп русских офицеров. С того времени и по сей день, на миграцию русских из Тувы действуют следующие факторы:

Один из самых высоких уровней преступности в Туве на душу населения, причем именно русские, при всех прочих равных факторах, становятся наиболее предпочтительными объектами преступления
- дискриминация русских при устройстве на работу и назначении на должности
- Упадок экономики Тувы и, как следствие, низкий, по сравнению со среднероссийским, уровень жизни. В 1990 году Тува обеспечивала свой бюджет приблизительно на 40 %, теперь на 12 %, всё остальное - дотация из Москвы.

В 1990 г. напряженность достигает своего пика. Весной и летом в республике происходят процессы, которые среди местного населения получили название "события 90-го года". Обостряются межнациональные отношения в городах и поселках со смешанным национальным составом. В п.г.т. Хову-Аксы, где находилось крупное по масштабам Тувы металлургическое предприятие, весной 1990 г. начинаются драки между русской и тувинской , погромы русскоязычного населения, и, как следствие - массовый отъезд русских из поселка. К августу из поселка выехало 1600 человек (2, 15 авг. 1990 г., "Единым фронтом - на искоренение правонарушений"). Именно волнения в Хову-Аксы многие информаторы называют началом "событий 90-го года". …

В среднем в этот период по республике происходит 20-40 преступлений в сутки. "Руководящие органы республики, обком КПСС в основном классифицируют случаи конфликтов на межнациональной почве как хулиганство…" (2, 23 авг. 1990 г., "Найдем ли мы путь к согласию?"). В некотором смысле переломным моментом в этих событиях можно считать митинг, состоявшийся в г. Кызыле на пл. Ленина в конце июня 1990 г. Поводом к проведению митинга послужило убийство русских рыбаков на оз. Сут-Холь. По мнению опрошенных русских, это убийство было напрямую связано с неприязнью на почве межнациональных отношений. … В прессе поднимается и вопрос об оттоке русскоязычного населения за пределы республики.

Время правления Путина

Директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев, вернувшийся весной 2009 года из республики Тыва, рассказал о катастрофическом положении православного и русскоязычного населения в республике. В нищем, на 96 % дотационном регионе, большая часть жителей которого зарабатывает выращиванием конопли, усиливаются антирусские, антиправославные и сепаратистские настроения.

"Отток русскоязычного населения из республики продолжается, и его нельзя объяснить только экономическими причинами, рассказывает Роман Силантьев. - Уровень преступности в Тыве просто зашкаливает, и русскоязычным людям даже в столице не рекомендуют выходить из домов после захода солнца. Только за последние три года бандитами были убиты два сотрудника Свято-Троицкой церкви в Кызыле и еще один жестоко избит".

Действительно, если ещё в 1980 русскоязычное население Тувинской АССР составляло 33 %, то теперь их стало 18 - 20 %, и число это лишь продолжает неуклонно сокращаться.

Этнические русские, проживающие в Тыве, по вечерам боятся выходить из дома. Приезжающих в республику русских командировочных сразу предупреждают: "После ужина на улицу не выходи".

Время от времени в Тыве "неизвестными злоумышленниками" проводятся демонстративные акции устрашения против русских. По свидетельству журналиста одного из столичных изданий, за пару дней до его приезда группа тувинской молодежи с криком "смерть русским!" напала в Кызыле на русскую пару, выходящую из боулинга. Мужа забили до смерти, жена отделалась переломами. Ни денег, ни ценностей преступники не взяли.

На заборе строящегося в столице республики православного храма постоянно появляются надписи: "Русские, убирайтесь вон!". Во время президентских выборов по всей Тыве распространялись листовки: "Русские - наши враги".

Письмо в кызыльскую газету "Риск"(2004 год)

"Пишет вам из поселка Сайлыг Ильин Николай Александрович. Я проживаю в Туве с 1950 г., работал шофером на комбинате "Тувакобальт", поднимал экономику Тувы. Сейчас на пенсии, проживаю один, мне уже 79 лет. Пенсии не хватает, держу подсобное хозяйство.

Вынужден вам написать письмо, так как не к кому больше обратиться: никто нас, русских, не хочет здесь защищать. Так, 15 ноября 2004 г. на мой дом было совершено разбойное нападение группой подростков тувинской национальности. Хорошо, что мне помогли соседи, а то бы меня убили, как убили по улице Горной мать с сыном. Когда вызвали милицию, то участковый мне предложил продать всё, что у меня есть, и уехать из Тувы.

Мне страшно смотреть, что творится в нашем поселке: милиция бездействует, прокуратуре тоже на нас наплевать, вечером выйти на улицу невозможно, везде ходят пьяные компании, обкуренные гашишем, начинают требовать сначала закурить, потом деньги, если не дашь, могут изувечить. В милиции их подержат сутки, и всё начинается сначала. Наши дети ходят в школу в городок 3 км через гору. На этой горе их встречают толпы, избивают и отбирают все, что можно."
Действия правозащитников

В те годы либералы-демократы-антифашисты, в том числе и Галина Старовойтова, не считали нужным побороться с фашизмом малых народов. Старовойтова, в то время будучи "государственным советником РФ по межнациональным отношениям", предпочитала бороться, с "русским шовинизмом", когда никаких Русских скинхедов в России и экс-СССР еще и в помине не было, зато будущие "жертвы русского фашизма" вовсю били Русских -от Кишинёва до Кызыла (столица Тувы). И не только били, а иногда и выгоняли из квартир, а порой и убивали.

И тувинские правозащитники и тувинская "национальная интеллигенция" не считали нужным бороться с тувинской ксенофобией, а тувинское правительство не преследовало погромщиков.

В настоящее время отношение самопровозглашённых правозащитников к проблемам гонения этнических Русских в Туве не изменилось. Проблема полностью игнорируется, а вместо этого наращивается раздувание мифа о русском фашизме. Так, например сенатор от Тувы, председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике, Людмила Борисовна Нарусова, будучи знакомой с положением Русских у себя в федеральном округе всё же считает, что лозунг "Россия для Русских!" "не просто антиконституционен, он преступен и ведет к развалу нашей России"

Союз русскоязычных граждан Тувы недавно к президенту России с открытым письмом, в котором говорилось о незавидном положении русскоговорящих в республике. Обозреватель «Колокола России» связался с главными авторами обращения, чтобы уточнить их претензии и выяснить, действительно ли в Туве так плохо живется этническим русским.

«С кланом нынешнего главы ничего хорошего у нас не будет»

Депутат горсобрания Кызыла Виктор Молин считает, что при нынешнем руководстве республики за последние десять лет состояние русскоязычного населения приблизилось к таковому начала 90-х годов прошлого века.

Будет уместно напомнить, что республика Тыва прославилась первыми в СССР русскими погромами. В 1990-е годы тувинская молодежь при откровенном одобрении местных властей нападала на дома русскоязычных граждан в сельских районах. В городах орудовали банды тувинцев-сельчан, которые безнаказанно нападали на этнические меньшинства. На тот момент в Туве проживало около 50% русскоязычного населения, значительная часть которого была вынуждена покинуть регион. Причем первыми Туву покинули руководители различных органов власти, в том числе и глава местного управления КГБ СССР.

«Колокол России»: Расскажите, что заставило вас обратиться напрямую к президенту страны?

Виктор Молин: В своем письме мы решили рассказать высшему руководству о наболевших проблемах, молчать о них дальше просто невозможно. Первая - продолжающийся отток русского населения из Тувы, что само по себе очень показательно. За девять лет правления Шолбан Кара-оола численность этнических русских у нас сократилась с 18% до 6% (тут надо отметить, что по данным Всероссийской переписи населения-2010 русских в республике насчитывалось 16,3%, хотя тенденция на снижение численности все равно очевидна - прим. авт. ). На финансово-административных должностях - в казначействе, налоговой инспекции, руководстве правительства - вы вряд ли найдете хотя бы одного русского. Их просто не берут на эти должности, открытые конкурсы по замещению должностей - чистая фикция. Все места уже расписаны наперед за знакомыми, одноклассниками нынешних чиновников.

КР: Клановость всегда была отличительной чертой восточных регионов. Вы считаете, что нынешнее руководство Тувы уже совсем «потеряло берега»?

В.М.: У нас в республике всем заправляют три брата Кара-оол: Шолбан, Юрий и Леонид. Первый руководит, второй, говорят, отвечает за «крышевание» и откаты плюс держит алкогольный рынок, а третий, как многие подозревают, занимается сбытом конопли, отвечает за наркотрафик .

Поэтому мы очень хотели, чтобы Владимир Путин не давал Кара-оолу согласия на досрочное сложения полномочий и заход на новую избирательную кампанию. И буквально в понедельник на канале «Россия-24» показали беседу Путина и Кара-оола, в котором президент одобрил решение нашего главы. Так что теперь третий срок ему обеспечен - я прекрасно знаю, как наш избирком обделывает такие дела.

Это третья наша большая проблема - отсутствие в Туве правого поля. Рисование «правильных» цифр на выборах дополняется ужасной работой судов, выносящих неправовые решения. Прокуратура в эти проблемы предпочитает не вмешиваться, пока совсем не припечет.

КР: В письме вы также упоминали о том, что недавно глава поставил своим замом откровенного сепаратиста.

В.М.: Бичелдей Каадыр-оол стоял у истоков сепаратистского движения - Народного фронта Тувы, который громко заявил о себе в начале 90-х. При его активном участии составлялась конституция республики, в которой в первой же статье было сказано, что Тыва имеет право на свободный выход из состава России. Позже мы с огромным трудом этот пункт убрали .

Каадыр-оол много лет работал на руководящих постах - руководил Верховным Хуралом, был министром образования. Между прочим, за саботаж развития русского языка Минобраз России в итоге настоял на его отставке с этой должности. Сейчас же он назначен замглавой правительства, словно в назидание всем нам.

Более того, наш глава сейчас заигрывает с Китаем - постоянно ездит туда на отдых и деловые переговоры, к нам в регион заходят китайские компании. Поэтому у нас больше нет сил терпеть, и появилось наше письмо к президенту.

КР: Судя по комментариям в сети, притеснения русскоязычных и православных в Туве продолжились и в 2000-е годы. Я читал в комментариях простых граждан, что студентов и военных, командированных в республику, предупреждают - по вечерам сидите дома, не показывайтесь на улице. Сейчас это по-прежнему актуально?

В.М.: Разумеется, я и сам стараюсь оказываться дома до того, как стемнеет. Мы уже забыли, это такое - прогулка по вечернему Кызылу, по местным паркам.

Говорят, что наша республика - туристическая зона. Знаете, недавно был такой случай - заезжие туристы спускались по тайге на плавсредствах, а местные подкараулили группу и выстрелили одному из них в живот - вот вам и весь туризм. В сентябре прошлого года русскоязычный лесничий остановил шесть человек в заказнике с целью проверки. Его ударили прикладом в лоб и зарезали, а брат успел убежать - ему в спину стреляли. Совсем недавно - 6 мая этого года - кто-то снова стрелял в русского лесничего. К счастью, пуля прошла мимо. Вот так и живем .

КР: Вскоре после вашего обращения появилось ответное письмо от русскоязычных жителей республики, оно было подписано, в том числе, и высокими чиновниками, и депутатами. Суть их письма сводится к тому, что в республике все нормально, а вы просто нагнетаете обстановку перед выборами. Что вы можете им ответить?

В.М.: Мне хорошо известно, что идея такого письма появилась у чиновников, прикормленных действующей властью. У многих подписантов просто не было выхода - их заставляли это делать в приказном порядке. Можно сказать, что после резонанса, которое вызвало наше обращение, власти начали соответствующую обработку людей, оказывали на многих жесткое давление.

КР: А как у вас обстоят дела в силовых структурах? Неужели их руководство пренебрегает защитой прав русскоязычных?

В.М.: С одной стороны, руководители федеральных силовых структур: МВД, прокуратуры, ФСБ, Следственного комитета - у нас все назначены из других регионов. Это сказывается на общей атмосфере в республике, безусловно, положительно.

Но в то же время считающиеся независимыми силовики получают от местной власти награды за лояльное поведение, скажем так, за невмешательство в их дела. Коррупция и преступность в Туве процветают - в этом вы можете убедиться, просто почитав официальную статистику. По моим данным, школьники в наших селах массово занимаются сбором конопли, затем сдают товар брату главы региона, а на вырученные деньги покупают себе форму и т.д. (отметим, что официально подтвержденной информации по этому тезису нет и его следует рассматривать как версию, предположение, - прим. КР ). И делается все это практически официально. Сам Леонид Кара-оол попался в Красноярске с 2,6 кг наркотиков. Он отсидел полтора года, а сейчас снова в деле - работает с молодежью в организации ветеранов «Боевое братство», хотя предпочитает особо не светиться. Как видите, есть у нас свои неприкасаемые…

КР: Вы также заявляли о тяжелой ситуации с изучением в Туве русского языка. Правда ли то, что русский язык в регионе зачастую преподается как иностранный?

В.М.: Да, у нас много национальных школ, особенно в сумонах (сельских поселениях), где ребятишки не могут связать двух слов по-русски. Вообще, русскоязычное население сконцентрировано в основном в Кызыле и его пригородах, еще в нескольких сумонах, где традиционно живут староверы. А где живут только тувинцы, там и некому заявить право на обучение на своем родном языке. Соответственно, русский там фактически приравнен к иностранному. Из 140 школ у нас только 17 директоров - русские. И отличные оценки в школе оказываются липовыми, когда тувинские выпускники приезжают учиться в вузы. Становится очевидным, что даже сдать норматив по ЕГЭ большинству из них не под силу.

«Русскоязычная среда в районах Тувы отсутствует»

Экс-депутат тувинского парламента, педагог с большим стажем Зинаида Дехтяр считает меры, предпринимаемые местными властями для поддержки русского языка, малоэффективными.

«Колокол России»: В прошлом году результаты ЕГЭ по русскому языку в Туве оказались одними из худших по России. Как вы оцениваете деятельность властей по исправлению ситуации?

Зинаида Дехтяр: Действительно, уровень владения русским языком в республике ныне очень низкий. Это подтвердил и наш глава в недавнем интервью. Он сам отметил, что главное препятствие для тувинцев к получению высшего образования в России - слабое знание русского языка.

Да, у нас введена должность государственного инспектора по русскому языку, но работа ведется в основном на уровне мобилизации и координации всякого рода культурных мероприятий, методических замыслов и так далее. А ведь самое страшное, что у нас нет русскоязычной среды в кожуунах (муниципальных районах республики). Конечно, у нас есть проект по его созданию - глава Тувы предлагает за огромные деньги приглашать в деревни носителей языка. Но миллионов у нас мало, а деревень и сел много, так что я не считаю это выходом из ситуации .

КР: Что бы вы изменили в языковой политике, будь на то ваша воля?

З.Д.: Мне кажется, что куда более разумно и экономно было бы работать над созданием среды русскоговорящих на уровне органов власти, ведь в кожуунах у нас вообще перестали говорить по-русски, в том числе и чиновники. Если бы их обязали это делать, участвовать в официальных мероприятиях на русском языке, если бы народ увидел, что они являются носителями языка и по должности, и по велению сердца - вот тогда бы у нас возникла русскоязычная среда по всей Туве.

Но тут мы наталкиваемся на другую проблему - чиновники нам отвечают: вы же знаете, у нас официально два государственных языка. С этим никто не спорит, но не надо забывать, что именно русский является языком межнационального общения. Мы можем сколько угодно ссылаться на два госязыка в конституции Тувы, это не избавляет нас от задачи научить подрастающее поколение общаться с другими народами. И вот тогда будут решены вопросы толерантности, а также высшего образования и, как следствие, исчезнут многие экономические проблемы нашего региона.

КР: Известно, что в Туве множество школ, в которых все обучение ведется на национальном языке. Не задевает ли это права русскоязычных?

З.Д.: Согласно ФЗ «Об образовании в РФ», образование может вестись на любом из государственных языков. И если в том или ином муниципалитете выбирают базисный план, по которому все предметы вплоть до старших классов преподают на тувинском, понятно, что местные школьники испытывают огромные проблемы при переходе на русский.

Естественно, у русскоязычного населения есть гарантированное право получать образование на русском, но вся штука в том, что в большинстве районов носителей языка и русскоязычной среды в принципе уже не осталось, поэтому русский и преподают в школах как иностранный.

Так как русскоязычное население в Туве убывает с каждым годом, мы имеем такую картину: в сельских школах в русском классе сидят дети, из которых только один или двое - представители нетитульной нации. Говорят они, естественно, уже с акцентом, у них нет никаких навыков бытового общения. Получается, что наши власти идут по пути наименьшего сопротивления, продолжая усугублять ситуацию .

КР: А как вы оцениваете знание русского языка среди местных чиновников? Они-то, по логике и по закону, обязаны уметь им пользоваться.

З.Д.: Знаете, когда они дают интервью, хватаешься за голову. Поверьте, для меня это вопрос не праздный - я родилась и выросла в Туве, получила здесь образование, сама преподаю в школе, так что мне есть с чем сравнивать. Сейчас ситуация у нас действительно близка к критической.

В конкурсах, через которые проходят наши чиновники, говорится, что они должны владеть всеми госязыками. Тем не менее, в обыденной жизни почти все они говорят на родном языке. И невозможно сделать замечание, потому что в ответ сразу раздается: «а тувинский язык у нас государственный - кто нам может запретить на нем говорить? Если не нравится - сами его выучите!».

КР: Исходя из всего этого, надо полагать, вы и решили подписаться под обращением русскоязычных тувинцев к президенту. Однако среди ваших коллег в Туве есть и иная точка зрения - что в республике царит межнациональное согласие, русский язык всесторонне поддерживается властью и т.д…

З.Д.: Да, многие представители русскоязычного общества сейчас прессуют нас в СМИ, рассказывают, какие мы неблагодарные. Но знаете, если у нас все хорошо - почему доля русского населения в республике продолжает уменьшаться? Ведь это ключевой показатель. Я не буду углубляться в село, возьмем только городские школы - посмотрите, какой там процент учителей нетитульного народа, ведущих русский язык? Сколько таковых на кафедре русского языка в Тувинском государственном университете? Это тоже очень важно.

В конце концов, меня беспокоит, что умные образованные дети различных национальностей, в том числе и титульной, предпочитают при первой хорошей возможности из региона уезжать. Если они ищут, где лучше, значит, социально-экономическое положение Тувы ухудшается.

Беседу вел Иван Ваганов

Национализм, который так волнует всех при упоминании Тувы, конечно, присутствует у нас. Подчеркиваю «у нас», а не «в нас».Он не носит те утрированные формы, какие были в конце 80-х, когда я не могла найти работу в Кызыле, имея диплом и все привилегии молодого специалиста, натыкалась на отказ, как только переступала порог учреждения и работодатель видел мой тувинский фейс. По телефону все происходило замечательно. Мой русский не выдавал во мне тувинку и меня с радостью, расспросив про образование и прописку предлагали прийти оформиться. Я так и не попала даже в киоскеры. С большим трудом, свекровь, имеющая положение в обществе - жена главного врача лор - отделения республиканской больницы, дочь бывшего премьера Тувы, с кучей знакомых чиновников, устроила меня мыть полы в заброшенных помещениях киновидеообъединения на «Востоке» и по вечерам я удостаивалась права протереть полы в кабинете директора в «Найырале». Мы с мужем готовились к свадьбе и объезжали все магазины, где можно было хоть что-то найти к свадьбе, отстояв 2 км . очередь по талону новобрачных купили 2 шампуня и махровое полотенце, кольца искали в поселке «Каа-Хем», там, на задворках были еще магазины с «дефицитом» наудачу. Нас там чуть не арестовали. Русская продавщица (тувинцы в виде продавцов в Тувинской АССР могли быть только в глухих деревнях с мононаселением) вызвала милицию, увидев, что мы разглядываем витрину, пока она пила невдалеке чай. Это была ее привычная реакция на тувинские фейсы.
Перестройка началась, когда моя подружка Алла, блестяще знающая русский язык и литературу (сдавшая на отлично в Ленинградский институт культуры экзамены) почему-то все бросила и вернулась в Туву, и чтобы успокоить родителей подалась в наше училище искусств, но была завалена легедарной старухой с трехклассным церковноприходским «Платонычевой».
Алка подалась на продавца в торговый техникум и вскоре уже проходила практику в универмаге «Саяны», откуда поисчезали все русские продавцы. Это - началась перестройка. Нет, слава богам, никто никого не убивал и не выкидывал, но народ стал смываться из Тувы, потому что стало ясно - прежнего распределениядефицита тут уже не будет (Тува всегда отлично снабжалась, но не до всех это доходило),встал «Тывакобальт», встал «Тываасбест», оборонке уже не были нужны дотируемые предприятия, задержки зарплат исчислялись месяцами (муж приносил буханки денег, перевязанных шпагатом, завернутых в газеты) месяцев за 6 или 8 и снова без денег до следующего года. Вот тогда, когда за опустевшимиприлавками повсеместнопоявились молоденькие тувинки, для меня начался отсчет перестройки. Это безоценочное признание. Просто маркер времени был таким. Пышногрудые, хамистые тетеньки с начесами и в золотых перстнях поисчезали, тут и там стояли стеснительные тувинки, передабсолютно пустыми полками.

На Наадыме люди давились в очереди, развернутойв центре города ярмарки, животноводы привезли мясо, сметану, а минторг «выкинул» немного апельсин. Я, беременная, из этой очереди чуть не попала опять в милицию. Меня вытиснули уже перед самым носом продавщицы (русской классической тетеньки), она же видя все, не стала завешивать и отмахнулась. Я заспорила. «Может милицию вызвать? Ишь какая умная! Понаедут тут из аулов!»В общем, такие эпизоды были не единичны, и милиция забирала даже еще одну мою подругу, преподавателя, когда она заспорила с вахтером, в единственном общежитиипединститута, куда хотела забежать к знакомой.
На вахтах тоже повсеместно сидели угрюмые русские люди, какие-то мрачные тетки и дядьки с наколками, матерящиеся и злющие, они прибивались туда, может после отбытия срокаи жили на рабочем месте, устанавливая какие-то зековские правила, абсолютно точно отвечая ожиданиям советской системы гипернадзирания за всем.
Сейчас, когда в Москве возродился институт домовладений с консьержами, откуда то снова выплыли аналогичные типажи, неграмотные угрюмые тетки и бабушки с холодным блеском чекистов в глазах, я съехала из однойквартиры, не в силах переносить этот ежедневный злобный комментарий и месть, в видесадистски долго открываемой двери и расспросов.
За тувинцами в советское время априори не было права возражать, спорить. Система Советов имела и буквальный смысл. Фасад - первый секретарь тувинец, а зам обязательно русский. И у него де-факто гораздо больше полномочий и прав, чем у марионетки. Мнение русских советников было решающим и их статус еще во времена ТНР был выше, чем уруководителей правительства. Извращенное культуртрегерстворусское население Тувы сохраняет до сих пор. На него еще наслаивается обида. Быль отом, как на самого Току, объезжавшего «хозяйства» набросилась повариха, не признавшая первое лицо государства описана в книге. Он зашел на кухню, чтобы проверить, чем кормят рабочих, женщина обматерила его: «Ты сначала умывальником научись пользоваться сойот немытый,потом сюда заходи!».Мифы и легенды, разоблачающие отсталость «феодального строя» в угоду марксистко-ленинской теории формаций накрыли Туву так плотно, что до сих пор русские уверены, чтотувинцы не выжили бы без этих пресловутых рукомойников и знания кириллицы.
До сих пор русские, живущие в Туве, убеждены, что спасли нас от сифилиса и туберкулеза (завезенного с купцами и беглым людом, лихими золотоискателями). Чумка и холера выкашивали аалы, неурожай, а не венерические заболевания. Половой распущенности в тех масштабах, который так любят живописать до сих пор русские, в Туве не было, тувинки очень брезгливо относятся к запаху пота. Самое настоящее страдание от работы в смешанномколлективе, по признаниям людей, они испытывают от едкого запах подмышек.Тувинцы в силу другого рациона питания и иных физиологических особенностей, не так сильно потеют, у нас слабая растительность на теле, а запах подмышек - это исключительно редкое явление. «Аштаан орус» - оголодавший русский, так называли русских в 19 веке тувинцы без тени злобы или насмешки. Это такой же этноним, как «Огненная земля», «Бай Тайга» - богатая тайга, «Кара-Хол» - черное озеро.Первые переселенцы, и те, кто в период второй мировой добирались до Тувы с семьями, действительно попадали в «богатейшую засаянскую землицу». Откармливались. Выздоравливали. Пускали корни.
Тувинские дети хоть и бегали все лето почти нагишом, сверкали здоровыми белыми зубами, румянцем, крепкими пятками молотили бока волов, помогая родителям вспахивать землю под ячмень и просо, тувинский хлеб и ездили на тех же волах в буддийские храмы, изучать старомонгольскую письменность и санскритские тексты. Сиифилисом, туберкулезоми невежеством тут и не пахло.

Да, национализм в Туве есть. Пока мне мои русские коллеги журналисты будут говорить «да задолбал этот Наадым и эти тупые животноводы, не хочу я писать про них. Вот Ира Качан тоже сказала, что на фига ей эти тувинские праздники (а тетенька под будущий грант пишет умилительные статьи о тувинской культуре и обычаях, но как выясняется абсолютно бездушно и неискренне) она сказала, что лучше поснимает про Центр русской культуры». Все отлично. Только не стоило мне об этом говорить молоденькой коллеге, пойманной мною однажды на том, что, скачав из интернета роман про жизнь беспризорных, она в трех номерах печатал его, изменив место действия романана Кызыл. Когда с проблемами в редакцию приходят настоящие сироты, обитающие в люках, она отмахивалась от них «Надоели сосвоими проблемами, уже мозг вынесли». Не правда ли удобно воровать романы, а не узнавать про реальную жизнь? Я настояла, чтобы Союз журналистов Тувы вынес замечание заочнице журфака НГУ,никто не хотел этот сор выносить, всем было неловко, но по барабану. Ну подумаешь, своровала, все друг у другаперепечатывают без ссылок.

Национализм в Туве есть, потому что эта девочка и иже с нею, уверены, что они столп образованности, культуры, цивилизации в этой дикой республике. Они «жертвы» обстоятельств. Они - герои. В этом уверены и бизнесмены имеющие неплохие барыши в Туве, и депутатши, и министры, и плебс. Русская культура с тувинской никак не пересекаются. Не взаимодействуют. Русским абсолютно по фигу, за чем едут сюда туристысо всего мира. Для них- тувинец, источник опасности. И только. Национализм в Туве есть, потому что со времен СССРсохранилась диспропорция в распределении «благ» в смысле экономической теории, самые высокодоходные места так и сохранились за русскими руководителями и соответственно, персонал там проходит неписанный фейс -контроль.
Акционированные предприятия, с зарплатами руководителей в миллион рублей в месяц, с окладами по 100 тыс. руб.«Тыва энерго», ТЭЦ, угольный разрез, из бюджетных МЧС, военкоматы и Госнарконтроль -места, куда тувинцам вход воспрещен. Нет, там нет табличек, как в Красноярских клубах «вход для лиц кавказской национальности запрещен» , там просто никогда не возьмут на работу не русского. Проверено. Специально проверяла одна женщина, у которой при пристойной русской биографии есть чувство дискомфорта от того, что она там слышит от коллег и руководителей каждый день в отношении тувинцев и того места, где они так «работают» занимаясь лишь перепродажей энергии.Я была с сотрудниками МЧСв небольшом походе, это трудяги, родившиеся в Туве, вроде нормальные люди, но бессознательные нацисты. Они запретили мне и двум тувинцам подчиненным даже коротко, на уровне - да, нет, общаться на тувинском. Они не разрешали этим двум тувинским мужикам заваривать даже в своих котелках чай по-тувински с молоком и солью. Я то знаю, хоть и не любительница, что без тувинского чая тувинцу - хана. Мужики и в походе терпели, как они терпят на работе целыми днями, вроде бы и шутливые и с матерками придирки и ограничения. Но однажды, если напьются, не дай бог, молча зарежут. Безо всяких мотивов на первый взгляд. И боюсь, я пойму почему. В МЧС созданном Шойгу, тувинцы на паре тройке декоративных должностей и мне еще попалась одна техничка. Всё!
Такие моноколлективы - нас самом деле очаги национализма в Туве. Я никогда не слышала от тувинцев какого- то смакования недостатков или странностей русских, я ни разу не слышала негативно окрашенных разговоров на такие темы, и я постоянно слышу, оказываюсь свидетелем подобного трепа в русской среде, там, где меня или принимают «за свою» или вообще не берут во внимание, оккровенничая.
Это постоянное желание поднимать свой статус, быть уверенным в себе, но за счет принижения кого-то - характерная черта советских русских. Тувинские разговоры в дороге в походе, за пьянками, это вспоминание смешных историй, крайне редки категоричные оценки, негативные отзывы, я в этом смысле всегда оказываюсь абсолютно «не тувинкой» со своими расспросами и акцентуализацией. Общение для тувинцев это приятное занятие, не омрачаемое тем, что можно опустить, не упоминать, виртуозно обойти.Наши культуры никогда не совпадут. Я пыталась об этом писать еще лет пять назад. Попробую найти старый текст.

(кажется, написано в 2003 году)
60 лет вместе, это, знаете ли, подвиг… Понимая это, народная мудрость уже 50-летний порог совместной жизни возвела в «золотой» статус. Тува с Россией прожили дольше и решили помянуть этот факт празднично и с размахом. С сыпающимися с неба парашютистами (чужими), стучащимипуантами балеринами (на один вечер), лихими гонщиками (напрокат у соседей) и конечно фейерверком сопровождаемым ключевыми русскими словами (самымироднымидля любых аборигенов на бескрайних просторах России). Вздох восторга от длинного хвостапетарды вырывается у зевак на площади одновременным, мощным звукомиздающим - Ё-о-о… -и прекращается вместе с погасшей звездой единым выдохом - …вана! Прислушайтесь как-нибудь, к этому международному возгласу.

МезальянсРоссии с Тувой (обе женского рода) скорее подпадает под модель современныхотношений, которая называется шведской семьей. Как известно, в однополой семье не может быть общих детей, что, однако, не препятствуетвоспитанию уже имеющегося потомства. Общих детей, кроме (нужныхоборонке до поры до времени) сырьевыхкомбинатов между Тувой и Россиейи не было. Историкам будущего предстоит распутывать исчитать, чего у каждой стороны было больше: приобретений или потерь. Живущим здесь и сейчас (надо заметить, живущим лучше, чем в некоторых взрывоопасных регионах) приходится признать, что катастрофических иощутимых потерь Тува, в отличие от другихмалочисленных народов (вошедших в состав еще царской России) не понесла. Ассимиляции не произошло. Видимо предшествующий опыт тысячелетнего ига различных восточных каганатов (под кем только Тува не побывала) оставил после себя прививку отторжения. Ни языка (основополагающий признак), ни традиций, ни обычаев тувинцы не утратили. И если сопоставить потери России от коммуно-социалистическогоэксперимента, то промичуринский социальныйэксперимент по привитию двух кардинально разных культур оказался сравнительно легкимдля затерянного в Саянских горах народа.

60 безумных лет совместных тягот: коллективизации, войны, репрессий (в Туве по размаху они были ничуть не меньше, чем у Старшего Брата),индустриализации, кукурузных эпопей, освоения целины и т.д. так и не разомкнулипсихологических границ двух этносов. Но и не углубили существующей цивилизационной пропасти (тувинцы язычники, чья социальная жизньрегламентировалась родовыми обязательствами и верой во власть Природы и беглые православные крестьяне, открепившиеся даже от барина, рассчитывающие только на себя и Бога), персонажи разных исторических эпох, имеющие за плечами тысячелетний опыт, не совпадающий ни в чем,волей обстоятельств оказалисьв одной упряжи. Единого сплава из такогоразнородного материала не получилось.Тувинцы продолжают оставаться для русских, (как и русские для тувинцев) фактом окружающего бытия, с которым ты сросся. И относишься вполне безоценочно (за исключениемкрайних проявленийбытового шовинизма, чья природа имеет совсем другую историю и обоснование).

Подтверждение тому ничтожно малое количество совместных браков, генетическое отсутствие у коренного населения интереса к земледелию, огородничеству, при безоглядном желаниижить среди природы, «на воле»; разные векторыжизненных ориентиров, атавистически коллективистское - что скажут люди? -у тувинцев и прагматично индивидуалистическое - каждый отвечает за себя - у русских. Эти различия порождают в конечном счете феномен бесконфликтного сосуществования. Параллельного и не пересекающегося. Живя рядом, оба народа имеют мудрость не вторгаться в мир соседа с нравоучениями, сохранять круг собственных интересов и предпочтений.

Неизвестно, как сложилась бы история Тувы в случае выбора иного стратегического партнера. Но то, что паритет сложившийся сегодня имеет естественную природу, а не искусственно поддерживаемую властью «дружбу народов» (легко мутирующую во взаимную ненависть с террактами, как только ослабевают вожжи)свидетельствует в пользу того, что прошедшие 60 лет у Тувы с Россией окажутся союзом заключеннымне.


В аэропорту Кызыла тоненькая молодая девчонка укачивает сына. Хнычущий мальчишка на руках - с длинными кудрявыми локонами. Рядом - его старший брат. Он коротко острижен. Я понимаю почему и радуюсь, что хотя бы чуть-чуть, самую малость разбираю язык древних традиций этого удивительного народа. Младшему еще нет трех, а до трех лет тувинцы детей не стригут - обычай. Старший уже перешагнул этот рубеж, в три года его остриг кто-то из близких родственников, подарив взамен его первую живность: лошадь или корову. Эта семья недавних студентов (уже с двумя детьми!) живет в Новосибирске. А принадлежащий им скот пасется на просторах малой родины - на чабанских стоянках, которых в республике сотни.

Лошадь для тувинца - не просто средство передвижения. "Если у вас есть хороший скакун, вы можете за лето четыре автомобиля заработать". В республике очень популярны скачки, и призы для победителей весьма солидные. Фото: Нина Рузанова

"Нас мало, и мы все - родственники, все друг другу помогаем", - говорят тувинцы, и если это преувеличение, то небольшое. Ребенку до 18 лет продолжают дарить скот, так формируется тувинский "детский капитал", и это не сказки.

Доктор религиоведения, завотделом Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований Ульяна Бичелдей подтвердила "РГ": такой капитал есть и у ее 13-летнего внука, который, кстати повзрослев, собирается вырастить 5-6 ребятишек.

Гостей на кыштаге то и дело усаживают за стол, угощая национальными блюдами. А на прощанье вручают бараний курдюк. Фото: Нина Рузанова

Традиции кочевников не умирают, и сейчас скота в республике огромное количество. Обложить каждую из миллиона овечек налогом здесь не стремятся - и в этом мудрость руководства Тувы. Да, есть чабаны-миллионеры, но они никогда в жизни не оформят ИП и не будут делиться с государством. Лучше пусть обеспечивают себя и своих родственников. Так и люди сыты, и овцы целы - введение фискальной нагрузки может, неровен час, и к уничтожению поголовья привести.

В правительстве не только не рушат, но поддерживают традиционный уклад жизни, и не зря: программы, которые стоят на этом вековом основании, невероятно популярны. Вот, например, "Кыштаг для молодой семьи": молодежь до 35 лет, у которых нет работы, получают бесплатно 200 овец (там задействованы кредитные механизмы, но фактически участник программы не платит ничего, деньги бюджетные). Также семье выделяют средства для обустройства зимней стоянки: кыштаг - это зимовье. На тщательно выбранном со старейшинами месте (важно учесть все, вплоть до розы ветров) строятся дом и загоны для скота. Через два года семья должна вернуть эти 200 овечек, передать следующему начинающему чабану. А приплод они оставляют себе. "Я тоже хочу так жить!" - вздыхают чиновники, которых к участию в программе не допускают, хотя многие первым делом рвутся писать заявление об уходе из власти, чтобы взяли в кыштаг.

Понять их можно. 26-летняя Сырга и 33-летний Арсений Монгуш увеличили отару больше чем вдвое: 200 отдали, а еще 310 осталось. "Заработанное" стадо продолжает плодиться: на стоянке начался окот, ягнята носятся по кошаре, и Сырга счастлива. "О чем мечтаешь?" - спрашиваю. "Буду жить здесь до старости", - не задумываясь, серьезно отвечает Сырга. Мясо продают - один барашек "от чабана" стоит пять тысяч рублей. Кстати, тут же обретается брат Сырги, молодой специалист, выучившийся на учителя биологии, но "временно не работающий": в школе нет вакансий. Кажется, временное для него станет постоянным: работы на стоянке хватает, да и преподавать за 15 тысяч рублей он не рвется. Здешний завораживающий простор трудно променять на узкие школьные коридоры...

Стоянка Сырги и Арсения - в Сут-Хольском районе, недалеко от поселка Кара-Чыраа. На молодых чабанов (достойную кыштага семью выбирают на сходе голосованием) здесь большие надежды, и не только в животноводстве. Неподалеку от дома Монгуш поставили три нарядные юрты: сюда намерены возить туристов. Рядом красная гора Кызыл-Тайга, а там священное озеро Сут-Холь с водой молочного цвета: вот и маршрут для гостей готов.

Тува много лет держит "знамя" демографического лидера России. В среднем по стране процент многодетных семей - 5,8. В Туве - 32

Тува много лет держит "знамя" демографического лидера России. В среднем по стране процент многодетных семей - 5,8. В Туве - 32. Это 30 600 семей в регионе с населением в 315 тысяч. Республика рожает и без всяких искусственных стимулов, и даже, на взгляд городского эгоиста, вопреки всему. Потому что тувинцы, в отличие от многих из нас, помнят вечные истины - суть жизни не в ее пресловутом "качестве", не в квадратных метрах на человека и не в мегабитах в секунду. Они помнят, что маленький ребенок - это бог, который ходит среди нас. И что материнство священно. Женщина, родившая много детей, всегда почиталась здесь выше всех. А тех, у кого детей не было, - сторонились.

"Если детей много - ты богат!" Эту фразу произносит в разговоре со мной Эрес - в селе Бай-Хаак он лама (духовный наставник в буддизме, учился в дацане в Улан-Удэ), и у него самого детей не так много, как ему хотелось бы: всего четверо, младшему три года. Еще Эрес с женой Чойганмаа вырастили пятерых детей ее брата, оставшихся сиротами. Чойганмаа пару месяцев как впервые вышла на работу - юристом в районную больницу за 18 тысяч. Эрес денег за свои молитвы не берет, только пожертвования: кто сколько может. Детские пособия - 700 рублей в месяц на всех. Как живут? Натуральным хозяйством.

Алла Ондар, которая руководит администрацией поселка Балгазын (рядом - сосновый бор, это заказник), пышет энергией: "Мы все просчитали! Если делать варенье и топливо из шишек - вы бы знали, как они весело горят в печи! - то внакладе не останешься! Варенье продавали бы в Кызыле. Или даже за пределами Тувы. Нужно только найти партнеров - может быть, газета нам поможет?" С партнерами пока сложно. Сейчас республика чем-то напоминает Волшебную страну из сказки про Элли и ее друзей: от остального мира ее отделяли непроходимые горы, которые герои преодолевали разными способами. Так и Тува - с одной стороны горы ("съездить за Саяны" - здешнее устойчивое выражение), с другой - граница с Монголией, которую можно пересекать только гражданам России и Монголии, другим хода нет. Экономика региона, по сути, анклавная.

Над тем, чтобы изменить статус границы и сделать ее многосторонней, руководство Тувы бьется уже несколько лет. Безрезультатно. Есть давние приказы пограничной службы, которые никто не собирается менять. А ведь если бы открыть границу да сделать аэропорт Кызыла международным, моментально наладились бы связи с Китаем. Туда можно было продавать мясо и другие продукты животноводства, которые сейчас не возят никуда за пределы республики - слишком дорого. Туда пошел бы и местный уголь, который сейчас вывозить нерентабельно, и другие полезные ископаемые. Плюс туристы, сейчас их количество в мегапритягательном регионе в год не дотягивает до 100 тысяч (для сравнения: в Алтайском крае больше миллиона), и все из-за низкой транспортной доступности. Редкие гости-китайцы добираются до Тувы вкруговую: через Красноярск или Новосибирск, хотя напрямую расстояние от Кызыла до Урумчи чуть больше тысячи километров.

"Нужны ворота в Азию!" - чуть не плачут представители Тувы на крупных экономических форумах. "А не много ли ворот у нас, зачем еще одни?" - отвечают им. Хотя затрат на обустройство границы и аэропорта требуется не так и много. Гораздо больше средств нужно на строительство железной дороги Курагино - Кызыл: с годами этот проект становится все более фантастическим. Свыше 140 миллиардов рублей, и большая часть должна принадлежать частному инвестору. Желающих вложить такие деньги в долгоиграющий проект нет.

Правда, справедливости ради скажем, что многие тувинцы и не хотели бы бурного экономического роста, который неминуемо приведет к уничтожению самобытности территории. Например, Ульяна Бичелдей недавно вернулась из Монголии, где изучала быт местных тувинцев. Они живут, пожалуй, беднее наших. Но совершенно счастливы тем, что имеют: воздух, кристально чистая вода, дети... Может быть, и наша Тува не случайно прячется от нашествия чужаков за Саянами?