Высказывание в котором два или несколько предложений. Текст это высказывание, в котором два или несколько предожений. Предложения. Страничка для любознательных

Логика высказываний , называемая также пропозициональной логикой - раздел математики и логики, изучающий логические формы сложных высказываний, построенных из простых или элементарных высказываний с помощью логических операций.

Логика высказываний отвлекается от содержательной нагрузки высказываний и изучает их истинностное значение, то есть является ли высказывание истинным или ложным.

Рисунок сверху - иллюстрация явления, известного как "Парадокс лжеца". При этом, на взгляд автора проекта, такие парадоксы возможны только в средах, несвободных от политических заморочек, где на ком-то могут априори поставить клеймо лжеца. В естественном многослойном мире на предмет "истины" или "лжи" оцениваются только отдельно взятые высказывания . И далее на этом уроке вам представится возможность самим оценить на этот предмет немало высказываний (а затем посмотреть правильные ответы). В том числе сложных высказываний, в которых более простые связаны между собой знаками логических операций. Но прежде рассмотрим сами эти операции над высказываниями.

Логика высказываний применяется в информатике и программировании в виде объявления логических переменных и присвоения им логических значений "ложь" или "истина", от которых зависит ход дальнейшего исполнения программы. В небольших программах, где задействована лишь одна логическая переменная, этой логической переменной часто даётся имя, например, "флаг" ("flag") и подразумевается, что "флаг поднят", когда значение этой переменной - "истина" и "флаг опущен", когда значение этой переменной - "ложь". В программах большого объёма, в которых несколько или даже очень много логических переменных, от профессионалов требуется придумывать имена логических переменных, имеющих форму высказываний и смысловую нагрузку, отличающую их от других логических переменных и понятных другим профессионалам, которые будут читать текст этой программы.

Так, может быть объявлена логическая переменная с именем "ПользовательЗарегистрирован" (или его англоязычный аналог), имеющая форму высказывания, которой может быть присвоено логическое значение "истина" при выполнении условий, что данные для регистрации отправлены пользователем и эти данные программой признаны годными. В дальнейших вычислениях значения переменных могут меняться в зависимости от того, какое логическое значение ("истина" или "ложь") имеет переменная "ПользовательЗарегистрирован". В других случах переменной, например, с именем "ДоДняХОсталосьБолееТрёхДней", может быть присвоено значение "Истина" до некоторого блока вычислений, а в ходе дальнейшего исполнения программы это значение может сохраняться или меняться на "ложь" и от значения этой переменной зависит ход дальнейшего исполнения программы.

Если в программе используются несколько логических переменных, имена которых имеют форму высказываний, и из них строятся более сложные высказывания, то намного проще разрабатывать программу, если перед её разработкой записать все операции с высказываний в виде формул, применяемых в логике высказываний, чем мы в ходе этого урока и займёмся.

Логические операции над высказываниями

Для математических высказываний всегда можно сделать выбор между двумя различными альтернативами "истина" и "ложь", а для высказываний, сделанных на "словесном" языке, понятия "истинности" и "ложности" несколько более расплывчаты. Однако, например, такие словесные формы, как "Иди домой" и "Идёт ли дождь?", не являются высказываниями. Поэтому понятно, что высказываниями являются такие словесные формы, в которых что-либо утверждается . Не являются высказываниями вопросительные или восклицательные предложения, обращения, а также пожелания или требования. Их невозможно оценить значениями "истина" и "ложь".

Высказывания же, напротив, можно рассмотривать как величину, которая может принимать два значения: "истина" и "ложь".

Например, даны суждения: "собака - животное", "Париж - столица Италии", "3

Первое из этих высказываний может быть оценено символом "истина", второе - "ложь", третье - "истина" и четвёртое - "ложь". Такая трактовка высказываний составляет предмет алгебры высказываний. Будем обозначать высказывания большими латинскими буквами A , B , ..., а их значения, то есть истину и ложь, соответственно И и Л . В обычной речи употребляются связи между высказываниями "и", "или" и другие.

Эти связи позволяют, соединяя между собой различные высказывания, образовывать новые высказывания - сложные высказывания . Например, связка "и". Пусть даны высказывания: "π больше 3" и высказывание "π меньше 4". Можно организовывать новое - сложное высказывание "π больше 3 и π меньше 4". Высказывание "если π иррационально, то π ² тоже иррационально" получается связыванием двух высказываний связкой "если - то". Наконец, мы можем получить из какого-либо высказывания новое - сложное высказывание - отрицая первоначальное высказывание.

Рассматривая высказывания как величины, принимающие значения И и Л , мы определим далее логические операции над высказываниями , которые позволяют из данных высказываний получать новые - сложные высказывания.

Пусть даны два произвольных высказывания A и B .

1 . Первая логическая операция над этими высказываниями - конъюнкция - представляет собой образование нового высказывания, которое будем обозначать A B и которое истинно тогда и только тогда, когда A и B истинны. В обычной речи этой операции соответствует соединение высказываний связкой "и".

Таблица истинности для конъюнкции:

A B A B
И И И
И Л Л
Л И Л
Л Л Л

2 . Вторая логическая операция над высказываниями A и B - дизъюнкция, выражаемая в виде A B , определяется следующим образом: оно истинно тогда и только тогда, когда хотя бы одно из первоначальных высказываний истинно. В обычной речи эта операция соответствует соединению высказываний связкой "или". Однако здесь мы имеем не разделительное "или", которое понимается в смысле "либо-либо", когда A и B не могут быть оба истинны. В определении логики высказываний A B истинно и при истинности лишь одного из высказываний, и при истинности обоих высказываний A и B .

Таблица истинности для дизъюнкции:

A B A B
И И И
И Л И
Л И И
Л Л Л

3 . Третья логическая операция над высказываниями A и B , выражаемая в виде A B ; полученное таким образом высказывание ложно тогда и только тогда, когда A истинно, а B ложно. A называется посылкой , B - следствием , а высказывание A B - следованием , называемая также импликацией. В обычной речи эта операция соответствует связке "если - то": "если A , то B ". Но в определении логики высказываний это высказывание всегда истинно независимо от того, истинно или ложно высказывание B . Это обстоятельство можно кратко сформулировать так: "из ложного следует всё, что угодно". В свою очередь, если A истинно, а B ложно, то всё высказывание A B ложно. Оно будет истинным тогда и только тогда, когда и A , и B истинны. Кратко это можно сформулировать так: "из истинного не может следовать ложное".

Таблица истинности для следования (импликации):

A B A B
И И И
И Л Л
Л И И
Л Л И

4 . Четвёртая логическая операция над высказываниями, точнее над одним высказыванием, называется отрицанием высказывания A и обозначается ~ A (можно встретить также употребление не символа ~, а символа ¬, а также верхнего надчёркивания над A ). ~ A есть высказывание, которое ложно, когда A истинно, и истинно, когда A ложно.

Таблица истинности для отрицания:

A ~ A
Л И
И Л

5 . И, наконец, пятая логическая операция над высказываниями называется эквивалентностью и обозначается A B . Полученное таким образом высказывание A B есть высказывание истинное тогда и только тогда, когда A и B оба истинны или оба ложны.

Таблица истинности для эквивалентности:

A B A B B A A B
И И И И И
И Л Л И Л
Л И И Л Л
Л Л И И И

В большинстве языков программирования есть специальные символы для обозначения логических значений высказываний, записываются они почти во всех языках как true (истина) и false (ложь).

Подытожим вышесказанное. Логика высказываний изучает связи, которые полностью определяются тем, каким образом одни высказывания строятся из других, называемых элементарными. Элементарные высказывания при этом рассматриваются как целые, не разложимые на части.

Систематизируем в таблице ниже названия, обозначения и смысл логических операций над высказываниями (они нам вскоре вновь понадобятся для решения примеров).

Связка Обозначение Название операции
не отрицание
и конъюнкция
или дизъюнкция
если..., то... импликация
тогда и только тогда эквивалентность

Для логических операций верны законы алгебры логики , которые можно использовать для упрощения логических выражений. При этом следует отметить, что в логике высказываний отвлекаются от смыслового содержания высказывания и ограничиваются рассмотрением его с той позиции, что оно либо истинно, либо ложно.

Пример 1.

1) (2 = 2) И (7 = 7) ;

2) Не(15 ;

3) ("Сосна" = "Дуб") ИЛИ ("Вишня" = "Клён") ;

4) Не("Сосна" = "Дуб") ;

5) (Не(15 20) ;

6) ("Глаза даны, чтобы видеть") И ("Под третьим этажом находится второй этаж") ;

7) (6/2 = 3) ИЛИ (7*5 = 20) .

1) Значение высказывания в первых скобках равно "истина", значение выражения во вторых скобках - также истина. Оба высказывания соединены логической операцией "И" (смотрим правила для этой операции выше), поэтому логическое значение всего данного высказывания - "истина".

2) Значение высказывания в скобках - "ложь". Перед этим зтим высказыванием стоит логическая операция отрицания, поэтому логическое значение всего данного высказывания - "истина".

3) Значение высказывания в первых скобках - "ложь", значение высказывания во вторых скобках - также "ложь". Высказывания соединены логической операцией "ИЛИ" и ни одно из высказываний не имеет значения "истина". Поэтому логическое значение всего данного высказывания - "ложь".

4) Значение высказывания в скобках - "ложь". Перед этим высказыванием стоит логическая операция отрицания. Поэтому логическое значение всего данного высказывания - "истина".

5) В первых скобках отрицается высказывание во внутренних скобках. Это высказывание во внутренних скобках имеет значение "ложь", следовательно, его отрицание будет иметь логическое значение "истина". Высказывание во вторых скобках имеет значение "ложь". Два этих высказывания соединены логической операцией "И", то есть получается "истина И ложь". Следовательно, логическое значение всего данного высказывания - "ложь".

6) Значение высказывания в первых скобках - "истина", значение высказывания во вторых скобках - также "истина". Два этих высказывания соединены логической операцией "И", то есть получается "истина И истина". Следовательно, логическое значение всего данного высказывания - "истина".

7) Значение высказывания в первых скобках - "истина". Значение высказывания во вторых скобках - "ложь". Два этих высказывания соединены логической операцией "ИЛИ", то есть получается "истина ИЛИ ложь". Следовательно, логическое значение всего данного высказывания - "истина".

Пример 2. Запишите с помощью логических операций следующие сложные высказывания:

1) "Пользователь не зарегистрирован";

2) "Сегодня воскресенье и некоторые сотрудники находятся на работе";

3) "Пользователь зарегистрирован тогда и только тогда, когда отправленные пользователем данные признаны годными".

1) p - одиночное высказывание "Пользователь зарегистрирован", логическая операция: ;

2) p - одиночное высказывание "Сегодня воскресенье", q - "Некоторые сотрудники находятся на работе", логическая операция: ;

3) p - одиночное высказывание "Пользователь зарегистрирован", q - "Отправленные пользователем данные признаны годными", логическая операция: .

Решить примеры на логику высказываний самостоятельно, а затем посмотреть решения

Пример 3. Вычислите логические значения следующих высказываний:

1) ("В минуте 70 секунд") ИЛИ ("Работающие часы показывают время") ;

2) (28 > 7) И (300/5 = 60) ;

3) ("Телевизор - электрический прибор") И ("Стекло - дерево") ;

4) Не((300 > 100) ИЛИ ("Жажду можно утолить водой")) ;

5) (75 < 81) → (88 = 88) .

Пример 4. Запишите с помощью логических операций следующие сложные высказывания и вычислите их логические значения:

1) "Если часы неправильно показывают время, то можно невовремя прийти на занятия";

2) "В зеркале можно увидеть своё отражение и Париж - столица США";

Пример 5. Определите логическое значение выражения

(p q ) ↔ (r s ) ,

p = "278 > 5" ,

q = "Яблоко = Апельсин" ,

p = "0 = 9" ,

s = "Шапка покрывает голову" .

Формулы логики высказываний

Понятие логической формы сложного высказывания уточняется с помощью понятия формулы логики высказываний .

В примерах 1 и 2 мы учились записывать с помощью логических операций сложные высказывания. Вообще-то они называются формулами логики высказываний.

Для обозначения высказываний, как и упомянутом примере, будем продолжать использовать буквы

p , q , r , ..., p 1 , q 1 , r 1 , ...

Эти буквы будут играть роль переменных, принимающих в качестве значений истинностные значения "истина" и "ложь". Эти переменные называются также пропозициональными переменными. Мы будем далее называть их элементарными формулами или атомами .

Для построения формул логики высказываний кроме указанных выше букв используются знаки логических операций

~, ∧, ∨, →, ↔,

а также символы, обеспечивающие возможность однозначного прочтения формул - левая и правая скобки.

Понятие формулы логики высказываний определим следуюшим образом:

1) элементарные формулы (атомы) являются формулами логики высказываний;

2) если A и B - формулы логики высказываний, то ~A , (A B ) , (A B ) , (A B ) , (A B ) тоже являются формулами логики высказываний;

3) только те выражения являются формулами логики высказываний, для которых это следует из 1) и 2).

Определение формулы логики высказываний содержит перечисление правил образования этих формул. Согласно определению, всякая формула логики высказываний либо есть атом, либо образуется из атомов в результате последовательного применения правила 2).

Пример 6. Пусть p - одиночное высказывание (атом) "Все рациональные числа являются действительными", q - "Некоторые действительные числа - рациональные числа", r - "некоторые рациональные числа являются действительными". Переведите в форму словесных высказываний следующие формулы логики высказываний:

6) .

1) "нет действительных чисел, которые являются рациональными";

2) "если не все рациональные числа являются действительными, то нет рациональных чисел, являющихся действительными";

3) "если все рациональные числа являются действительными, то некоторые действительные числа - рациональные числа и некоторые рациональные числа являются действительными";

4) "все действительные числа - рациональные числа и некоторые действительные числа - рациональные числа и некоторые рациональные числа являются действительными числами";

5) "все рациональные числа являются действительными тогда и только тогда, когда не имеет место быть, что не все рациональные числа являются действительными";

6) "не имеет места быть, что не имеет место быть, что не все рациональные числа являются действительными и нет действительных чисел, которые являются рациональными или нет рациональных чисел, которые являются действительными".

Пример 7. Составьте таблицу истинности для формулы логики высказываний , которую в таблице можно обозначить f .

Решение. Составление таблицы истинности начинаем с записи значений ("истина" или "ложь") для одиночных высказываний (атомов) p , q и r . Все возможные значения записываются в восемь строк таблицы. Далее, определяя значения операции импликации, и продвигаясь вправо по таблице, помним, что значение равно "лжи" тогда, когда из "истины" следует "ложь".

p q r f
И И И И И И И И
И И Л И И И Л И
И Л И И Л Л Л Л
И Л Л И Л Л И И
Л И И Л И Л И И
Л И Л Л И Л И Л
Л Л И И И И И И
Л Л Л И И И Л И

Заметим, что никакой атом не имеет вида ~A , (A B ) , (A B ) , (A B ) , (A B ) . Такой вид имеют сложные формулы.

Число скобок в формулах логики высказываний можно уменьшить, если принять, что

1) в сложной формуле будем опускать внешнюю пару скобок;

2) упорядочим знаки логических операций "по старшинству":

↔, →, ∨, ∧, ~ .

В этом списке знак ↔ имеет самую большую область действия, а знак ~ - самую маленькую. Под областью действия знака операции понимаются те части формулы логики высказываний, к которым применяется (на которые действует) рассматриваемое вхождение этого знака. Таким образом, можно опускать во всякой формуле те пары скобок, которые можно восстановить, учитывая "порядок старшинства". А при восстановлении скобок сначала расставляются все скобки, относящиеся ко всем вхождениям знака ~ (при этом мы продвигаемся слева направо), затем ко всем вхождениям знака ∧ и так далее.

Пример 8. Восстановите скобки в формуле логики высказываний B ↔ ~ C D A .

Решение. Скобки восстанавливаются пошагово следующим образом:

B ↔ (~ C ) ∨ D A

B ↔ (~ C ) ∨ (D A )

B ↔ ((~ C ) ∨ (D A ))

(B ↔ ((~ C ) ∨ (D A )))

Не всякая формула логики высказываний может быть записана без скобок. Например, в формулах А → (B C ) и ~ (A B ) дальнейшее исключение скобок невозможно.

Тавтологии и противоречия

Логические тавтологии (или просто тавтологии) - это такие формулы логики высказываний, что если буквы произвольным образом заменить высказываниями (истинными или ложными), то в результате всегда получится истинное высказывание.

Так как истинность или ложность сложных высказываний зависит лишь от значений, а не от содержания высказываний, каждому из которых соответствует определённая буква, то проверку того, является ли данное высказывание тавтологией, можно подставить следующим способом. В исследуемом выражении на место букв подставляются значения 1 и 0 (соответственно "истина" и "ложь") всеми возможными способами и с использованием логических операций вычисляются логические значения выражений. Если все эти значения равны 1, то исследуемое выражение есть тавтология, а если хотя бы одна подстановка даёт 0, то это не тавтология.

Таким образом, формула логики высказываний, которая принимает значение "истина" при любом распределении значений входящих в эту формулу атомов, называется тождественно истинной формулой или тавтологией .

Противоположный смысл имеет логическое противоречие. Если все значения высказываний равны 0, то выражение есть логическое противоречие.

Таким образом, формула логики высказываний, которая принимает значение "ложь" при любом распределении значений входящих в эту формулу атомов, называется тождественно ложной формулой или противоречием .

Кроме тавтологий и логических противоречий существуют такие формулы логики высказываний, которые не являются ни тавтологиями, ни противоречиями.

Пример 9. Составьте таблицу истинности для формулы логики высказываний и определите, является ли она тавтологией, противоречием или ни тем, ни другим.

Решение. Составляем таблицу истинности:

И И И И И
И Л Л Л И
Л И Л И И
Л Л Л Л И

В значениях импликации не встречаем строку, в которой из "истины" следует "ложь". Все значения исходного высказывания равны "истине". Следовательно, данная формула логики высказываний является тавтологией.

Буквы мы составляем в слова, слова в предложения, а предложения в тексты. В этой статье мы разберем, что такое предложение и текст .

Современное русское письмо называют буквенно-звуковым. Такое название ему дано потому, что свою устную речь мы передаем на письме с помощью букв.

Существовало в прошлом картинное, или рисуночное, письмо. Такое письмо люди разных стран используют теперь в дорожных знаках, в различных вывесках. (По А. Моисееву)

Во время общения мы обмениваемся мыслями, задаем друг другу вопросы, отвечаем на них. Для этого мы используем конструкции, построенные из слов. Такие конструкции называются предложениями.

Предложение – это одно или несколько слов связанных по смыслу и грамматически (употребляя предлоги и союзы и изменяя формы слов).

Предложения выражают мысли и чувства, они отличаются интонационной законченностью.

Текст – это два или несколько предложений связанных по смыслу.

Какие бывают предложения?

По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательные – это предложения, которые содержат в себе сообщение, о каком либо событии, или явлении, или о другом факте действительности.

Вопросительными называют предложения, которые имеют цель побудить собеседника высказать мысль, интересующую того, кто произносит это предложение. То есть цель у такого предложения – познавательная. В вопросительных предложениях часто употребляются слова помощники, такие как: зачем, почему, что, отчего и так далее.

Цель побудительного предложения – побуждение к действию, оно выражает волеизъявление говорящего.

Эмоционально окрашенные предложения, которые передаются с восклицанием – называются восклицательными .

Восклицательным может быть любое предложение по цели высказывания: повествовательное, побудительное и даже вопросительное:

Папа пришел!

Давайте будем дружить!

Сколько же вас?!

В разговорной речи для отрицания или утверждения используются слова – предложения Да. Нет.

Часто для отрицания используется частица не.

Пример: Ты не знаешь?

Частица не с глаголами пишется отдельно. Это орфограмма.

Знаки пунктуации

В конце каждого предложения ставятся свои знаки препинания.

В конце повествовательного предложения ставится точка (.) :

Стриж прилетел к нам поздней весной.

В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак (?) :

Почему ночью темно?

В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак (!) :

Поздравляю с днем рождения!

Итак, сведем виды предложений в таблицу:

виды предложений

знаки препинания

в конце предложения

по цели высказывания

по эмоциональной нагрузке

Повествовательные

Невосклицательные

Восклицательные

Точка (.)

Восклицательный знак (!)

Побудительные

Невосклицательные

Восклицательные

Точка (.)

Восклицательный знак (!)

Вопросительные

Невосклицательные

Восклицательные

Вопросительный знак (?)

Вопросительный и восклицательный знаки (?!)

Как связаны между собой слова в предложении?

Они связаны по смыслу и грамматически.

Два и более слова связанные между собой по смыслу называются словосочетанием .

Подробнее о словосочетании читайте .

Как говорилось ранее, слова складываются в текст . Каждый текст имеет свою тему. Тема – это то, о чем говорится в тексте.

Тексты бывают повествовательные, описательные и тексты – рассуждения.

О том, что произошло, рассказывается в повествовательных текстах. К таким текстам можно поставить вопрос – что случилось?

Тексты, описывающие события, людей, животных и различные предметы, называются описательными . К таким текстам можно поставить вопросы какой? какая? какие? и так далее.

О причинах явлений и событий говорится в текстах – рассуждениях . Эти тексты отвечают на вопрос почему?

Если вы хотите получать анонсы наших статей подпишитесь на рассылку “ “.

5. Прочитайте.

Ни в одной стране мира нет столько берёз , как у нас. Мила берёза русскому человеку. Она и в песнях, и в загадках, и в сказках . А сколько рек, деревень названо в честь нашей зелёной красавицы! Любит наш народ берёзку и за красоту её, и за пользу , которую она приносит.

  • Докажите, что предложения составляют текст. О чём в нём говорится? Определите тему текста.
  • Спишите. Подчеркните в выделенных словах изученные орфограммы.

6. Прочитайте.

      Берегите Россию -
      Нет России другой.
      Берегите её тишину и покой,
      Это небо и солнце,
      Этот хлеб на столе
      И родное оконце
      В позабытом селе...
      (Е. Синицын)

  • Спишите. Проверьте себя.

Вспомните! Текст - это высказывание, в котором два или несколько предложений связаны по смыслу и объединены общей темой. Текст имеет тему и главную мысль. Текст можно озаглавить.

7. Прочитайте.

Отец и сыновья

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Сыновья не слушались.

Вот отец велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько сыновья ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит: «Если в согласии жить будете, никто вас не одолеет. Если будете ссориться, да всё врозь - вас всякий легко погубит».

(Л. Толстой)

  • Определите тему и главную мысль текста.
  • Что отражает заголовок: тему или главную мысль текста?
  • Почему в тексте выделены три части? О чём говорится во вступительной, основной и заключительной частях текста?
  • Составьте план текста. Для этого придумайте к каждой части текста заголовок. Запишите план.
  • Устно передайте содержание каждой части.

Страничка для любознательных

О слове «каникулы»

Каникулой в древности называли самую яркую и самую главную звезду в созвездии Большого Пса - Сириус. Ежегодно она появлялась на небосводе в самом разгаре лета, 26 июля по нашему календарю. В июне начиналось жаркое время года, когда школьникам давали передышку. В честь звезды эти дни и прозвали каникулярными, каникулами. Сначала каникулами называли только летний отдых, потом слово каникулы стало относиться ко всякому перерыву в учении.

(Г. Юрмин)

8 . Прочитайте.

Первая вахта

Каникулы Саша проводил на большом корабле. Командовал крейсером Василий Васильевич. Он усыновил сироту Сашу и определил его в нахимовское училище.

Любили матросы маленького моряка. Души в нём не чаяли. Саша не бездельничал на корабле. Он подавал сигнальщикам флаги, помогал палубу мыть, картошку чистить.

Стали матросы думать, как лучше наградить Сашу за усердную службу. Ему разрешили отстоять на корабле первую в его жизни вахту.

Замер нахимовец на вахте. Хочется ему строгим быть, а не получается. Глаза выдают - так и сияют от радости.

Да и как не радоваться, когда Саше доверено важное дело - охрана флага корабля. Такое счастье не каждому выпадает!

(Е. Пермяк)

  • Определите тему и главную мысль текста.
  • Выпишите из каждой части текста трудные для написания слова.
  • Подготовьтесь к написанию изложения данного текста по самостоятельно составленному плану. Воспользуйтесь Памяткой 2 «Как подготовиться к изложению».

ка ни́кулы


Текст - это высказывание, в котором два или несколько предожений. Предложения в тексте объеденены общей темой и связаны по смыслу . Текст имеет свою тему и главную мысль. Текст можно озаглавить.

Типы текстов

Повествование – рассказывается, сообщается о чём-либо (что? где? как? когда произошло?)

Описание – описывается внешний вид человека, животного, картина природы, событие (какой? какая? какое? какие?).

Рассуждение – объясняется, доказывается что-либо; говорится о причинах явлений, событий (почему?).

Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

Осень. Раннее утро. Веет свежий ветерок. В воздухе летят паутинки.

Слова в предложении связаны по смыслу.

Предложения, в которых о чём-либо сообщается (повествуется), - это повествовательные предложения. В конце повествовательных предложений ставится точка или восклицательный знак.

Предложения, которые содержат вопрос, - это вопросительные предложения. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.

Предложения, в которых побуждают к действию (просят, приказывают, советуют), - это побудительные предложения. В конце побудительных предложений ставится точка или восклицательный знак.

Предложения, в которых выражены какие-либо сильные чувства (восторг, радость, обида, печаль, удивление, испуг), - это восклицательные предложения.

Восклицательные предложения произносятся с восклицательной интонацией.

В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак (!).

Предложения, которые произносятся без восклицательной интонации, - это невосклицательные предложения.

Виды предложений

По цели высказывания – повествовательные, вопросительные, побудительные.

По интонации – невосклицательные и восклицательные.

Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того (лицо или предмет), к кому обращена речь. Чаще всего обращение отделяется от других слов запятой.

Что, Иванушка , не весел?

Что головушку повесил?

А поведай мне, добрый молодей,

Ты какого-роду племени,

Каким именем прозываешься?

М. Лермонтов

Прощай же, море , не забуду

Твоей торжественной красы.

А. Пушкин

Члены предложения

Главные члены предложения:

Подлежащее – обозначает о ком или о чём говорится в предложении, отвечает на вопросы кто? или что?

Сказуемое – обозначает, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает? и др.

Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения.

Второстепенные члены предложения – поясняют главные и другие члены предложения, отвечают на вопросы кого? чего? кому?ч? кем? чем? о ком? о чём? какой? какая? где? куда? как? откуда? когда? и др.

Простое предложение – это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа . Основа простого предложения может состоять:


  • либо из двух главных членов (подлежащего и сказуемого):
Гроза быстро надвигалась .

  • либо только из одного главного члена (только подлежащего или только сказуемого)
Раннее утро. Светает .

Сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых предложений. В нём может быть две и более грамматических основ. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой.

Бор сосновый в стране одинокой стоит,

В нём ручей меж деревьев бежит .

А. Толстой

Слова и, а, но – это союзы. Перед союзом в сложном предложении всегда ставится запятая.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопросов. Вопрос ставится от главного слова к зависимому:

Пшеница (какая?) густая,

Созрела (где?) в поле.

Над главным словом в словосочетании ставится знак х, а связь главного слова с зависимым словом обозначается знаком

Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетания. Это нераспространённое предложение.

Лексическое значение слова

То, что обозначает слово, является его лексическим значением . Лексическое значение слова можно определить по толковому словарю.

Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки: метель, вьюга, пурга, буран.

Антонимы – это слова, противоположные по смыслу: храбрый – трусливый, крошечный – огромный.

В языке есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения. Такие слова называются омонимами . Например, одно слово лук означает «огородное растение», другое слово лук имеет значение «старинное оружие для метания стрел».

Словосочетание – это «сложное название», которое более точно , чем слово, может назвать:


  • предмет: стол – письменный стол;

  • действие: светит – ярко светит;

  • признак: храбрый – очень храбрый .
Выражение повесил нос имеет переносное значение «расстраиваться». Его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют. Такие сочетания слов называются устойчивыми .

Устойчивые сочетания слов называются фразеологизмами . В них нельзя заменить или пропустить какое-либо слово, иначе изменится смысл: ни свет ни заря, прикусил язык.

Когда мы объясняем значение устойчивых сочетаний, мы имеем в виду смысл всего выражения в целом, а не отдельных слов:


  • ни свет ни заря означает «рано, до рассвета»;

  • прикусил язык имеет значение «замолчал».
Части речи

Предлоги не могут употребляться самостоятельно (например, без имени существительного). Они не являются членами предложения.

Слова, называющие числа, - это имена числительные .

Имя числительное – это часть речи. Имена числительные обозначают количество предметов или их порядок при счёте. К ним можно поставить вопросы:

сколько? Семь, восемь, десять;

который? Первый, второй.

Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

Берёз а – берз ка, орех-орех овый.

Жёлт ый – желт еет, желт изна, желт ок.

одинаково .

Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы], [и]

обозначаются буквами а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю, я.

Гласный звук


  • состоит из голоса

  • при произнесении гласного звука воздух через рот проходит свободно, без преград (со стороны губ, зубов, языка)

  • образует слог: у|ро́к
Гласные звуки бывают ударные и безударные.

Согласный звук


  • состоит из голоса и шума или только шума

  • при произнесении согласного звука воздух встречает во рту преграду (со стороны губ, зубов, языка)

  • вместе с гласным звуком образует слог:
за|ря́

Согласные звуки бывают парные и непарные по глухости-звонкости и твёрдости – мягкости.

звонкие: [б], [ в], [г], [д] , [ж], [з] , [л], [м], [н], [р]

глухие: [п] , [ф] , [к], [т], [ш] , [с], [х], [ц]

звонкие: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [л’], [м’], [н’], [р’], [й’]

глухие: [п’], [ф’], [к’], [т]’, [с’], [х’], [ч’], [щ’]

Буквы : б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ

Мягкость согласного звука на письме обозначается буквами е, ё, ю, я, и, а также буквой ь (мягкий знак), твёрдость – буквами а, о, у, э, ы.

Разделительный мягкий знак (Ь) пишется в корне слова после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е,ё ,ю, я, и.

В этом случае звук [й’] и последующий гласный звук.

[й‘э] [й‘о] [й‘а] [й‘у] [й‘и]

Атель е, ружь ё, семь я, вь юга, ручь и.

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Чтобы найти корень , надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть: берёз а – берез няк, берёз онька, берёз овый, подберёз овик.

Корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково .

Голубь, голуб ок, голуб иный.

Класс, класс ный, внекласс ный.

Осина , осины , осине , осину – это формы одного и того же слова осина . Отличайте их от однокоренных слов: осина - осинник, осиновый.

Окончание – это изменяемая значимая часть слова , которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Когда? Какие?

В октябр е подул и сердит ые ветры.

Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова:

В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками (буквами). Такое окончание называется нулевым .

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов:


  • ходи́ть – пере ходи́ть, под ходи́ть;

  • до́брый – пре до́брый, за до́брить.

до-

о- / об-

на-

пред-

вы-

по-

от-

над-

пере-

в-

про-

под-

за-

при-

у-

с-

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокорен-ное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставой.

Под жарить (жарить, пере жарить).

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Лес – лесок , лесн ой, лесник , лесист ый.

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать одно-коренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.

Травк а (трава, травинк а, травушк а).

Часть слова без окончания называется основой слова. В основе слова заключено его лексическое значение.

Чтобы найти основу слова , нужно отделить окончание.

Комнатн ые цвет ы полива ют тёпл ой вод ой.

Буква, обозначающая безударный гласный звук, может быть в любой значимой части слова:


  • в приставке: при шёл;

  • в корне: да рить;

  • в суффиксе: мале нький;

  • в окончании: из земляники .
Буква, обозначающая парный по звонкости-глухости согласный звук, может быть в любой части слова:

  • в приставке: с делать;

  • в корне: четверг ;

  • в суффиксе: пирожок ;

  • в окончании: нет звуков .
Правописание гласных и согласных

в значимых частях слов


Безударный гласный звук

или парный по глухости-звонкости

согласный звук находится


В приставке

или суффиксе


в корне

Вспомните, как пишется эта приставка или суффикс:

С делать, мале нький, берёзо нька, пе ре писать, сея ть.

Проверить написание по словарю: вазо чка, рас сказать.

Большинство приставок и суффиксов пишется одинаково .


Подберите проверочное слово:

и стый, чи сто) чи стота;

(груз ить) груз , груз чик

Проверить написание по словарю: севе р, о бед, вок зал.

Корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково .


Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:

а) или изменить слово: дв о ры́ – двор, пч е ла́ – пчёлы ;

б) или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: дв о ры́ – двор, пч е ла́ – пчёлы.

Ударные и безударные гласные звуки в формах одного и того же слова и в корне однокоренных слов обозначаются одинаковой буквой.

Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным в корне , надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками [л], [м], [н], [р], [в]:

берег – берег а́ морков ка – морков н ый

хирург – хирург и снеж ки - снеж н ый

Когда в слове встречается сразу три или четыре соласных, один из них может не произноситься . Так, не произносятся звуки:

[л] – в слове солнце ;

] – в словах лестница, окрестность ;

[д] – в словах сердце, праздник ;

[ф] – в словах чувство, здравствуйте .

Однако буквой эти звуки обозначаются.

Буква, обозначающая непроизносимый согласный звук, - это орфограмма.

Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо:

(мест о) мест ность, (опозд ать) позд ний.

Удвоенная согласная в слове – это орфограмма. Написание слов с удвоенными согласными в корне надо проверять по словарю.

Удвоенные согласные встречаются:


  • в корне слов иностранного происхождения: перр он;

  • на стыке приставки и корня: подд ержка;

  • на стыке корня и суффикса: малинн ик.
Правописание суффиксов и приставок

Правописание суффиксов - ИК/ - ЕК


  • В суффиксе – ик сохраняется :
билетик – билетик и, билетик а.

  • В суффиксе – ек при изменении формы слова гласная буква исчезает :
горо́шек – горо́шк а – горо́шк и.

Правописание суффикса – ок

После шипящих под ударением в суффиксе – ок пишется буква о : пирож о́к, быч о́к, борщ о́к, пуш о́к.

Щ - о́к Ш

Крюч о ́к

Написание приставок не зависит от произношения.

Правописание приставок и предлогов

Приставка – это значимая часть слова, пишется слитно: по бежал. Между приставкой и корнем нельзя вставить слово.

Предлог – это самостоятельная часть речи, пишется раздельно с другими словами.

Между предлогом и следующим словом можно вставить другое слово или вопрос.

Шёл по тропинке – шёл по лесной тропинке; зашёл за товарищем – зашёл (за кем?) за товарищем.

Предлоги никогда не употребляются с глаголами: побежать по тропинке, закрыть за собой дверь.

Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок , которые оканчиваются согласным звуком, перед буквами е, ё,ю, я :

Съ е зд, подъ ё м, предъ юбилейный, объ я снить.

Разделительный твёрдый знак в слове – это орфоргамма :

разъ яснил, отъе хал, объ явление.

Разделительный твердый и мягкий знаки указывают , что следующая за ними буква (е, ё, ю, я) обозначает два звука: звук [й́́’] и последующий гласный звук.

Бель ё – бель[ й́́́о]́, подъ ём – подъ[ й’о́]м.

При переносе слова с одной строки на другую букву ъ (твёрдый знак) нельзя отделять от стоящей перед ней буквы:

подъ – езд, объ – ехать .


Текст

Текст.

Какие бывают тексты?

Типы текстов

Проверим себя!


Текст – высказывание, в котором два или несколько предложений.

Текст

Предложения в тексте объединены общей темой и связаны по смыслу.

Текст имеет свою тему и главную мысль. Текст можно озаглавить.

На главную


Типы текстов

Рассказывается, сообщается о чём-либо.

Повествование

Я оделся и вышел в сад. Резкий ветер обмыл лицо холодной водой, и сон сразу прошёл.

К. Паустовский

Что? Где? Как? Когда произошло?


Типы текстов

Описываются внешний вид человека, животного, картина природы, событие.

Описание

На дворе стоит серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанят в окна. Ветер плачет в трубах и воет, как собака, потерявшая хозяина.

А. П. Чехов

Какой? Какая? Какое? Какие?


Типы текстов

Объясняется, доказывается что-либо; говорится о причинах явлений, событий.

Рассуждение

Родители, давая имя ребёнку, всегда желали ему добра и счастья. Имя – это самое любимое и приятное слово для человека. Вы не раз чувствовали радость и нежность в душе, когда вас называли по имени ласково. Согласны?


побудительное

Какие бывают виды текстов?

Восклицательное, невосклицательное

вопросительное

Повествование, рассуждение, описание


Определи тип речи текста

Рассуждение

Подснежник. Первый весенний цветок. Чистый, свежий, пахнущий весной, он появился на проталинке среди пропитавшегося влагой снега. Его фарфоровая чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался хрупким и беззащитным. Но сколько в нём жизни, смелости, отваги. Не побоялся, первым вылез из мёрзлой земли. Настоящий герой.

Описание

Повествование


То, о чём говорится в теме

Что такое тема текста?

То, что нужно запомнить

То, о чём можно поспорить


Неверно

Текст состоит из предложений, связанных между собой одной темой. Верно ли это высказывание?

Верно

Не всегда так бывает

Должен быть большой рассказ


Река находится далеко от дома

Определи, какое предложение будет лишним, если ты составишь рассказ?

Ранним утром мы решили поехать на дачу.

Весь день мы занимались хозяйством.

От станции до дачи мы добрались очень быстро.


Определи тип речи текста

Описание

Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий свет ослепляет их.

Рассуждение

Повествование


Устная и печатная

Речь бывает устная, печатная и письменная?

Печатная и письменная

Устная и письменная


Каков должен быть порядок предложений, чтобы получился текст?

5, 3, 1, 2, 4

  • Снег прикроет семена и оставит пернатых без корма.
  • Ребята повесили кормушку с семечками около окна.
  • Надо готовить корм для птиц на долгую зиму.
  • Весело щебечут у кормушки птицы.
  • Скоро зима.

5, 1, 3, 2, 4

1, 5, 2, 3, 4


несколько предложений в тексте

Что такое абзац?

предложения записанные с красной строки

несколько смысловых частей текста;

первая строка с отступом


Заголовок указывает на то, о чём сказано в первом предложении.

На что указывает заголовок текста?

Заголовок никак не связан с текстом. Он ни на что не указывает

Заголовок указывает на то, о чём пойдёт речь в тексте.

Заголовок указывает на то, о чём сказано в конце текста.


Прочитай текст. Сколько в нем предложений?

Звенят ручьи надулись на деревьях пахучие почки увидали ребята первых скворцов стройные косяки гусей потянулись с юга высоко в небе показался караван журавлей побежали по тропинкам хлопотливые муравьи выбежал на опушку заяц-беляк сидит на пеньке, глядит вокруг вышел большой лось с бородкой и рогами радостное чувство наполняет душу.

выход


http:// img-fotki.yandex.ru/get/4800/200418627.3/0_106174_24f61044_orig.png книга

Информационные источники

http:// detcad6alenyshka.caduk.ru/images/83e6d734402b.png мальчик

https:// img-fotki.yandex.ru/get/4115/200418627.d1/0_14a514_b9161d24_orig.png ученик