Касатонов адмирал флота биография. Касатонов игорь владимирович. "меня решили убрать из севастополя от греха подальше"

На фрегате "Адмирал флота Касатонов" продолжаются достроечные работы. В марте этого года мы побывали на заводе "Северная верфь" и посмотрели, как строится фрегат проекта 22350.


На текущий момент судостроительное предприятие "Северная верфь" занято постройкой трех фрегатов проекта 22350: "Адмирал Горшков" (проходит государственные испытания в Баренцевом и Белом море), "Адмирал Касатонов" (находится в стадии достройки у причала судоверфи) и "Адмирал Головко" (завершено формирование корпуса, в ближайшее время будут установлены двигатели).

Спуск на воду "Касатонова" состоялся в декабре 2014 года. Заводские и государственные ходовые испытания намечены на 2017 год. Сдача фрегата планируется на конец 2017 года, после завершения всех испытаний, которые пройдут в два этапа. Первый - на Балтийском флоте, в полигонах боевой подготовки; второй - на Северном флоте, в акватории Баренцева моря.

Сейчас судостроительный завод приступил к оборудованию жилых помещений на фрегате. Корабелам предстоит большая работа, ведь численность экипажа "Касатонова" около 200 человек. Само же вселение личного состава планируется на ноябрь 2016 года. Первый экипаж фрегата пройдет к этому времени подготовку в объединенном учебном центре ВМФ России в Санкт-Петербурге.

"Параллельно со строительством нового корабля мы начинаем готовить экипаж. Теоретическая и практическая подготовка каждого члена экипажа осуществляется с использованием реалистичной тренажерной базы и новых обучающих программ. Каждый фрегат к моменту передачи его в состав ВМФ уже имеет подготовленный экипаж", - отмечает начальник центра капитан 1-го ранга Леонид Зинченко.

На фрегате продолжаются достроечные работы. Уже изготовлены, смонтированы и испытаны системы энергетических установок и общекорабельные системы с обслуживающими механизмами.

Закончены электромонтажные работы, обеспечен и проверен прием питания на главный распределительный щит в носовой и кормовой электростанциях. В данный момент корабль переводится на штатное освещение.

Также судостроители провели испытания топливных цистерн на герметичность. На корабль принято топливо. Кстати, фрегат «Адмирал Касатонов» способен брать запас топлива, который позволит ему преодолевать расстояния в 4,5 тысячи миль без дозаправки.

Фрегаты проекта 22350 разработаны Северным проектно-конструкторским бюро. Это корабли с длинным полубаком и со сплошной надстройкой, которая делает корабль менее заметным на радарах. Именно поэтому фрегаты проекта прозвали "невидимками".

"Адмирал флота Касатонов" предназначен для ведения боевых действий в океанских и морских районах против надводных кораблей и подводных лодок противника, отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения.

На вооружении "Касатонова" - корабельная артиллерийская установка А-192 калибра 130 миллиметров, пусковые установки для 16 крылатых ракет "Калибр-НК" и зенитно-ракетный комплекс "Полимент-Редут" для отражения воздушных ударов.

На корабле монтируется главный ударный комплекс, антенны и спецоборудование в постах и агрегатных. Уже установлена радиолокационная станция нового поколения, предназначенная для освещения воздушной и надводной обстановки на больших дистанциях.

Длина корабля - 135 метров, ширина - 16 метров. Водоизмещение - 4500 тонн. Фрегат способен развивать скорость до 30 узлов.

Фрегаты проекта 22350 относятся к принципиально новым боевым кораблям. Они способны решать поставленные задачи в акватории Мирового океана: дальность плавания корабля - 4,5 тысячи морских миль, автономность - 30 суток. А при дозаправке и восполнении продовольствия эти характеристики и вовсе неограниченны.

Гидроакустический комплекс корабля позволяет на совершенно новом качественном уровне осуществлять поиск, обнаружение и слежение за подводными лодками и на больших дистанциях "засекать" пуск торпед.

В марте 2014 года было объявлено, что первые два фрегата проекта 22350 войдут в состав Северного флота.

Дата рождения:10 февpаля 1939 Род Касатоновых происходит из Курской области. Отец - адмирал Владимир Афанасьевич Касатонов - был командующим Черноморским флотом в 1955-1962 годах
В 1956 году, после окончания средней школы (с серебрянной медалью), поступил в Черноморское высшее военно-морское училище им.П.С.Нахимова в Севастополе. Окончил училище в 1960 году по специальности "ракетное вооружение".
Кроме Военно-морского училища, закончил Военно-морские классы ВМФ, Военно-морскую академию, Академию Генерального штаба, факультет автоматики и телемеханики Севастопольского приборостроительного института (заочно)
Жена - Юлия Александровна - дочь контр-адмирала Трофимова
Адмирал. Действительный член Петровской академии наук и искусства
В октябре-декабре 1992 года Касатонов баллотировался в народные депутаты России на дополнительных выборах. Он был выдвинут военными моряками и жителями Новороссийска по 17-му Краснодарскому национально -территориальному округу (вакансия появилась в результате перехода народного депутата Владимира Шумейко на работу в правительство).
Среди соперников Касатонова были Константин Боровой и Николай Кондратенко. Выборы были признаны несостоявишимися из-за плохой явки избирателей (в апреле 1993 года на это место был избран Николай Кондратенко).
Жизненный путь:
Службу начинал лейтенантом на эсминце Черноморского Флота (ЧФ) "Гневный".
В 1961 году совершил на нем сверхдальний морской переход из Черного моря вокруг Европы, а затем - Северным морским путем на базу Тихоокеанского флота (ТОФ). На "Гневном" командовал батареей крылатых ракет, провел 6 успешных боевых пусков. Проводил занятия по пуску ракет с прибывшей на флот группой генералов из Военной академии Генерального штаба.
В 1970 году был назначен командиром большого противолодочного корабля (БПК) "Проворный" (ЧФ). В 1974 году, после окончания Военно-морской академии, принял командование новым БПК "Очаков", досрочно получив звание капитан 2-го ранга.
С 1981 по 1986 год командовал Кольской флотилией. В августе 1986 года был представлен на должность начальника штаба флота, но на флотилии произошло ЧП с гибелью людей и назначение не состоялось.
До назначения на должность командующего ЧФ (осенью 1991 года) Касатонов был начальником штаба Северного флота (в этой должности он возглавлял один из первых визитов советских военных кораблей в США).
С осени 1991 года по октябрь 1992 года был командующим Черноморским флотом.
В октябре 1992 Касатонов был назначен первым заместителем Главкома ВМФ России.Должность командующего ЧФ некоторое время оставалась вакантной. Затем командующим стал Эдуард Балтин.
Политические взгляды, позиция:
Является активным противником раздела Черноморского флота между Украиной и Россией, выступал против "украинизации" ЧФ и принятия личным составом присяги на верность Украине.
Касатонов уволил в запас мичманов и отстранил от должностей офицеров корабля под командованием капитана 3-го ранга Тимура Сулейменова, принявших такую присягу, после чего заявил: "Я буду так же поступать и впредь".
Организационные структуры ВМФ Украины адмирал назвал "вражескими организациями", обвинив их в подслушивании его телефонных разговоров, слежке за домом и машиной. Относительно возможности смены флагов сказал: "Существует морская традиция: если российский флаг поднят, то спущен он никогда не будет".
Неуступчивая позиция Касатонова вызывала остро-негативную реакцию со стороны украинских властей. Но несмотря на требования Киева снять Касатонова с должности командующего ЧФ, российское руководство долго этого не делало.

Основные события

Великая Отечественная война

Вершина карьеры

Ордена:

  • 3 ордена Ленина
  • Орден Октябрьской Революции
  • 2 ордена Красного Знамени
  • Орден Нахимова 2-й степени
  • 2 ордена Красной Звезды

Медали:

  • Медаль «За оборону Москвы»

Иностранные награды:

Владимир Афанасьевич Касатонов (1910 - 1989гг) - советский военачальник, Адмирал флота . На службе в ВМФ с 1927 года. Герой Советского Союза. Став моряком-подводником, он встретил Великую Отечественную Войну начальником штаба дивизиона подводных лодок в Ломоносове. В послевоенные годы В.А. Касатонов единственный в СССР адмирал, который командовал всеми тремя флотами – Северным , Балтийским и Черноморским ,а на Тихоокеанском флоте был первым заместителем командующего, начальником штаба флота. Руководил освоением ядерного оружия на флоте, введением в боевой состав атомных подводных лодок.

Детство и юность

Касатонов Владимир Афанасьевич родился 21 июля 1910 года в Петергофе Ленинградской области, в семье Георгиевского кавалера Первой мировой войны. Здесь он «заболел» морем. Окончил Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе в 1931 году, командирские классы учебного отряда подводного плавания имени С.М.Кирова в 1932 году, командный факультет Военно-морской академии имени К.Е.Ворошилова в 1941 году.

Карьера

В течение 20 лет В.А. Касатонов под руководством С.Г. Горшкова принимал участие в развитии ВМФ , выводе нашего военного флота в Мировой океан и в достижении паритета с сильнейшим флотом в мире – военно-морскими силами США . При этом адмирал сам активно участвовал в походах боевых кораблей. В составе группы Генеральных инспекторов Минобороны России Владимир Афанасьевич вел активную военно-патриотическую работу. Много ездил по стране, выступал перед молодёжью. Всю войну он стоял на защите балтийских рубежей страны, защищал Ленинград и славу Российского флота – Кронштадт.

С февраля по ноябрь 1931 года служил вахтенным начальником и штурманом на подводной лодке «Большевик» Балтийского флота.

До декабря 1932 года продолжал службу на Балтийском флоте помощником командира подводной лодки «Комиссар».

1933 – 1939 гг. – служба на Тихоокеанском флоте.

Январь 1933г - май 1934г – помощник командира подводной лодки «№ 24» (с декабря 1933 – «Форель»).

После окончания Военно-морской академии назначен начальником штаба отдельного дивизиона подводных лодок Балтийского флота. В этой должности встретил Великую Отечественную Войну, участвовал в летне-осенних боевых действиях 1941 года на Балтике и обороне Ленинграда.

С августа 1941 года служил в Главном морском штабе ВМФ на должностях – старшего командира-оператора 5-го отдела (август 1941г – апрель 1942г), начальника 5-го (апрель 1942г – август 1943г), 4-го (август 1943г – ноябрь 1944г) и 6-го (ноябрь 1944г - декабрь 1945г) отделов Оперативного управления. Занимался изучением и анализом обстановки на Дальнем Востоке, а также внедрением опыта действующих флотов в боевую подготовку Тихоокеанского флота.

Февраль 1945г - участник Ялтинской (Крымской) конференции.

Декабрь 1945г – январь 1947г - начальник штаба Кронштадтского морского оборонительного района (Балтийский флот).

1947-1949 гг. - служба в Генеральном штабе Вооруженных Сил СССР начальником морского отдела Главного оперативного управления (февраль-июнь 1947г) и помощником начальника Главного оперативного управления по ВМФ – начальником морского отдела (июнь 1947г – октябрь 1949г).

С октября 1949 года - начальник штаба - первый заместитель командующего 5-м ВМФ (Тихий океан, главная база флота - Владивосток).

С апреля 1953 года - первый заместитель командующего Тихоокеанским флотом .

С ноября 1954 года - командующий 8-м ВМФ (Северо-Балтийский флот).

С декабря 1955 года - командующий Черноморским флотом .

С февраля 1962 года - командующий Северным флотом .

С июня 1964 года – первый заместитель Главнокомандующего и член Военного совета Военно-Морского Флота СССР. Внёс большой вклад в укрепление боевой готовности ВМФ СССР, в испытания новых кораблей и изучение условий действий сил флота в арктических районах, принимал активное участие в создании океанского ракетно-ядерного флота. Возглавлял ряд военно-дипломатических миссий – первым из советских военачальников в послевоенные годы посетил Югославию, Албанию и США. Неоднократно бывал в Египте, Болгарии, Польше, Румынии, ГДР и других зарубежных странах.

В годы его командования Северным флотом советские атомные подводные лодки впервые вышли на просторы Атлантики, совершили плавания к Северному полюсу, прошли подо льдами Арктики и через Берингов пролив в базы Тихоокеанского флота. В 1962 году Владимир Афанасьевич руководил сложным учением авиации ВМФ под условным названием «Шквал» (на Новоземельском полигоне), в ходе которого испытывалась авиационная противолодочная крылатая ракета К-10. Лично участвовал во многих походах атомных подводных лодок, а в 1963 году возглавил поход атомной подводной лодки «К-181» (командир Ю.А.Сысоев) к Северному полюсу, которая 29 сентября 1963 года впервые всплыла точно на северной вершине планеты, и был водружён Государственный флаг нашей страны.

25 ноября 1966 года В.А.Касатонову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за большой вклад в повышение боевой готовности ВМФ, испытания новых кораблей и проявленные при этом мужество и героизм. С сентября 1974 года - военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. 1958 -1979гг. - депутат Верховного Совета СССР V-IX созывов.

Жил и скончался в Москве 9 июня 1989г. Похоронен на Новодевичьем кладбище, где ему установлен памятник.

Награды

Ордена:

  • Герой Советского Союза (25 ноября 1966).
  • 3 ордена Ленина
  • Орден Октябрьской Революции
  • 2 ордена Красного Знамени
  • Орден Нахимова 2-й степени
  • Орден Отечественной войны 1-й степени
  • 2 ордена Трудового Красного Знамени
  • 2 ордена Красной Звезды
  • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени

Медали:

  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «За отличие в охране государственной границы СССР»
  • Медаль «За оборону Ленинграда»
  • Медаль «За оборону Москвы»
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «За победу над Японией»
  • Юбилейная медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
  • Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
  • Юбилейная медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Юбилейная медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • Медаль «В память 250-летия Ленинграда»

Иностранные награды:

  • Орден Красного Знамени (Монголия)

Семья

Сын - Касатонов Игорь Владимирович - адмирал, стал трёхзвёздным адмиралом, был первым заместителем командующего Северным флотом, командовал Черноморским флотом в самое тяжёлое время раздела флота с Украиной. Внук - Касатонов Владимир Львович - вице-адмирал, начальник штаба Тихоокеанского флота ВМФ России (с 2012 года). Оба этих адмирала, отец и сын, закончили морскую службу в Москве, в должности первого заместителя Главнокомандующего Военно-морским флотом СССР и России соответственно. Добрая дюжина морских офицеров, потомков Афанасия Степановича, служили и сегодня служат Родине, в том числе его правнук, Владимир Касатонов, контр-адмирал , командир атомного ракетного крейсера «Пётр Великий», флагманского корабля Северного флота.

Увековечивание памяти

В Санкт-Петербурге на «Северной верфи» (бывший Путиловский завод) 12 декабря 2014г. спущен на воду российский сторожевой корабль (фрегат) дальней морской зоны проекта 22350 Адмирал флота Касатонов .

В честь Касатонова В.А. названы улицы в селе Лески (Прохоровский район Белгородской области) и поселке Щепки (Аксайский район Ростовской области). В Севастополе в его честь установлена мемориальная доска.

Игорь Владимирович Касатонов (10 февраля 1939(19390210 ) , Владивосток) - российский военачальник, командующий Черноморским флотом ВМФ России (1991-1992), первый заместитель Главнокомандующего ВМФ (1992-1999), адмирал.

Семья Биография

В 1956 году, после окончания средней школы с серебряной медалью, поступил в Черноморское высшее военно-морское училище им. П. С. Нахимова в Севастополе, которое окончил с отличием в 1960 году по специальности «ракетное вооружение», окончил Высшие специальные офицерские классы ВМФ в 1967 году, Военно-морскую академию заочно в 1972 году, Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил имени К. Е. Ворошилова в 1979 году, в 1966 г. заочно окончил Севастопольский приборостроительный институт, кандидат военных наук. Действительный член Петровской академии наук и искусства.

Военная карьера

Службу начинал лейтенантом на эсминце Черноморского Флота (ЧФ) «Гневный».

В 1961 г. совершил на эсминце «Упорный» морской переход из Чёрного моря вокруг Европы, а затем - Северным морским путём на базу Тихоокеанского флота (ТОФ). На «Гневном» командовал батареей крылатых ракет, провел 6 успешных боевых пусков. Проводил занятия по пуску ракет с прибывшей на флот группой генералов из Военной академии Генерального штаба.

В 1969 г. был назначен командиром большого противолодочного корабля (БПК) «Проворный» (ЧФ).

В 1972 г., после окончания Военно-морской академии, принял командование новым БПК «Очаков», досрочно получив звание капитан 2 ранга.

В 1975-1977 гг. и 1979-1980 гг. служил начальником штаба, а в 1980 г. командиром 30-й дивизии кораблей Черноморского флота.

С апреля 1982 г. по апрель 1988 г. командовал Кольской флотилией разнородных сил.

В августе 1986 года был представлен на должность начальника штаба флота, но на флотилии произошло ЧП с гибелью людей и назначение не состоялось.

С 9 апреля 1988 г. по 14 сентября 1991 г. был 1-м заместителем командующего Северным флотом, возглавлял первый (после окончания Второй мировой войны) визит советских военных кораблей в США.

В 1991 – 1992 годах благодаря адмиралу Касатонову, его жесткой позиции и грамотным действиям Черноморский флот бывшего СССР был сохранен для России. В эпоху борьбы за флот он опирался на Военный совет ЧФ, учитывал мнения черноморцев, ветеранских организаций, умело взаимодействовал с прессой. Действенную помощь и поддержку ему оказывали патриотические общественные объединения и партии Севастополя, Крыма и России.

26 сентября 1992 г. был назначен 1-м заместителем Главнокомандующего ВМФ России. Должность командующего ЧФ некоторое время оставалась вакантной. Затем командующим стал Эдуард Балтин.

С 1999 года - в запасе.

Общественно-политическая деятельность

В октябре - декабре 1992 года Касатонов баллотировался в народные депутаты России на дополнительных выборах. Он был выдвинут военными моряками и жителями Новороссийска по 17-му Краснодарскому национально-территориальному округу (вакансия появилась в результате перехода народного депутата Владимира Шумейко на работу в правительство). Среди соперников Касатонова были Константин Боровой и Николай Кондратенко. Выборы были признаны несостоявшимися из-за низкой явки избирателей (в апреле 1993 года на это место был избран Николай Кондратенко). В 2001 году участвовал в выборах губернатора Приморья, но досрочно снял свою кандидатуру. «Я вынужден признать, что, к сожалению, у меня нет достаточных, прежде всего финансовых, ресурсов, чтобы вести борьбу за пост губернатора дальше », - заявил Игорь Касатонов.

«Моряки выполнили мой приказ: «Украинскую присягу не принимать!» В поддержку я получил из России сотни телеграмм от простых людей, от руководства - ни одной», - вспоминал потом адмирал. И только через год после этого Ельцин начал переговоры с Кравчуком о разделе флота.

Награды
  • Орден Красной Звезды
  • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» II степени
  • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени
  • Орден «За военные заслуги»
  • Орден «За морские заслуги» (2014)
Книги
  • «Командую флотом. С. Г. Горшков и его адмиралы на Чёрном море в период холодной войны» (2005)
  • «Черноморская эскадра. 1940-1961: Участие в Великой Отечественной войне. Закат эры линейных кораблей»
  • «Флот выходит в океан» (1995)
  • «Три века Российского флота 1696-1996 - В трех томах + Морской биографический словарь» (1996) и ряда научных работ.
Примечания

Частично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/

В истории 90-х еще остаются белые пятна, и одно из них – судьба Черноморского флота, который тогда был «яблоком раздора» между Украиной и Россией.

Кто и как себя вел в той непростой накаленной до предела ситуации, рассказывает адмирал Игорь Касатонов, на тот момент командующий Черноморским флотом.

- Сколько адмиралов Касатоновых на белом свете, Игорь Владимирович? Однофамильцев в расчет не берем...

Да не так уж нас и много. Трое. Кроме меня, еще Владимир Львович, вице-адмирал, начальник штаба Тихоокеанского флота. Мой племянник. Но главным, конечно, был Владимир Афанасьевич, Герой Советского Союза, командующий Балтийским, Черноморским и Северным флотами. Мой отец...

Надо еще деда упомянуть. Пусть он и не адмирал, а унтер-офицер, но ему стоит памятник. Как полному Георгиевскому кавалеру. И Беленихинская средняя школа в Белгородской области, откуда дед родом, носит его имя. Все четыре солдатских Креста Афанасий Степанович Касатонов получил на Первой мировой. Он служил в разведке лейб-гвардии уланского полка и преуспел в добывании вражеских «языков».

- Награды сохранились?

К сожалению, нет. В голодные тридцатые годы снесли в Торгсин, выменяли на продукты, а обратно не выкупили...

Отец попал на флот в семнадцать лет, окончил в Ленинграде училище имени Фрунзе, был штурманом, командиром подводных лодок Щ-112 и Л-12 на Дальнем Востоке, командовал дивизионом «Щук» на Тихоокеанском флоте. В 1941 году Александра Коллонтай звала его на должность военно-морского атташе посольства СССР в Швеции, но отец отказался, предпочел остаться в строю. Когда началась война, он уже служил начштаба отдельного дивизиона подлодок Балтийского флота. Нас с мамой эвакуировали на Урал, в город Ирбит. Месяц ехали по железной дороге. Сначала поселились в вестибюле кинотеатра, в котором с утра до ночи крутили фильм «Свинарка и пастух». Песня «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве» в исполнении Владимира Зельдина и Марины Ладыниной навечно засела в моих генах. Рассказал эпизод Владимиру Михайловичу, он посмеялся. Познакомились мы не так давно, в девяностолетнем возрасте. Его, Зельдина... А тогда в Ирбите после кинотеатра нас определили на постой к кулакам. Они ненавидели советскую власть, хозяйский сынок сидел в тюрьме за попытку дезертирства, а тут, значит, семья красного командира... Отношение было соответствующим. Мы с сестрой особенно враждовали с кулацкой козой, бодалась она люто, без конца норовила поддеть на рога.

Но это так, детские воспоминания...

- В Крыму вы когда впервые оказались?

В 1955 году маршал Жуков, тогдашний министр обороны, назначил отца командующим Черноморским флотом. С ним и я попал в Севастополь, поступил в Высшее военно-морское училище имени Нахимова. В 1960-м окончил его с отличием по специальности «ракетное вооружение».

- То, что отец командовал флотом, помогало успешной учебе?

Интересуетесь, не был ли я блатным? Никто не посмел бы делать поблажек, да и я не стал бы ими пользоваться. Все на общих основаниях. Жил в кубрике на сто человек, увольнения - раз в неделю, на ночевку домой по выходным не отпускали... Учился я всегда хорошо, среднюю школу окончил с серебряной медалью. Кстати, у нас в семье четыре медалиста: я получил «серебро» в Таллине, жена - в Киеве, дочь Тамара - в Североморске, сын Кирилл - в Севастополе...

После училища я остался служить на Черном море, в 1961 году совершил на эсминце «Упорный» переход вокруг Европы, затем - Северным морским путем на базу Тихоокеанского флота. Шли три с половиной месяца. Из Владивостока я вернулся в Севастополь, нес боевые дежурства в Средиземное море, следил за американскими авианосцами... Дослужился до звания контр-адмирала и должности командира 30-й дивизии.

В 1982 году был переведен в Полярный, назначен первым командующим только-только созданной Кольской флотилией разнородных сил. На это место претендовали девять кандидатов, пришлось выдержать серьезный конкурс. Хозяйство досталось немаленькое: полторы сотни кораблей, береговые ракетные полки, авиация, двадцать две тысячи человек личного состава...

- Так и оставались на Севере, пока ГКЧП не грянул?

К тому моменту уже три года был первым замом командующего Северным флотом. А в сентябре 91-го возглавил Краснознаменный Черноморский флот, сменив Михаила Хронопуло.

- Его за что убрали?

Официально - по состоянию здоровья, фактически - за излишнее рвение при выполнении приказов путчистов. Да и Горбачев не простил, что черноморцы не бросились вызволять его из Фороса. Словом, Хронопуло сняли, и он ушел... в бизнес. Занимался им активно. На мой взгляд, даже слишком...

- Кажется, Михаил Николаевич потом ресторатором стал?

В том числе... Проблема в ином. После ухода со службы Хронопуло мог делать, что угодно, это его личный выбор. Гораздо хуже, что он оставил флот в полуразобранном состоянии. Я вернулся в Крым после десятилетнего отсутствия и поразился, насколько резко изменилась общественно-политическая обстановка. Сегодня трудно поверить, но авторитет флота в глазах местного населения упал тогда очень низко. И где? В Севастополе! Достаточно сказать, что Хронопуло проиграл выборы в Верховный Совет СССР. В 1989 году они проходили на альтернативной основе, оппонентом командующего был бригадир слесарей местного завода Виктор Ноздря, который не мог толком связать двух слов. Тем не менее, на протестной волне Ноздря стал депутатом.

Это лишь один штрих, характеризующий общую атмосферу...

- Вы ведь подчинялись Верховному главнокомандующему Горбачеву?

Ни разу в жизни с ним лично не встречался. К счастью. Не хочу говорить об этом человеке, поскольку хороших слов у меня для него нет, а ругаться не люблю.

- Вас чем-то обидел Михаил Сергеевич?

Не меня, а армию. И не обидел, а поставил в страшное положение, когда после развала СССР за границей оказались два с половиной миллиона военных, семь округов, три стратегических направления и три группы войск... Все пошло прахом! И Черноморский флот, который базировался на территории, объявившей в августе 91-го независимость Украины, могла постигнуть такая же судьба.

- С чего начали, заступив на пост, Игорь Владимирович?

Флот насчитывал 833 корабля, на которых служили почти сто тысяч офицеров и матросов. Я объехал все объекты и морские базы ЧФ. Кроме Крыма, они располагались в Измаиле, Очакове, Одессе, Николаеве, Поти, Батуми, Новороссийске... В октябре 91-го на противолодочном крейсере «Москва» вышел в Средиземное море, где несла дежурство 5-я эскадра ВМФ. После возвращения в Севастополь полетел в Киев, представился Леониду Кравчуку. Он тогда еще председательствовал в Верховной Раде, но собирался стать президентом Украины.

- И как вам Леонид Макарович?

Сразу стало ясно: мы совершенно разные люди. Начиная с воспитания, заканчивая жизненными приоритетами и ценностями. Это почувствовали оба. Кравчук - чиновник опытный, политик прожженный, ему хватило нескольких минут, чтобы понять: Касатонов не ляжет ни под него лично, ни под Украину. Я - русский в широком смысле слова. Родился во Владивостоке, учился в Ленинграде, жил в Москве, служил на Севере. И жена моя Юлия Александровна из семьи русских моряков, дочь контр-адмирала Трофимова, командовавшего 8-й эскадрой ВМФ в Индийском океане...

- Значит, Кравчук вам ничего не предлагал?

Он осторожно «прощупывал», а его заместитель Плющ говорил без обиняков, пер напролом. Мол, не усложняйте, адмирал! Мы с Ельциным проблемы уладим, все будет в порядке, флот отойдет Украине, вы останетесь при прежней должности... Кроме меня, обрабатывали и командующих трех округов - Киевского, Одесского и Прикарпатского. Предлагали не ориентироваться на Москву. «Зачем вам туда докладывать, выполнять их приказы?» Я объяснял, что у нас служат люди со всего Советского Союза, они не присягали на верность незалежной Украине и разбегутся по домам. На это Кравчук отвечал: «Ну и пусть бегут...» Леонид Макарович был уверен, что все, им задуманное, получится, и его сильно раздражали мои возражения. Я видел искорку злобы в глазах Кравчука.

Ситуация, в самом деле, выглядела странной. Москва упорно молчала, хотя и в Министерстве обороны, и в Генштабе прекрасно знали, как давят на нас власти самостийной. Вместо четкого приказа поступали абстрактные слова поддержки. Дескать, не сдавайтесь. А как воспользоваться этим советом на практике, если тебя каждый день провоцируют и шантажируют? Подобная неопределенность не могла тянуться долго. Устав отбивать атаки политического руководства Украины, командующие округами генерал-полковники Чечеватов, Скоков и Морозов написали рапорты об отставке и уехали в Москву. Киев этого и ждал. На освободившиеся должности тут же были назначены генералы из числа переметнувшихся на украинскую сторону баррикад. Таких хватало. В принципе, я мог последовать примеру коллег, плюнуть, развернуться и улететь в Россию. Это было бы самым простым решением. Но на кого бы я оставил флот?

В какой-то момент почувствовал себя рыбкой в аквариуме. Вокруг образовался вакуум, разреженное пространство. Окружающие наблюдали за моим поведением со стороны, ждали, что стану делать. Но я ведь военный, самодеятельностью заниматься не мог. Мне нужна была команда. Если бы сказали внятно: «Присягу Украины не принимать», - знал бы, как действовать. А то - ни да, ни нет. Честно признаюсь, возник внутренний дискомфорт. Сложная психологическая ситуация! Уехать в Москву, значит, бросить флот на произвол судьбы, согласиться встать под желто-голубой флаг - предать Родину... Такая вот задачка.

- И какой ответ вы нашли на нее?

Ельцин придумал, извините за прямоту, совершенно нереальный план: страны - суверенные, а вооруженные силы - единые. У России даже не было министра обороны, его обязанности возлагались на президента. Украина быстро поняла, что это полная ерунда, и объявила о создании собственной независимой армии. На базе тех самых округов - Киевского, Одесского и Прикарпатского. Для полноты картины не хватало Черноморского флота. Вишенкой на торте. Представляете? Украина обретала статус морской державы! В сентябре 91-го Леонид Кравчук назначил министром обороны Константина Морозова. Тот командовал 17-й воздушной армией Киевского военного округа и носил звание генерал-майора. А тут вмиг стал генерал-полковником и почувствовал себя большим начальником! Но я сразу дал понять, что Севастополь ему не по зубам.

Кравчук требовал, чтобы 3 января 1992-го Черноморский флот принял присягу Украины. Вместе со всей группировкой бывших советских войск, насчитывавшей семьсот тысяч человек. Я этого делать не стал, сжег мосты, объявив 4 января флот российским и сказав, что подчиняться будем министру обороны СССР Евгению Шапошникову и командующему ВМФ Владимиру Чернавину. Отдельно подчеркнул, что черноморцы обязуются уважать законы государства, на территории которого находятся, готовы сотрудничать с министерством обороны Украины. Но - без принятия присяги. Конечно же, никто не давал мне разрешений на подобные заявления. Я взял ответственность на себя и произнес вслух то, что думал. По форме это был мятеж. Совершенно неожиданный для всех, в том числе, и для России. Первой о моем демарше написала газета New York Times. Буквально в тот же день! В поддержку я получил сотни телеграмм от рядовых сограждан, а от руководства страны - ноль, никакой реакции.

Но я понимал: дело не только в отказе присягать Украине. Предстояло поддерживать флот в боевом состоянии длительное время. Вплоть до принятия политического решения. Поэтому мною и был составлен системный план.

- Получается, с Кравчуком вы встречались неоднократно, а с Ельциным - ни разу?

В 91-м году, в самом трудный момент, мне не удалось достучаться до президента России. Я звонил в Кремль, просил соединить с кем-нибудь из тех, кто находился рядом с Борисом Николаевичем, но в ответ слышал лишь насмешки и издевательства.

- Даже так?

Ну да, окружению Ельцина было не до проблем Черноморского флота, люди власть делили! Дошло до того, что в декабре 91-го Генштаб снял КЧФ со всех видов довольствия. Дескать, вы - отрезанный ломоть, на Украине базируетесь. Хорошо, генерал армии Виктор Самсонов, начальник Генштаба, не стал отключать нас от единой системы оповещения, а то совсем худо пришлось бы.

Очень помог Евгений Шапошников, организовав, в конце концов, мою встречу с Борисом Ельциным...

- Это когда случилось?

- А Киев не пытался назвать вас мятежником, упечь за решетку?

Очень даже пытался! Замначальника главного штаба вооруженных сил Украины Георгий Живица объявил меня персоной нон грата, лидер «Руха» Вячеслав Чорновил на закрытом заседании Совбеза в Киеве предлагал принять жесткие меры. Мол, если не удается склонить Касатонова к сотрудничеству, надо скомпрометировать его, создать невыносимые условия для жизни и работы. Но Леонид Кравчук не решался идти на прямую конфронтацию с флотом, старался сковырнуть меня исподтишка. Я же был костью в горле!

- До реальных угроз доходило?

Как вам сказать?.. Позвонил начальник Главного штаба ВМФ Константин Макаров: «Есть информация, что на тебя, Игорь, готовится покушение. Учти и осмотрись». Командующий Прибалтийской группой войск Валерий Миронов предупреждал, что меня якобы собираются похитить...

И такие сигналы поступали несколько раз.

- Охрану усилили?

Рядом со мной находились два прапорщика, морские пехотинцы. Если выезжал из Севастополя, брал дополнительно машину с автоматчиками. Обстановка была непростая, что и говорить.

В Поти, например, средь бела дня местные джигиты напали на штаб морской бригады, положили на пол дежурную смену, вскрыли оружейную комнату и стали выносить автоматы и пистолеты. В это время комбриг с замполитом возвращались с обеда и увидели «картину маслом». Александр Цубин, командир, не растерялся, выхватил табельное оружие и открыл огонь на поражение. Убил одного, второго, ранил еще двоих, остальные побросали мешки и разбежались. Но и комбриг получил пулю. А замполит как стоял в оцепенении, так и остался. Ночью мы эвакуировали Александра Сергеевича в госпиталь Севастополя. Советские ордена уже отменили, новые еще не придумали, поэтому я наградил Цубина деньгами. Выдал тысячу рублей на восстановление здоровья. Приличная сумма по тем временам! Лишь года через три комбриг получил орден Мужества.

И в Крыму «радостей» хватало. Севастопольский горсовет первым на полуострове поднял украинский флаг, местное управление КГБ перешло в подчинение Киеву, стало именоваться СБУ - Службой безпеки - и принялось работать против меня, разлагая флот изнутри, вербуя офицеров и матросов, составляя списки готовых принять присягу по второму кругу... Я понимал, что ждать нельзя, ведь в случае промедления мог сработать принцип цепной реакции: камешек покатился, а за ним - лавина...

9 января 1992 года меня вызвали на заседание Верховной рады. Разумеется, я не стал прятаться и полетел в Киев. После моего выступления в пленарном зале повисла леденящая тишина. Леденящая!

- В холодный пот вас не бросило?

А чего бояться? Я знал, что за мной сила и правда. Говорил совершенно спокойно, уверенно. Все-таки у меня опыт командования солидный, общению с любой аудиторией обучен. Я сказал, что флот сохранит статус-кво до выработки политического решения на уровне президентов двух стран - России и Украины, напомнил, что у нас служат представители 46 национальностей, что украинцев среди офицеров лишь девятнадцать процентов, а среди матросов и старшин - около тридцати. Я заявил с трибуны Рады, что требование принимать присягу чужого государства считаю преступным.

Конечно, мои слова не могли обрадовать Кравчука, но он нашел силы сказать, что по-прежнему уважает меня, хотя и не разделяет позицию.

О моем выступлении написали в газетах, в том числе, российских. Тогда Ельцин, видимо, и проснулся, поняв, что можно вернуть фактически подаренный им Украине флот.

Правда, на Всеармейском совещании, проходившем 17 января в Москве, наша встреча не состоялась. Борис Николаевич побыл там недолго и уехал. Леонид Кравчук предпочел вообще пропустить мероприятие. А мне дали слово. Выступление я написал, что называется, на едином дыхании в родительской квартире на Сивцевом Вражке. Решил, что буду говорить, как вокруг Черноморского флота нагнетают страсти и ажиотаж. Пока шел к трибуне, в зале звучали несмолкаемые аплодисменты. Офицеры знали о моем отказе принимать украинскую присягу. Для примера я рассказал о близнецах Кочешковых. Мама - украинка, отец - русский, оба брата - полковники, комбриги морской пехоты. Только вот один служил на Черноморском флоте, а второй - на Балтийском. «И как прикажете делить эту семью?» - спросил я, обращаясь к президиуму.

После совещания ко мне подходили его участники, благодарили, выражали поддержку, но у всех звучал один вопрос: что дальше? Если бы я знал ответ...

С президентом России мы встретились 28 января на противолодочном крейсере «Москва», который накануне специально пришел в Новороссийск. Детали визита я обсудил с командующим ВМФ Чернавиным в моем кабинете в Севастополе четырьмя днями ранее. Делали это письменно, передавая друг другу рабочую тетрадь. Я не был уверен, что в комнате нет записывающей аппаратуры, и нас не подслушивают...

Борис Николаевич прилетел на борт ПКР «Москва» на вертолете. Почетных караулов и оркестров не было, что подчеркивало рабочий, деловой характер визита. Правда, на стеньге мы подняли российский флаг. В честь главы государства. Общались долго, часов шесть, я подробно доложил обстановку, водил указкой по картам, как на уроке географии, объяснял, зачем нужен флот и почему нам нельзя уходить из Севастополя. Неужели поколения русских моряков кровь проливали, чтобы потом вот так бездарно все отдать? Президент на мои слова кивал головой, но, казалось, не особенно вникал. Или не очень понимал, о чем именно речь. По крайней мере, когда Ельцин отвечал на вопросы офицеров и моряков, то постоянно косился в сторону Шапошникова и Чернавина, как бы ища у них поддержки. Впрочем, я получил одобрение высшего политического руководства страны, и в той ситуации даже такой малости оказалось достаточно, чтобы наши действия обрели легитимность. Перед тем, как покинуть борт «Москвы», Борис Николаевич оставил запись в книге почетных посетителей: «Черноморцы! Не дрогнуть в трудный час СНГ! Поддержу! Президент Ельцин».

А глава Украины отреагировал иначе. Узнав о нашей встрече, Леонид Кравчук 31 января потребовал сместить меня с должности командующего КЧФ. Формальным поводом для этого послужил мой отказ принять группу депутатов Верховной рады, прилетевших в Севастополь без приглашения. Якобы я полтора часа продержал народных избранников на холодном ветру. Но я не ждал в тот день гостей из Киева, занимался намеченными делами, а с делегацией поручил встретиться своему заму. Кравчук отправил телеграммы на имя Ельцина, Шапошникова и Чернавина. Конечно, этот всплеск эмоций никакого развития не получил.

6 февраля 1992 года Верховный Совет России принял постановление о необходимости сохранения единого флота на Черном море, а в апреле случилось новое обострение, началась битва законопроектов. Кравчук издал указ о юрисдикции Черноморского флота Украины, Ельцин не заставил себя ждать и ответил законом о статусе российского Черноморского флота. Политическое перетягивание каната! Только пытались вовлечь в него военных с оружием в руках. Опасные шутки! Александр Руцкой, тогдашний вице-президент России, советовал мне: «Рубите концы и уводите корабли в Новороссийск!» Но сторонники незалежной только и мечтали, чтобы им достался Севастополь!

Я ведь даже не поднимал Андреевские флаги. Без ведома президента России и необходимой правовой базы это был бы популизм. Об этом сегодня, наверное, не все помнят, но Черноморский флот еще пять лет ходил под прежним советским флагом. С красной звездой, серпом и молотом! Лишь в 1997-м на наших кораблях появился бело-голубой Андреевский стяг, а на украинских - морской прапор эпохи гетмана Скоропадского...

- Это без вас, Игорь Владимирович, в тот момент вы уже служили в Москве.

Да, но если бы мы уступили в 92-м, через пять лет и флаги поднимать было бы не над чем. Тогда я не отдал Украине ничего - ни крейсера, ни катера. Хотя нерешительность Москвы даром не прошла, в какой-то момент среди офицеров и матросов началось брожение. Мол, если не нужны России, зачем упираться? Надо соглашаться на предложение Украины. Маятник качнулся. По неофициальным каналам поступала тревожная информация из частей, я лично обзвонил основные соединения, выясняя обстановку. И вот что услышал: в 126-й дивизии береговой охраны в Симферополе большинство личного состава согласилось принять украинскую присягу, похожая картина наблюдалась в 63-й бригаде ремонтирующихся кораблей, в 39-й дивизии морских десантных сил...

Помню, звонит комбриг и сообщает, что на тральщике поднят флаг незалежной. Я отвечаю: «Ну, и каких слов ты ждешь? Что похвалю, по головке поглажу? Наводи порядок в бригаде!» Через час перезванивает: «Товарищ командующий, все выполнено. В кулачном бою победа осталась за нами...» Вот это другой разговор, это я понимаю! На крейсере «Кутузов» старпом на общем построении тоже поднял жовто-блакитный прапор. И там не обошлось без рукоприкладства. А как иначе? Выбора не было. В Донузлаве противолодочная бригада во главе с командирами приняла украинскую присягу, семь офицеров из школы водолазов перешли на сторону Киева. Я потом поснимал их с должностей. Аккуратно, по одному. Придумал суд чести, где давали должную оценку поведению предателей, в том числе, среди адмиралов. К сожалению, были и такие случаи...

Летом 92-го, пока я был в командировке, по приказу министра обороны Украины захватили комендатуру в Севастополе. Мои замы прошляпили, упустили момент. Я вернулся в город и поставил ультиматум: или украинские военные добровольно освобождают помещение, или идем на штурм. Сидевшие внутри не поверили в серьезность намерений, думали, что шучу. Я взял полроты морской пехоты и освободил здание силой. Вышибли всех окопавшихся там!

- Но почему вы?

Так я понимал свой долг. Уже объяснял вам: самым простым решением стал бы мой отъезд в Россию осенью 91-го. Уверен, никто не посмел бы упрекнуть в том, что бросил флот. Но совесть ведь не обманешь...

- По сути, вы по личной инициативе организовали оборону Севастополя?

Так получилось. Кто-то должен был. Можно сказать, это третья оборона, если считать с Крымской войны 1854 года...

Атаки шли с разных сторон, я постоянно ждал подвоха. Скажем, Киев попытался забрать флот через призывников. Новобранцев из России на полуостров не пускали, зато хлопцев с Западной Украины везли эшелонами. Чтобы соблюсти паритет, я приказал доставить более пяти тысяч наших призывников на боевых кораблях из Новороссийска. Как во время войны. В Севастополе ребят встречала рота морской пехоты. И с песнями они шли в части.

Из одиннадцати тысяч призывников, попавших в Крым летом 92-го, почти половина была из России.

Но глухая оборона - не моя тактика. Я получил благословение патриарха Алексия II, чтобы флот и впредь оставался российским. Инициировал принятие крымским парламентом Акта о государственной самостоятельности Республики Крым. Депутаты проголосовали за решение большинством голосов. Если бы Москва чуть-чуть поднажала, продемонстрировав политическую волю, Крым уже в 92-м мог отойти России.

Этого не случилось, качели так и ходили туда-сюда, пока 3 августа президенты Ельцин и Кравчук не подписали в Массандре соглашение о принципах формирования ВМС Украины и ВМФ России на базе Черноморского флота СССР. Это было политическое решение на уровне глав двух стран, о котором на свой страх и риск я говорил в январе в Верховной раде. Мы вернулись в нормальное правовое поле. На три года устанавливался переходный период: призыв на службу в равной пропорции - 50 на 50, присяга государству, гражданами которого являются призывники, совместное использование существующей системы базирования и материально-технического обеспечения... Пауза нужна была и для того, чтобы разобраться, какие корабли, порты и прочую инфраструктуру отдать Киеву...

- Помните анекдот: «Как делить будем? Поровну или по-братски?»

Украинцы получили сто тридцать восемь кораблей и судов, большинство из которых потом порезали на металл. В числе прочего им отошел и почти достроенный ракетный крейсер «Адмирал Лобов». Его сначала переименовали в «Галичину», затем - в «Украину», что, впрочем, не меняло сути дела. Крейсер наглухо застрял у стенки завода в Николаеве, а однотипная с ним «Москва», пройдя капитальный ремонт, стала флагманом российского Черноморского флота. Совсем недавно, в сентябре этого года, Киев заявил о желании, извините за двусмысленность, продать «Украину». Не знаю, найдется ли покупатель на залежалый товар...

- Вы участвовали в разделе флота?

Разумеется, нет. А кто позвал бы? 26 сентября 1992 года меня назначили первым заместителем главнокомандующего ВМФ России. Вроде бы повышение, но я понимал: это своеобразный компромисс. Киев по-прежнему брызгал слюной при упоминании моей фамилии, и Москва решила убрать меня из Севастополя от греха подальше. Ведь по Ялтинскому соглашению объединенное командование определялось консенсусом президентов двух стран. Чтобы Кравчук поддержал мою кандидатуру? Да ни за что в жизни! Должность командующего оставалась вакантной более трех месяцев, пока после долгих согласований не утвердили вице-адмирала Эдуарда Балтина. Заслуженный моряк, Герой Советского Союза... Он тоже потом хлебнул от украинских националистов.

- Как вас провожали из Севастополя, Игорь Владимирович?

Очень тепло. И черноморцы, и общественность. За год с небольшим мне удалось добиться того, что люди вновь стали относиться к флоту и морякам с прежним уважением и доверием.

- А у вас какое чувство было при расставании?

Смешанное. Мне не ставили такую задачу, но как человек военный сам ее определил и выполнил: сберег флот для России, не сдал Севастополь. Пока оставался командующим, мы не потеряли ни одного объекта. Это уже потом украинский спецназ штурмом брал наши базы в Одессе, Измаиле и Очакове... Я не допустил бы подобного.

И еще: в Крыму сохранилось русское начало, я старался поддерживать его все двадцать три года, не давая ослабнуть. Думаю, и поэтому весной 2014-го крымчане без колебаний приняли решение воссоединиться с Россией.

Улетая в 92-м в Москву, я освободил служебную квартиру в Севастополе, чтобы не давать поводов для ненужных разговоров, но связь с городом не прервал, создал внештатную информационно-аналитическую группу. Она функционирует до сих пор. Это мои друзья, добровольцы из числа патриотов России. Мы в постоянном контакте, я всегда в курсе происходящих там событий. Меня и в Генштаб России в 2009 году пригласили на должность советника, чтобы занимался именно Севастополем. Это и делаю.

- Еще, знаю, недавно участвовали в спуске на воду фрегата «Адмирал флота Касатонов».

Да, его назвали в честь отца. Спасибо. Но на корабле предстоит много работы, чтобы он встал в строй. Надеюсь, доживем...


Владимир Нордвик, «Российская газета»