Конспект урока. Русский язык как неродной. Согласование имён прилагательных и существительных в числе и роде. план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему. Согласование имен прилагательных с именами существительными Транспорт согласование прила

Цели урока:

закрепление навыков определения рода, числа имени прилагательного в согласовании с именем существительным;

развитие умений правильно изменять форму прилагательного (окончание) при согласовании с именем существительным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Согласование имён прилагательных и существительных в числе и роде»

Цели урока :

закрепление навыков определения рода, числа имени прилагательного в согласовании с именем существительным;

развитие умений правильно изменять форму прилагательного (окончание) при согласовании с именем существительным.

Задачи урока:

1. способствовать закреплению умения составлять словосочетания «прилагательное + существительное»;

2. способствовать активизации, обогащению словаря;

3. способствовать воспитанию познавательной активности к русскому языку как к учебному предмету, самоконтроля при выполнении письменных и устных заданий;

4. развитие орфографической зоркости..

Ход урока:

I. Психологический настрой.

Улыбкой ясная природа,

Сквозь сон встречает утро года.

Синея, блещут небеса

Еще прозрачные леса,

Как будто пухом зеленеют.

Собирает нас звонок

На замечательный урок!

II. Актуализация опорных знаний.

Какая сегодня погода? (Хорошая, солнечная, тёплая, безветренная.)

Как мы скажем про сегодняшний день, если у него те же признаки? Какой сегодня день? (День тёплый, солнечный, безветренный.)

Какое сегодня небо? (Безоблачное, чистое, голубое.)

В какое время года бывает такая погода? (Весной.)

Значит, погода какая? (Погода весенняя.)

А как мы скажем про день? (День весенний.)

Про небо? (Небо весеннее.)

Про дни? (Дни весенние.)

Слова какой части речи помогли нам точно и ярко описать сегодняшнюю погоду?

Что вы знаете об имени существительном?

А что вы знаете об имени прилагательном?

Существительное обозначает предмет, а прилагательное признак предмета, то есть признак существительного. Мы с вами уже знаем, что эти две части речи тесно связаны между собой.

Послушайте рассказ из книги «Веселая грамматика» (выступление ученика).

В переводе с латыни «имя прилагательное» означает «нечто подкинутое», «прибавленное», «приложенное». Отвечают имена прилагательные на четыре вопроса: какой? какая? какое? какие? – в зависимости от того, какие имена существительные стоят рядом с ними.

Каждый вопрос предназначен только для одного рода имени существительного. Имена прилагательные хитрые, они «прилаживаются», присоединяются, приспосабливаются к роду имени существительного. Род имени прилагательного определяют по роду имени существительного. Число тоже определяют по имени существительному.

В.Волина.

III. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

Итак, имена прилагательные, как вы знаете, «прилаживаются», присоединяются, приспосабливаются к именам существительным. То есть, прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже. Называется эта особенность согласование.

Кто поможет мне сформулировать тему урока?

«Согласование имён прилагательных с именами существительными».

Какие задачи мы поставим перед собой?

Ребята, недавно ученики 2-го класса писали сочинение. Вот одно из них. Это сочинение мальчика.

Как вы думаете, что сказал учитель мальчику?

Почему вы так считаете?

Верно, в сочинении допущены ошибки.

А какие ошибки допустил мальчик?

У мальчика ошибки в согласовании прилагательного с именем существительным.

Чтобы исправить ошибки, допущенные в сочинении, надо знать, действовать. Нам нужен определённый алгоритм действий.

IV. Открытие нового знания.

Какие будут предложения? Что нужно сделать, чтобы правильно согласовать прилагательное с существительным? (Предположения детей)

Вывод. Действуй по следующему алгоритму:

определи род имени существительного;

подбери соответствующий вопрос к имени прилагательному: мужской род – КАКОЙ?, женский род – КАКАЯ?, средний род – КАКОЕ?

измени форму прилагательного в соответствии с вопросом.

О б р а з е ц: солнце (яркий, яркая, яркое): солнце - ср.р. – КАКОЕ? –яркое; солнце - КАКОЕ? – жгучее, круглое, жёлтое.

Таким образом, как нужно поступить, чтобы правильно написать окончания прилагательных?

Это правило можно сформулировать в шутливой форме:

Не хочешь оставаться с носом,

Проверяй окончания вопросом.

V. Первичное закрепление.

Задание: используя алгоритм, подбери к существительному прилагательное.

Погода... (дождливый, дождливая, дождливое).

Дождь… (мелкий, мелкое, мелкая).

Туча … (тёмный, тёмное, тёмная).

Ветер... (холодный, холодная, холодное).

Воздух … (свежий, свежее, свежая).

Облако.. (белый, белое, белая).

Солнце... (яркий, яркое, яркая).

Настроение... (радостный, радостная, радостное).

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

А теперь внимание.

Новое испытание.

Вставьте окончания

В этих словосочетаниях.

В этих прилагательных «потерялось окончание». Вы должны вставить окончание.

утренн ___ туман

грибн ___ дождь

долгожданн ___ телеграмма

красн ___ карандаш

зимн____ природа

ночн_____ небо

современн____ кино

богат ____ урожай

модн ____ блузка

Проверьте свою работу.

Кто легко справился с заданием?

У кого возникли затруднениея? Какие?

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

«Кто больше подберет слов-признаков к словам-предметам?»

Поставь вопрос к этим словам.

О б р а з е ц: березка - белоствольная, кудрявая, русская, молодая-какая?

Погода... (солнечная, хорошая, дождливая, холодная, ясная).

Дождь... (мелкий, холодный, моросящий, тёплый, проливной).

Туча… (тёмная, низкая, чёрная, тяжёлая).

Ветер... (холодный, теплый, пронизывающий, ласковый, сильный).

Воздух… (свежий, горячий, морозный).

Облако… (белое, белоснежное, голубое, лёгкое, воздушное).

Солнце… (горячее, яркое, жгучее, жёлтое).

Настроение... (хорошее, веселое, тревожное, радостное, плохое).

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Итак,мы провели борльшую работу по согласованию прилагательныз с существительными. Теперь мы можем помочь ученику 2-го класса.

Помогите отредактировать сочинение мальчика.

«Наступила весна. По небу плывёт белая облако. Светит яркая солнышко. Тает белое снег. Дует теплая ветер. Люди рады весне!»

Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой.

Итак, ребята, над чем работали сегодня на уроке?

Как согласуются имена прилагательные с именами существительными?

(В роде, числе и падеже)

Где можно применить новые знания?

Что получилось хорошо?

Над чем ещё надо поработать?


Задание 7.

Закончите предложения, добавив недостающие слова. Перескажите текст, как запомнили.

(Если учащимся трудно выполнить задание самостоятельно, логопед может использовать картинки. Читая предложения, логопед должен выделять незаконченность предложения соответствующей интонацией. При ответе учащихся следить за правильным согласованием глагола с существительным.)

а) Набежало... . Скрылось... . Подул... . Помялась... . Потемнел. . . . Полил. . . . Загремел. . . . Сверкнула. . .

Слова для справок: облако, солнце, ветер, пыль, лес, дождь, гром, молния.

б) Облако... Солнце... Ветер... Пыль... Лес... Дождь...Гром... Молния...

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе

Конспект занятия

Тема . Согласование имени прилагательного с именем существительным.

Цель . Учить детей правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде и числе.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед выясняет у учащихся, какое сегодня число, день недели, месяц.

II. Образование имен прилагательных. Составление словосочеаний.

Логопед задает вопросы ученикам, не требуя развернутого ответа:

Какая сегодня погода? (Хорошая.)

Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра, нет дождя.)

Какой бывает день, когда тепло? (Теплый.)

Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный.)

А когда нет ветра? (Безветренный.)

Логопед. Уточним, какой сегодня день. (День теплый, соленный, безветренный.) Как мы скажем про погоду, у нее те же призаки? (Погода теплая, солнечная, безветренная.)

  • Совершенствование практических навыков согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.
  • Совершенствование умения образовывать относительные прилагательные.
  • Активизация и качественное обогащение словарного запаса.
  • Развитие устойчивости внимания, способности к переключению, наблюдательности к языковым явлениям, долговременной и кратковременной памяти, наглядно-образного мышления, мимических мышц лица.
  • Воспитание мотивации к учению, нравственных качеств, определяющих отношение к людям, городу, себе.
  • Оборудование: Наглядно-демонстрационный материал к заданию № 6,8,9; раздаточный материал к заданию № 7,9, 11; карточки к заданиям № 3, 9; схема-опора к заданию № 8.

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    (Горит свеча)

    Станем дружно мы в кружок
    Начинается урок
    Свечку зажигаем
    И дружно задуваем.

    (Логопед читает стихотворение вслух, дети повторяют только "губами", без голоса, четко артикулируя.)

    Говорим всегда красиво,
    Смело и неторопливо.
    Ясно, четко говорим,
    Думаем и не спешим.

    II. Основная часть.

    1. Отгадайте загадку.

    Я белым одеялом
    Всю землю укрываю,
    Белю поля, дома
    Зовут меня... (Зима)

    2. Один из признаков зимы - это снег. Какого цвета снег? (Белый)

    Послушайте, как писатели и поэты пишут о снеге. Я буду читать, а вы выражением лица покажите нравится вам такой снег или нет?

    • снег белый и чистый
    • снег серый и тусклый
    • снег золотистый и голубой
    • снег голубой и синий
    • снег желтый и грязный
    • снег палевый, бледно-сиреневый, жемчужно-розовый, нежно-голубой

    Почему вы удивились при слове палевый?

    Можно так сказать о снеге?

    Какая часть речи помогла так красиво сказать о снеге? (Имя прилагательное)

    3. Но сначала мы повторим (работа по карточкам: ребёнок читает вопрос, у кого подходит ответ, отвечает и читает свой вопрос):

    Ответ: Именами прилагательными.

    Вопрос: Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что? называется: :

    Ответ: Именем существительным.

    Вопрос: Слова противоположные по значению, называются

    Ответ: Антонимы.

    Вопрос: Общая часть родственных слов, в которых заключено их общее значение, называется:

    Ответ: Корнем.

    Вопрос: Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется:

    Ответ: Приставка.

    Вопрос: Существительное, прилагательное, глагол - это:

    Ответ: Части речи

    Вопрос: Части речи, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? называются:

    4. Но описывая предметы мы можем говорить не только о цвете, но и о форме, вкусе, размере, материале из которого сделан предмет, какой предмет на ощупь. (по ходу выставляются карточки-помощники)

    5. Я сейчас буду называть слова, вы должны определить лишнее.

    Задание: все слова повторить шепотом, а лишнее слово произнести громко.

    • собака, ромашка, сладкий, дерево;
    • линейка, круглый, облако, трава;
    • зима, сугроб, шуба, пушистый;
    • огромный, медведь, лиса, дом;
    • книга, деревянный, носки, дуб.

    (По ходу задания дети отвечают на вопрос, что обозначает данный признак? (вкус, форму и т.д.)

    6. Какое последнее слово я сказала? (Дуб) Что это?

    Возьмите силуэты деревьев подберите лист к своему дереву. Какой это лист, какая ветка?

    лист дуба - дубовый, а ветка:

    лист клена - кленовый, :

    лист березы - березовый, :

    лист осины - осиновый, :

    лист рябины - рябиновый, :

    лист яблони - яблоневый, :

    Какой лист и ветка лишние? Почему? (яблоня - фруктовое дерево)

    В какое время года появляются листья?

    Весенним ясным утром
    В начале сентября,
    Сели мы за парты
    И думаю не зря.

    Все ли верно в этом стихотворении? Почему?

    Сейчас мы и проверим зря мы сидим за партами или нет?

    Прежде чем вы начнете работать по карточкам, ответьте мне на вопросы: "Что такое хрусталь? Брезент?... (работа над малознакомыми словами).

    8. Попробуйте теперь сами подобрать имя прилагательное и определить окончание. (Провести "дорожку-верёвочку" от картинки к вопросу и к окончанию)

    Физминутка.

    Горка высокая поднять руки вверх, потянуться

    Река глубокая присесть

    Звезда далекая подняться, руки вверх

    И одинокая. движения рук вправо-влево

    9. Отгадайте загадки. Выбирите отгадку-силуэт.

    Подчеркните слова которые помогли вам отгадать загадки?

    Назовите корень в выделенных словах?

    Острозубый - чем это слово особенное? (Два корня)

    Какая отгадка лишняя? Почему? (Солнце)

    В какое время года солнце греет сильнее?

    Какое время года наступает после лета?

    Пальчиковая разминка.

    В гости к пальчику большому
    Приходили прямо к дому
    Указательный и средний,
    Безымянный, и последний
    Сам мизинчик-малышок
    Постучался о порог.

    10. Как говорят про осень? А еще можно сказать золотая осень. Что ещё может быть золотым?

    В тетради:

    На доске:

    Какие слова в первом столбике?

    Объяснение каждого словосочетания.

    11. А еще осенью часто идут дожди. Прочитайте тексты, впишите окончания. Какие изменения произошли после дождя? С помощью каких слов это передается? Что это за слова?

    Перед дождём.

    Холодн: ветер дует в лицо. Тяжёл: облака плывут над рекой. Доносятся сильн: раскаты грома. Улицы города сух: .

    После дождя.

    Тёпл: ветер дует в лицо. Лёгк: облака плывут над рекой. Доносятся слаб: раскаты грома. Улицы города мокр: .

    Какие улицы вы хотели бы видеть в нашем городе? Можете придумать свои слова или воспользоваться словами на доске.

    Солнечный, великолепный, безобразный, превосходный, отвратительный, замечательный, прекрасный, чистый, тихий, светлый, цветущий.

    12. В конце занятия давайте немного пошутим. Соберите стихотворение, разрезанное на строчки и ответьте на вопросы.

    Это верно или нет?
    Что как сажа чёрный снег?
    Сахар горький, уголь белый?
    Ну а трус, как заяц смелый?

    Латинские прилагательные согласуются с существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже. Такое сочетание называют согласованным определением. В медицинской и ветеринарной терминологии прилагательные записываются после существительного. Cогласованное определение на русский язык переводится согласованным определением. Например: musculus latus – широкая мышца; intestinum caecum – слепая кишка.

    При согласовании прилагательного с существительным нужно:

    1) записать существительное и прилагательное в словарной форме;

    2) выбрать прилагательное, соответствующее роду существительного;

    3) написать определяемое существительное и приписать выбранную родовую форму прилагательного, образовав термин в именительном падеже единственного числа.

    Примеры согласования прилагательных

    1-й группы в Nom . sing .

    термин существительное прилагательное

    cедалищный нерв nervus, i, m ischiadicus, a, um

    nervus ischiadicus

    скуловой гребень crista, a , f zygomaticus, a, um

    crista zygomatica

    правое предсердие atrium, i, n dexter, tra, trum

    atrium dextrum

    Если существительное и согласованное с ним прилагательное относятся к одному и тому склонению, они имеют одинаковые падежные окончания.

    NB ! Окончания существительного и прилагательного не всегда совпадают. Например: oculus sinister - левый глаз.

    Анатомический термин с согласованным определением

    В анатомической терминологии используется не только несогласованное, но и согласованное определение. Согласованное определение выражается прилагательным и отвечает на вопросы: какой, какая, какое?. При переводе терминов с согласованным определением необходимо соблюдать правильный порядок слов: в латинском языке прилагательное стоит после существительного, в русском языке – перед существительным, к которому оно относится. Например:

    Vertebra thoracica Грудной позвонок

    Сущ.Nom. Пр. Nom. Пр. Им. п. Сущ. Им.п.

    Наружная косая мышца. Musculus obliquus externus

    Пр.Им.п. Пр.Им.п. Сущ.Им.п Cущ.Nom. Пр.Nom. Пр.Nom.

    УПРАЖНЕНИЯ

    Упражнение 1 . Согласуйте прилагательные с существительными и просклоняйте.

    Fascia (latus, a, um), palatum (durus, a, um), musculus (rectus, a,um), lamina (palatinus, a, um), membrum (dexter, tra, trum), sulcus (cavernosus, a, um).

    Упражнение 2. Переведите с русского языка на латинский, запишите в Nom. и Gen. sing.

    Глубокая связка, длинное ребро, правый глаз, тазовая конечность, резцовая ямка, левый угол, срединная перегородка.

    Упражнение 3. Просклоняйте по-латыни и по-русски.

    Nodus lymphaticus – лимфатический узел, сosta vera – истинное ребро, intestinum caecum – слепая кишка.

    Контрольные задания

    1. Назовите вид определения.

    Fundus ventriculi, musculus obliquus, cavum cranii, septa ossea, intestinum rectum, fracturae vertebrarum, medulla rubra.

    2. Переведите письменно на латинский язык.

    Внутренняя и наружная артерия, истинные и ложные рёбра, блуждающие нервы, красное и жёлтое ядро, грудная и тазовая конечность, сложные переломы, глубокие поперечные связки, правый и левый желудочек.

    3. Просклоняйте, согласовав прилагательное с существительным.

    Фиброзная капсула, поперечная ободочная кишка, средний палец, барабанная перепонка, твердое нёбо, правая доля.


    Сначала проверьте, насколько правильно ребе­нок употребляет окончания имен прилагательных при их согласовании с существительными. С этой целью предложите ему назвать цвет каждого изо­браженного на картинках предмета, ставя для это­го соответствующие вопросы («Карандаш ка­кой?» - ЧЕРНЫЙ; «Лента какая?» - ЧЕР­НАЯ; «Платье какое?» - ЧЕРНОЕ; «Перчатки какие?» - ЧЕРНЫЕ). Во всех этих случаях ре­бенок должен будет согласовать прилагательные с существительными в роде и числе. (Здесь специ­ально взяты безударные окончания имен прилага­тельных).

    Что касается правильности употребления ре­бенком падежных окончаний прилагательных, то для выяснения этого вопроса обратитесь к стр. 267. К слову ЗЕБРА добавьте прилагательное ПОЛОСАТАЯ. Далее ребенок отвечает на те же самые Ваши вопросы, что и при «склоне­нии» имен существительных, а именно: «Кто си­дит в клетке?» (ПОЛОСАТАЯ ЗЕБРА); «Для кого готовят обед?» (Для ПОЛОСАТОЙ ЗЕБ­РЫ); «Кому дают есть?» (ПОЛОСАТОЙ ЗЕБ­РЕ) и т.д. Точно так же, используя эти картин­ки, можно подобрать имена прилагательные к существительным мужского рода и к существи­тельным множественного числа, например: ХРАБРЫЙ ТИГР, ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. Об­ратите внимание на различие окончаний прила­гательных мужского и женского рода, а также прилагательных множественного числа в одном и том же (например, родительном) падеже: ПО-ЛОСАТ-ОЙ ЗЕБРЫ, ХРАБР-ОГО ТИГРА, ДИК-ИХ ЖИВОТНЫХ. Окончания при­лагательных среднего рода однотипны с окончаниями прилагательных мужского рода, за исключением именительного и винительного падежа. Например: ХРАБР-ОГО ТИГРА - ГО-ЛУБ-ОГО НЕБА, ХРАБР-ЫМ ТИГРОМ -ГОЛУБ-ЫМ НЕБОМ и т.п.



    Если проверка покажет, что ребенок допускает ошибки в окончаниях имен прилагательных, то Для преодоления имеющихся затруднений используйте предлагаемые ниже задания.

    Задание 1.

    Предложите ребенку одно и то же имя прила­гательное употребить с именами существительны­ми мужского, женского и среднего рода, а также с существительным множественного числа. Сделать это можно при помощи следующих вопросов.

    Слон КАКОЙ? (БОЛЬШОЙ);

    Слониха КАКАЯ? (БОЛЬШАЯ);

    Море КАКОЕ? (БОЛЬШОЕ);

    Моря КАКИЕ? (БОЛЬШИЕ).

    Конфета КАКАЯ? (СЛАДКАЯ);

    Сахар КАКОЙ? (СЛАДКИЙ);

    Пирожное КАКОЕ? (СЛАДКОЕ);

    Вафли КАКИЕ? (СЛАДКИЕ).

    Как видим, в первой группе примеров окончания имен прилагательных ударные, как и в самом вопросе (КАК-ОЙ? - БОЛЬШ-ОЙ, КАК-АЯ? - БОЛЬШ-АЯ, КАК-ОЕ? -БОЛЬШ-ОЕ, КАК-ЙЕ? - БОЛЬШ-ИЕ), что существенно облегчает для ребенка его задачу. К тому же нужно голосом подчеркнуть совпаде­ние окончаний в вопросах и в самих именах прилагательных, что поможет ребенку при выбо­ре окончаний имен прилагательных.

    Во второй группе примеров окончания прилага­тельных безударные, но поставленный к ним вопрос может послужить для ребенка хорошим ориентиром-

    Задание 2.

    Предложите ребенку подобрать подходящее прилагательное (то есть признак предмета) к на­званному Вами существительному, внимательно следя при этом за правильностью окончаний имен прилагательных, например: Лента (ГОЛУБАЯ, ДЛИННАЯ, ШИРОКАЯ, ШЕЛКОВАЯ и т.п.); арбуз (КРУГЛЫЙ, БОЛЬШОЙ, ТЯЖЕЛЫЙ, СПЕЛЫЙ, СОЧНЫЙ); платье (ДЛИННОЕ, УЗ­КОЕ, ШЕЛКОВОЕ, ЗЕЛЕНОЕ, НАРЯДНОЕ, ВЫХОДНОЕ); вишни (СПЕЛЫЕ, СОЧНЫЕ, КРУПНЫЕ, КРУГЛЫЕ).

    Задание 3.

    Предложите ребенку определить правильные сочетания слов и исправить их в том случае, если они окажутся неправильными. Для этого после каждого произнесенного Вами словосочетания спросите ребенка: «Правильно ли это?» И далее: «А как нужно сказать правильно?» Приведем не­сколько примерных словосочетаний, число кото­рых при необходимости может быть увеличено.

    Голубое небо

    Соленый соль

    Красивая роза

    Красивый ромашка

    Большая стакан

    Серебристый роса

    Колючий елка

    Горячий чай

    Горький горчица

    Душистая сирень

    Голубая цветы

    Белый облака

    Помимо специального упражнения в правиль­ном употреблении окончаний имен прилагатель­ных нужно следить и за правильностью их упот­ребления в повседневной речи ребенка. Все это будет способствовать не только преодолению аграмматизмов в его устной речи, но одновременно и их предупреждению на письме. Значительно легче усвоит ребенок и правила склонения имен прилагательных, которые будут изучаться в школе.