Префикс - одна из значимых частей слова. Она стоит перед корнем и может менять основное лексическое значение, или дополнять его.
Способ, при котором новое слово образуется с ее помощью, называется приставочным способом словообразования. Его отличие от суффиксального и приставочно-суффиксального состоит в том, что, изменяя основу таким образом, вы не меняете часть речи, к которой оно принадлежит. Максимум, что может приставка - это изменить категорию слова внутри части речи.
Вконтакте
Некоторые префиксы тесно связаны с предлогами и имеют то же значение, что и эти части речи. К таким приставкам относятся из-/ис-, под-, над-, со-/с-, до-, от-, за- и многие другие.
Классификация приставок
Эти морфемы можно классифицировать по нескольким признакам, например:
- По правописанию. Некоторые пишутся всегда одинаково (не меняют согласную). К ним относятся все приставки, кроме оканчивающихся на з и с . Приставки, оканчивающиеся на эти буквы, пишутся согласно правилу. Оно состоит в том, что з пишут перед звонкими согласными и гласными, а с - перед глухими согласными;
- По происхождению. Большинство префиксов имеет русское происхождение. Некоторые взяты из церковнославянского (вос-/воз-, низ-/нис-), а есть также латинского, греческого и другого иностранного происхождения. К ним относятся а-, анти-, контр-, пан-, суб-, экс-, транс-, интер- и еще около пятнадцати;
- По способности менять вид глагола. Но об этом речь пойдет в следующих главах.
Образование слов с помощью приставок
Приставочный способ словообразования имеет свои особенности для каждой части речи. Их мы обсудим отдельно
Существительное
С помощью приставки существительное меняет свое значение, причем иногда на противоположное. Примеры слов, образованных с помощью префиксов, можно привести немало:
пол - подпол
порядок - беспорядок
внук - правнук
заголовок - подзаголовок
Еще чаще подобный способ словообразования встречается с иноязычными приставками:
мобилизация - демобилизация
революция - контрреволюция
Но в целом приставочное словообразование явно проигрывает приставочно-суффиксальному среди имен существительных. Многие слова, которые мы ошибочно считаем образованными с помощью приставок, на самом деле образовались приставочно-суффиксальным способом, и часто - от однокоренного из другой части речи. И таких примеров куда больше:
Осина - под— осин— ов-ик (приставочно-суффиксальный)
Зьдати - съзьдати - созидать - создать - со-зд-а-н— ие (таким образом, создание не образовано с помощью префикса от здание ).
Еще одна особенность поведения приставок в существительных - их свойство становится частью корня. Происходит это тогда, когда корень перестает быть продуктивным, то есть без префикса никакие слова от него не образуются, и он не воспринимается как значимая морфема сама по себе.
Список таких слов непостоянен, и не все сходятся во мнении, стала ли приставка частью корня. В качестве примеров приводят такие случаи:
пример
привет
природа
прибор
причуда
Если посмотреть внимательнее, то корни здесь вполне продуктивные. Другое дело, что словообразовательные модели, по которым образовывались эти слова, сейчас встречаются все реже. Они образованы приставочно-суффиксальным способом, а точнее - от глаголов после усечения суффикса:
мера - мерить - примерять - пример
Как видим, пример , несмотря на свое происхождение, давно перестал ассоциироваться с процессом мерки. В современном русском языке от примерять скорее образуют примерку .
Еще сложнее с привет . В современном русском языке существуют слова, произошедшие от одной основы:
привет, ответ, привечать, отвечать, вече, совет, завещание.
Но все они давно живут своей жизнью и утратили связь с основой.
Еще чаще подобное встречается в заимствованиях. Иноязычная приставка выделяется в качестве таковой тогда, когда иноязычный корень является продуктивной основой для словообразования.
тропики - субтропики
субъект и объект
Последние слова не содержат в себе приставки суб-. Латинский корень -ект- в русском языке непродуктивен, и мы имеем только корни.
Наконец, последнее, что хочется сказать о существительных с приставками. Если вы хотите узнать, какое слово образовано приставочным способом или каким-то иным, попробуйте отнять приставку. Если получается несуществующее нечто, значит, словообразование шло по иной модели.
На именах прилагательных мы подробно останавливаться не будем, так как ситуация здесь аналогичная.
Глагол
Глагол - довольно сложная часть речи. Ввиду того, что русский язык является синтетическим, образование видовременных форм в нем образуется не синтаксически, а с помощью словоизменения и словообразования. Если в английском языке нам нужно просто собрать конструкцию из вспомогательного и одной из трех форм основного глагола, то в русском языке вид - категория, которой обладает конкретный глагол.
Проблему представляет и то, что не существует единой модели видообразования. Их несколько, и часть из них достались нам еще со времен Древней Руси, а для остальных не подходят все модели словообразования. Часть глаголов, изначально имевших значение однократного действия, имеют совершенный вид без всяких префиксов и суффиксов, например, дать и стать . Каким-то можно придать значение однократности с помощью суффикса -н- (колоть - кольнуть ). Но наиболее универсальной моделью преобразования глагольной основы является такая схема:
глагол несовершенного вида (корень+ суффикс -а-, -я-, -и-, -е- +флексия -ть )
глагол совершенного вида (прибавляем видообразующую приставку)
глагол несовершенного вида (прибавляем суффикс длительности или повторяемого действия)
Образуя с помощью префикса новое слово, мы придаем ему значение результативного процесса, и меняем его вид. Подобное преобразование получило название образования видовой пары.
стоять - отстоять
знать - познать
сердиться - рассердиться
бить - прибить
бежать - прибежать
плыть - отплыть
грызть - загрызть
плескать - выплескать
Префикс, образуя новое слово, меняет его лексическое значение, иногда это незаметно, а иногда результат словообразования сильно отличается значением от источника, например:
делать - с делать (отличия практически нет)
решать - раз решать (отличие налицо)
жечь - от жечь (полностью ушло в переносное значение)
Не все приставки могут быть видообразующими. Например, церковнославянские приставки воз-/вос-, пре-/пред-, со- и некоторые другие не всегда могут образовывать глагол совершенного вида.
ходить - вос ходить
страдать - со страдать
носить - воз носить
Впрочем, первый и третий глагол образуют пару другим способом, и приставки им не помогут.
Также не являются видообразующими префиксы из греческого, латинского и германских языков. Что интересно, такие слова часто оказываются двухвидовыми:
приватизировать - де приватизировать
квалифицировать - ди сквалифицировать
Иногда приставочным способом не удается добиться перехода глагола в другой вид, зато можно полностью изменить его значение, иногда до неузнаваемости:
водить - из водить - произ водить
Как видите, иногда даже два префикса не помогают.
Какие выводы можно сделать относительно приставочного словообразования у глаголов? Их два:
- приставка может образовать глагол совершенного вида, но далеко не всегда:
- приставка меняет лексическое значение глагола, но степень изменения разнится.
Правописание
Некоторые приставки не вызывают сложностей при написании, а с другими бывают проблемы. Выделим несколько случаев, когда мы можем применить ряд правил:
- Не с глаголами пишется раздельно. Исключение - некоторые глаголы с несколькими приставками. Пример: недоперепить .
- Если после приставки идет йотированная гласная, то между ней и этой гласной ставится твердый знак ъ. Пример: предъявлять, подъем.
- В морфемах на -з и -с выбор согласной зависит от следующей за приставкой буквы. Если стоит звонкая согласная или гласная, ставится з , если глухая - ставим с. К с- это не имеет отношения, она этому правилу не подчиняется (неизменяемая). Пример: разобрать, раствор .
- Приставка пре- пишется, когда говорится о чрезмерности. Она аналогична в чем-то пере- . Пример: прекрасный, прелестный, преграждать, превосходить, преступление .
- при- пишется в значении приближения, доведения до завершения. Пример: при вести, при знать, при служник, при брежный .
- Приставки не- и ни- у существительных, наречий и прилагательных выбираются в зависимости от ударения. Выбор осуществляется при словообразовании. Без ударения ставим ни- , с ударением - не- . В дальнейшем выбранная приставка сохраняется во всех производных от этого слова. ни когда, не когда .
- Кое- пишется через дефис. Исключение: может писаться отдельно, если между ней и словом стоит предлог.
- Иноязычные приставки пишутся через дефис перед именами собственными. Исключение - контр-адмирал .
Некоторые интересные случаи
Иногда возникают затруднения с морфемным разбором слов, когда в слове хочется выделить приставку, а на самом деле ее нет. Или ее не было никогда, или она существует только этимологически. Для проверки лучше всего обратиться к словарю, но ряд случаев приведем здесь.
премьера - нет ее, корень восходит к латинскому порядковому числительному «первый»;
президент - слово заимствовано целиком, в русском языке не распадается на продуктивные морфемы;
присный - выделяется этимологически, корень в современном русском непродуктивен, нынешняя корневая основа - присн-;
здание - приставки никогда не было, корень зд- (однокоренные: созидать, зодчий );
выгода - стала частью корня;
искажать - тоже самое;
обмануть - так же;
прейскурант - германский корень Preis.
Наиболее часто такие слова начинаются на пре- и при-, и это понятно: латинская приставка prae- имеет то же происхождение (как и наша пре-), и процессы, которые с ней происходили в иностранных языках, аналогичны таковым в русском.
«Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста приставочными глаголами»
Дятлова Ж.В., Головкина М.А., Соколова О.И.
Для свободного владения речью ребёнок прежде всего должен обладать достаточно большим запасом слов. Чем больше в его словаре будет существительных, глаголов, прилагательных, наречий, тем точнее и полнее он сможет выражать свои мысли, тем легче ему будет общаться при помощи устной речи, а в дальнейшем овладеть и письменной речью. По этой причине на специальные упражнения и игры по обогащению словарного запаса не следует жалеть сил и времени, тем более что результаты таких упражнений не заставят себя долго ждать В данной статье мы хотим предложить вашему вниманию игры и упражнения по обогащению словарного запаса ребёнка глаголами и словообразованию глаголов. Необходимость обогащения словарного запаса глаголами объясняется их важной ролью в предложении. Ведь вся наша жизнь и жизнь окружающей нас природы связаны с непрерывным движением, с какими то изменениями, событиями. Без глагола нельзя построить почти ни одного предложения. Бесконечно обеднённой выглядит речь ребёнка, не располагающего достаточно большим и разнообразным запасом глагольных слов. Итак, вашему вниманию предлагаются различные игры, стихи, упражнения, позволяющие ввести в речь ребёнка приставочные глаголы.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Ребёнок, поймав мяч, произносит глагол с противоположным значением.
Заходит-выходит
Залетает-вылетает
Забегает-выбегает
Насыпает-высыпает
Закрыл-открыл
Подъехали-отъехали
Положил-выложил
Закопал-выкопал
Игра «Медленный-быстрый»
Инструкция:»Мальчик Вася всё делает медленно, а ты можешь сделать быстро и правильно. Я буду рассказывать про Васю, а ты расск4ажи о себе»
Вася рисует, а ты уже…(нарисовал)
Вася читает, а ты уже…(прочитал)
Вася ломает палку, а ты уже…(сломал)
Вася пишет записку, а ты уже…(написал)
Вася стирает носки, а ты уже…(выстирал)
Вася считает, а ты уже…(сосчитал)
Вася ужинает, а ты уже…(поужинал)
Игра «Добавь словечко»
Педагог произносит незаконченное предложен6ие, а ребёнок добавляет глагол, подходящий по смыслу.
На крылечко заходят, а на дерево….(залезают)
Через дорогу переходят, а через речку…(переплывают)
Воду в банку наливают, а крупу…(насыпают)
Молоко нечаянно пролили, а соль…(рассыпали)
Машина к гаражу подъезжает, а катер к берегу…(подплывет)
Ушами не всё расслышали, а глазами не всё…(рассмотрели)
Бабушка шарф связала, а платье…(сшила)
Игра «Чем всё закончилось?»
Инструкция: «Послушайте и скажите, чем всё закончилось»
Мама кашу солила-солила и …(пересолила)
Коля котлеты ел-ел и …(переел)
Папа через реку плыл-плыл и …(переплыл)
Толя доску пилил-пилил и …(перепилил)
На нашей улице дом строили-строили и …(построили)
Кошка на дерево лезла-лезла и …(залезла)
Сын рос-рос и папу…(перерос)
Игра «Внимательные ушки»
Инструкция: «Послушайте стихотворение. Когда услышите слова, похожие на слово летать, хлопните в ладошки.
Птицы могут летать высоко, пролетать над озёрами синими, улетать из гнезда далеко, ввысь взлетать над горами красивыми, облетать они могут лес, залетать за башни высокие, подлетать под низкий навес и слетать с крыш в ямы глубокие.
Игра «Помощники»
Инструкция:«Помогите мне придумать слова, похожие на слово ходить. Я буду говорить начало слова, а вы по очереди добавляйте слово ходить.
За…ходить, пере…ходить, вы…ходить, у…ходить, на…ходить, про…ходить, об…ходить.
Детям предлагается придумывать слова, похожие на слово копать.
Игра с водой.
Педагог предлагает детям поиграть с водой. Называет действия, их ребёнок должен выполнить и сообщить об этом. Ставит перед ребёнком стакан, чашку и баночку, в которую налита вода.
Педагог: «Налей воды из баночки в чашку. Из баночки отлей воды в стак4ан. Из чашки перелей воду в стакан. Долей в стакан воды из банки. Из стакана вылей воду в банку. Полей цветок.»
Ребёнок говорит о выполнении действия.
Игра «Путешествие машинки»
Для игры нужно сделать импровизированный гараж для машинки, дорогу, мост. Поставить на пути машинки дерево, можно положить на дорогу лужу.
Сначала педагог рассказывет о передвижении машинки, а ребёнок добавляет глаголы, похожие на слово ехать. Затем дети выполняют действия с машинкой и самостоятельно повторяют рассказ о ней.
«Жила-была в гараже машинка. Ей стало скучно, и она решила попутешествовать. Машинка из гаража выехала, по дороге поехала, к мосту подъехала, на мост заехала, по мосту проехала, с моста съехала, по дороге снова поехала, до дерева доехала, вокруг дерева объехала и обратн6о в гараж поехала.»
Игра «Путешествие бабочки»
Инструкция: «К нам в группу залетела бабочка. Помогите мне придумать рассказ о том, как она путешествовала.»
«Бабочка к нам в группу…залетела. По группе …полетала. К Маше….подлетела и на Машу …села, с Маши….слетела и на Катю…перелетела, посидела. Вокруг Кати…облетела и к Маше…улетела. Над Машей…полетала и в окно снова…улетела.»
Игра «Сочинители»
Педагог читает текст, а дети добавляют однокоренные приставочные глаголы, подходящие по смыслу.
«Захотел зайчик капусты и решил отправится в деревню на огород. Вот зайчик из леса…выбежал, до деревни…добежал, к огороду…подбежал. Вокруг огорода обежал, увидел капусту и в огород…забежал. Заяц капусту грыз, грыз,наелся, из огорода выбежал и к лесу обратно …побежал»
Можно предложить детям придумать рассказ о том, как дети гуляют на участке: «Света на участок…пришла, к качелям подошла, покачалась, слезла и от качелей отошла, вокруг домика обошла и к веранде пошла, на веранду зашла и стала там играть с куклами». Педагог: «А Денис и Витя любят на прогулке бегать. Давайте расскажем, как гуляли эти мальчики.»
Игра «Что подходит?»
Педагог предлагает ребёнку предложение и два глагола с разными приставками на выбор. Ребёнок повторяет предложе6ние, включив правильный вариант глагола.
Старую мебель из дома надо вынести или внести?
Рома слона из пластилина слепил или налепил?
Миша учебники в портфель разложил или сложил?
Даша научилась сама шнурки привязывать или завязывать?
Игра «Исправь ошибку»
Педагог предлагает детям предложения с неправильным вариантом приставочного глагола. Ребёнок должен самостоятельн6о припомнить и употребить нужный глагол в предложении.
Папа реку приплыл.
Мама вышивает дырку на футболке.
Дедушка накопал яму.
Бабушка выжарила котлеты.
Оля прилила воды в лейку.
Игра с картинками «Найди пару»
Для игры используются парные картинки. Педагог выкладывает картинку, где действие ещё совершается, а ребёнок среди своих картинок находит ту, где данное действие уже завершено. Парные картинки могут содержать противоположные действия.
Мальчик красит забор- Мальчик покрасил забор.
Ребёнок строит башню. – Ребёнок построил башню.
Девочка рисует бабочку. – Девочка нарисовала бабочку.
Парные картинки могут содержать противоположные действия.
Дедушка заходит в дом – Дедушка выходит из дома.
Мальчик наливает воду в ведро – Мальчик выливает воду из ведра.
Литература
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.- М.,1985.
- Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь №3 для занятий с дошкольниками: Сложные предлоги. – М., 2016.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития у дошкольников. – СПб., 1999.
- Парамонова Л.Г. Развитие словапрного запаса у детей. – СПб., 2007.
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском сакду. – М.,2006.
- Ткаченко Т.А. В пе5рвый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.
- Куликкова Е.В. «Дошкольная педагогика» №1 2018
Цель: Закрепить понимание и правильное употребление приставочных глаголов движения в речи детей.
Задачи:
1. Расширять и активизировать словарь по теме "Зимующие птицы".
2. Формировать навыки словообразования: образование звукоподражательных и приставочных глаголов.
3. Учить детей подбирать слова с противоположным значением (прилагательные, глаголы).
4. Работа над предложением с приставочным глаголом.
5. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, объем вербальной памяти.
6. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать способности у детей наблюдать за животным и растительным миром.
Оборудование:
- картинки с изображением зимующих птиц;
- фишки;
- символы слов-действий на доске;
- картонные декорации: домик,
- кормушка, елка;
- мяч; картонная синичка на палочке, Незнайка;
- картинки с изображением птиц;
- карандаши;
- сухарики.
Ход занятия
I. Оргмомент: - Какое сейчас время года? (- Зима.)
Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? (- Зимующие.)
Логопед показывает картинки с изображением зимующих птиц (дятел, снегири, воробей, сорока). Предлагает детям отгадать загадки.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это...(снегири).Чик-чирик!
За зернышком прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей).И зимой стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит.
Кто это? (дятел).
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (сорока)
II. Закрепление лексического материала.
Викторина. – Я буду задавать вопросы. Кто ответит первый, тот получает фишку. У кого больше фишек, тот – победитель!
1) Ответьте на вопросы:
Какая птица днем спит, а ночью летает? (- Сова.)
Зачем клесту крестообразный клюв? (- Чтобы лущить шишки и доставать семена из шишек.)
2) Задание "Закончи предложение":
Сова днем спит, а ночью...(охотится).
У сороки хвост длинный, а у галки... (короткий).
Синица – желтогрудая, а снегирь - ... (красногрудый).
3) Задание "Запомни, повтори, найди лишнее слово и объясни почему ты так думаешь":
Медведь, дятел, барсук, лиса.
Скворец, синица, грач, ласточка.
Ворона, снегирь, соловей, воробей.
4) Задание "Что умеют делать птицы?"
"Подберите слова-действия к слову “птицы”. Птицы что делают?"
(летают, поют, клюют, пьют, машут, стучат,...)
5) Задание “Как разговаривают птицы?”
Ворона говорит “кар-кар”, значит она что делает? – Каркает.
Воробей - ... (чирикает), сова - ... (ухает), сорока - ... (стрекочет),
синица - ... (свистит), голубь - ... (воркует).
Викторина закончена. Посчитаем фишки и узнаем кто победитель.
III. Объяснение нового материала.
Логопед предлагает послушать историю про воробья:
"Воробей крепко спал, рано встал, из гнезда вылетел . Воробей летал, корм искал. Вдруг увидел кормушку. Вокруг кормушки облетел , в кормушку залетел , крошки склевал. Воробей из кормушки вылетел . К гнездышку подлетел . В гнездышко залетел . Всю зиму так и перезимовал."
1. Знакомство с символами слов-действий.
Логопед обращает внимание на слова-действия:
Ребята, у меня в руках что за птица? (- Синица.)
(Логопед показывает картинку с изображением синицы.)
Я начну предложение, а вы его закончите словом-действием. Эти слова-действия указаны стрелочкой на карточках. Попробуйте расшифровать их.
(На доске карточки с символами слов-действий.)
Логопед: - Синица к кормушке... (подлетела), от кормушки... (отлетела).
Синица в кормушку... (залетела), из кормушки... (вылетела).
Синица через кормушку... (перелетела), под кормушкой... (пролетела).
- Вокруг кормушки... (облетела).
2. Подбор слов-действий с противоположным значением.
Игра с мячом "Наоборот":
3. Закрепление нового материала.
Я буду рассказывать историю про стаю воробьев, а вы будете подсказывать слова-действия. (Логопед рассказывая историю, показывает на соответствующий символ слова-действия, дети договаривают предложение.)
"Воробьи крепко спали, рано вставали, из гнезда... (вылетали ). Воробьи летали, корм искали. Через деревья... (перелетали ). Под кормушкой... (пролетали ), в кормушку...(залетали ), крошки клевали. От кормушки... (отлетали ), вокруг дерева... (облетали) , опять к кормушке...(прилетали). Целый день летали, корм себе добывали. А вечером в гнездышко..(залетали) . Всю зиму так и перезимовали!"
IV. Физминутка. "Воробушки". Зрительная гимнастика.
Теперь вы воробушки – "воробьев веселых стайка, за кормами вылетай-ка!"
(Логопед дает задания, а дети их выполняют.)
Воробушки подлетели к елке, отлетели от елки, облетели вокруг елки, залетели за елку, подлетели к кормушке, прилетели к домику, залетели в домик. А теперь, воробушки, глазками поморгали, крепко закрыли, открыли, посмотрели вправо-влево, вверх-вниз. Крылышками помахали, полетели на свои места.
V. Работа над приставочными глаголами в предложениях.
1. Игра "Исправь ошибку в предложении".
Помоги Незнайке - скажи правильно слово-действие.
1) Вороны подлетели от кормушки. (отлетели)
2) Вороны через куст улетели . (перелетели)
3) Сова в дупло отлетела . (залетела)
2. Игра "Придумай предложение"
Я скажу слово-действие, а вы придумайте с этим словом предложение.
Логопед:
Прилетели. (Вороны прилетели к кормушке.)
Облетел. (Дятел облетел вокруг дерева.)
VI. Закрепление понятия "Зимующие птицы".
(Логопед раздает картинку с контурным изображением птиц.)
Найти зимующих птиц и обвести кружочком.
Картинки: ласточка, снегирь, голубь; дятел, снегирь, журавль.
(Дети выполняют задание.)
2. Закрепление падежной конструкции: существительные Род.п. ед.числа.
Кого ты обвел(а)? (- Я обвел снегиря. Я обвела голубя. и т.д.)
VII. Итог занятия: Оценка работы детей.
Сюрпризный момент: - Ребята, что любят птицы? – (Семечки, зернышки, крошки.)
Вы у меня были воробушками и я вас угощаю сухариками.
(Детям предлагаются “из кормушки” сухарики.)
В конспекте представлен опыт использования модели города и игрушек на логопедическом занятии для упражнения детей в правильном употреблении приставочных глаголов. Дидактические игры и упражнения, пальчиковая гимнастика и динамическая пауза так же направлены на закрепление обобщающих понятий: воздушный, водный, наземный транспорт. игры способствуют развитию пространственной ориентации, зрительного восприятия, мыслительных процессов.
План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка. (старшая группа, первый год обучения)
Тема: Транспорт. Употребление приставочных глаголов.
Цель :
- активизация предикативного словаря.
Задачи:
коррекционно — образовательные:
- закреплять навык употребления глаголов, образованных с помощью приставок -за, -вы, -под, -от,-у, -при;
- упражнять в адекватном употреблении простых предлогов в, из к., от, по;
- учить употреблять доступные антонимичные пары глаголов;
- продолжать учить составлять предложения с противительным союзом а.
коррекционно-развивающие:
- совершенствовать точность, целостность зрительного и слухового восприятия;
- развивать произвольное внимание, расширять его объем;
- совершенствовать точность запоминания и воспроизведения словесного материала;
- расширять объем памяти;
- продолжить развитие основных мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация
- развивать речедвигательную координацию,
коррекционно — воспитательные:
- воспитывать устойчивый интерес к занятиям;
- воспитывать уважительное отношение к товарищам, аккуратность.
Лексика
- Глаголы: везти (завезти, вывезти, подвезти, отвезти, увезти, привезти) ехать (заехать, выехать, подъехать, отъехать, уехать, приехать) лететь (подлететь, отлететь, улететь, прилететь) плыть (подплыть, отплыть, уплыть, приплыть) взлетать, приземляться.
- Существительные: транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль, поезд, корабль, лодка, самолет, вертолет, ракета;
- кабина, кузов, колеса, руль, крылья, хвост, штурвал, корма, весло, парус. Прилагательные: наземный, воздушный, водный, грузовой, легковой, быстрый, удобный, полезный.
Оборудование и материалы:
- картинка с 4-мя перекрещивающимися изображениями двух видов транспорта;
- предметные картинки; сюжетные картинки;
- макет части городского ландшафта, модели транспорта;
- сюжетная картина-макет для игры «Найди место», предметные картинки-вставки;
- «разрезная» картинка — сюрприз.
Ход занятия
Организационный момент.
Мотивация: за каждое хорошо выполненное задание открываем часть открытки с изображением сюрприза.
4-й лишний? (перекрещивающиеся изображения)
Назови, что ты видишь на картинке? Что лишнее на картинке? Почему? Как назвать общим словом?
Выложить фрагмент картинки 1.
Повторение.
Что перепутал художник?
Перед детьми выставляют картину-макет с неверно расположенными вставками (транспорт воздушный, водный, наземный).
Какие предметы художник поместил неправильно?
Назови их? Назови общим словом?
Где они должны быть? (самолет в небе, лодка в воде, машина на дороге…)
Что они делают? (самолет летит, лодка плывет, машина едет…)
Выложить фрагмент картинки 2.
Динамическая пауза.
Пальчиковая гимнастика «Лодочка».
Две ладони я прижму Ладони соединить «Лодочкой»
И по речке поплыву. Ладони «лодочкой» продвигать волнообразно вперед»
Две ладони, друзья, Ладони вверх.
- Это лодочка моя. «Лодочка»
Паруса я подниму, Ладони вверх.
Синим морем поплыву. Ладони «лодочкой» продвигать волнообразно вперед»
А со мною по волнам Волнообразные движения обеими ладонями
Плывут рыбки тут и там. Хлопки вправо и влево.
Выложить фрагмент картинки 3.
З. Основная часть.
Употребление предлогов.
Дети стоя располагаются вокруг модели. Логопед манипулирует с моделями транспорта на макете части города (железнодорожная станция, мост, шоссе, река, пристань, аэропорт), а дети отвечают на вопросы, комментируя его действия. Затем дети самостоятельно выполняют инструкции учителя-логопеда.
- плыть по, приплыть к, подплыть к, отплыть от;
- лететь по, взлететь с, приземлиться на’,
- ехать по, подъехать к, отъехать от, заехать в, выехать из;
- идти по, подойти к, выйти из.
Игра «Скажи наоборот».
Цель: упражнять в употреблении простых глаголов-антонимов, в образовании глаголов при помощи приставок с использованием картинок, изображающих противоположные действия (парные картинки раздать детям).
Я скажу предложение, а ты скажи наоборот.
Моя машина в гараж заехала. — А моя машина из гаража … выехала.
Мой самолет прилетел. — А мой самолет … улетел.
Мой поезд от станции отошел. — А мой поезд к станции … подошел.
Мой корабль подплыл к пристани. — А мой от пристани … отплыл.
Трамвай подъехал к цирку. — А троллейбус от цирка … отъехал.
Одни ребята с катка уехали. — А другие ребята на каток … приехали.
Выложить фрагмент картинки 4 .
Динамическая пауза.
«Ракета» (движение и речь).
А сейчас мы с вами, дети, (легкий бег с разведенными в стороны руками)
Полетаем по планете.
Правое крыло вперед (правую руку вынести вперед)
Левое крыло вперед (левую руку вынести вперед)
Прилетел наш самолет. (остановиться, руки вниз)
А теперь мы с вами, дети,
Улетаем на ракете. (несколько шагов назад)
На носки поднимись, (стойка на носках, руки вверх)
А потом руки вниз. (основная стойка)
Так взлетит ракета ввысь! (подпрыгнуть)
1,2,3,4,5- полетели мы опять (легкий бег с разведенными в стороны руками)
Полетели, полетели,
Приземлились, прилетели. (остановиться, присесть)
Выложить фрагмент картинки 5.
Закрепление.
Игра «Найди ошибку».
Цель: развитие слухового внимания, закрепление грамматических категорий (образовывать глаголы с помощью приставок, употребляя правильно предлог).
Автобус отъехал к остановке (подъехал).
Лодка отплыла к берегу (подплыл).
Автомобили заехали к светофору (подъехали).
Самолет прилетел на аэропорт (в).
Ракета прилетела с Земли (улетела).
Автомоиль выехад от гаража. (из)
Выложить фрагмент картинки 6.
Итог занятия.
О чем говорили?
Что делали?
Собрать разрезанную картинку. Рассмотреть картинку, собранную из фрагментов, ответить на вопросы.
Оценка деятельности детей. Угощение.
Лесная И.А.,
учитель-логопед
Тема: «Приставочные глаголы».
Цель: Уточнять и расширять предикативный словарь.
Задачи:
Обогащать словарь детей приставочными глаголами по теме «Транспорт».
Учить детей дефференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу ехать.
Закрепить словарь по теме Транспорт, умение классифицировать транспорт на водный, наземный, воздушный.
Продолжать формировать представление о многозначности слов.
Продолжать развивать связную речь.
Закреплять умение восстанавливать последовательность событий с опорой на картинный материал.
Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, память.
Продолжать развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать интерес к учебной деятельности.
Материал: макет дороги от домика Бибишки к домику Грузовичка; картинки с изображением разных видов транспорта, крыла, хвоста, носа; разрезные картинки: ракета, лодка, самолёт, вертолёт, катер, пароход; набор картинок для восстановления событий в рассказе, красный карандаш.
Ход занятия:
Организационный момент.
Пальчиковая гимнастика. Дети стоят в кругу.
Раз, два, три, четыре, пять –
Сжимают и разжимают пальчики
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолёт,
Корабль поезд, вертолёт.
Поочерёдно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.
Основная часть.
1. Классификация картинок с изображением транспорта на водный, воздушный, наземный.
Детей приглашают посетить выставку транспорта.
На трёх мольбертах прикреплено по одной картинке: лодка, самолёт, велосипед. Остальные картинки разложены на столе около мольберта. Сверху лежит записка: «Выставку организовать не смогли. Все заболели».
Детям предлагают помочь организовать выставку. Подобрать к выставленным картинкам подходящие картинки.
2. Работа с разрезными картинками.
Дети садятся за столы. На столах подносы с разрезными картинками (лодка, самолёт, катер, вертолёт, ракета, пароход) и чёрно-белый образец картинки.
Детям с низким уровнем развития – картинки с вертикальным делением на 4 части.
Детям со средним уровнем развития – картинки с вертикально-горизонтальным делением на 4 части.
Детям с высоким уровнем развития – картинки с диагональным делением на 4 части.
3. Отработка многозначности слов.
Логопед показывает картинку с изображением носа, крыла, хвоста и предлагает назвать транспорт, у которого тоже есть нос, хвост, крыло (с опорой на разрезные картинки).
4. Отработка приставочных глаголов.
Детям предлагают услышать историю про маленькую машинку и приглашают к макету.
Посмотрите, здесь в гараже живёт маленькая машинка, она очень весёлая и всегда звонко бибикает, когда кого-нибудь встречает. (Дети рассматривают машинку, придумывают ей имя Бибишка) Решила Бибишка отправиться в гости к своему другу Грузовичку. Из гаража она выехала и по дороге поехала. Видит, на дороге большая лужа. Лужу Бибишка объехала и к мосту подъехала. На мост въехала, с моста съехала, дальше поехала и в гости приехала. Все действия демонстрируются логопедом на макете, дети проговаривают приставочные глаголы. Обратный путь по очереди дети проезжают каждый отрезок пути и проговаривают соответствующий глагол.
Затем детям предлагают вернуться за столы, где у каждого находится картинка, отображающая какой-то отрезок пути Бибишки. Дети проговаривают, что делает Бибишка на их картинке.
Дети с низким уровнем развития – поехала, приехала;
Дети со средним уровнем развития – въехала, съехала;
Дети с высоким уровнем развития – подъехала, объехала.
5. Развитие мелкой моторики.
Внимание детей обращается на бабку коровку, которая ползёт по дороге. Чтобы машина на неё не наехала , детям предлагают её раскрасить красным карандашом.
Для чего вы раскрасили бабку коровку красным цветом?
6. Восстановление последовательности событий.
На доске представлен картинный план рассказа о путешествии Бибишки с отсутствием некоторых звеньев. Дети рассказывают про Бибишку, находя место своей картинке в общем картинном плане.
Итог занятия.
На память дети забирают раскрашенные ими картинки.
Муниципалиное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида детский сад №26 «Сказка».
Образовательная область: Речевое развитие.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР.
Тема: «ПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ».
Подготовила:
Учитель-логопед Шибанова И.В.