Габдулла Тукай – великий татарский поэт, и как сказал Минтимер Шаймиев: «Поистине, Габдулла Тукай – солнце татарской поэзии, которое, однажды взойдя над нашей великой землей, не зайдет уже никогда».
Введение
Именно творчество Габдуллы Тукая поможет
решить эту проблему. Тукай оставил огромное
творческое наследие и самое большое и важное
место в нем занимает поэзия.
26 апреля 2011 года исполняется 125 лет великому
татарскому поэту Габдулле Тукаю.
Неиссякаемый интерес детей, воспитателей и
лично меня к его поэтическому и сказочному
творчеству, побудил меня создать проект
«Путешествие по книгам Габдуллы Тукая».
Проект “Путешествие по книгам Тукая” направлен
на приобщение дошкольников к творчеству Г. Тукая,
повышение читательской культуры детей,
родителей и воспитателей. Он рассматривает
доступ к культурному наследию татарского поэта
Г. Тукая. В его произведениях можно найти ответы
на многие вопросы сегодняшнего дня.
Ценно то, что произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического восприятия мира. Нельзя не отметить и педагогически-воспитательную мотивацию в поэзии Г. Тукая, связанную с детской литературой. Именно через стихи и сказки Г. Тукая ребенок познает окружающий мир.
Важно, что через его произведения дети изучают традиции татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, прививается интерес к школе и знаниям.
Также важно пропагандировать творчество поэта, воспитывать бережное и трепетное отношение к родному языку.
- работа с детьми
- работа с воспитателями
- работа с родителями
во взаимодействии с библиотекой и татарской гимназией.
Разработан перспективный план по этим
направлениям. В графиках проектных мероприятий
определены мероприятия, цели мероприятий, сроки
проведения и ответственные.
На проект дана рецензия ведущего библиографа
Елабужской центральной библиотеки Мухсиновой
Валентины Александровны.
Я приняла участие в региональном конкурсе педагогического мастерства «Площадка успешности 2010», где представила проект «Путешествие по книгам Габдуллы Тукая» и получила диплом 1 степени.
В ходе реализации проекта используются
разнообразные формы работы: книжные выставки,
игровые викторины, занятия, поисковая
деятельность, экскурсии, театрализованная
деятельность, презентация книг, создание книжных
закладок, буклетов с рекламой творчества Г.
Тукая.
Участниками проекта являются дети дошкольного
возраста (от 4 до 7 лет), родители, воспитатели,
библиотекари и учителя начальных классов.
Работа над проектом может быть специально
организованна, а также внедрена в обычные
плановые формы работы.
Срок реализации – апрель месяц.
Цель: Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая.
Задачи:
- Познакомить детей с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Габдуллы Тукая.
- Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Габдуллы Тукая.
- Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, умением употреблять его в собственной речи (пословицы, поговорки, народные высказывания).
- Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок Габдуллы Тукая.
- Расширять представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.
Ожидаемые результаты проекта:
- Создание необходимых условий в детском саду, группе, семье, библиотеке по ознакомлению дошкольников с произведениями Габдуллы Тукая.
- Отношение 80% детей к произведениям Габдуллы Тукая не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- Умение 25% детей высказывать идеи и предложения.
- Создание системы работы по ознакомлению детей с произведениями Габдуллы Тукая.
- Активное участие предположительно 80% родителей в реализации проекта.
- Понимание родителями важности семейного чтения.
Значимость проекта «Путешествие по книгам Габдуллы Тукая» в том, что благодаря проекту расширилось взаимодейстие ДОУ, появились новые направления в совместном сотрудничестве с семьей, библиотекой, татарской гимназией по приобщению детей к прекрасному миру стихов и сказок Г. Тукая.
Этапы реализации проекта
Этапы | Содержание работы | Срок | Ответствен ный |
I этап – подготовительный | – Анкетирование родителей по проблеме – Обсуждение целей и задач проекта с участниками – «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области приобщения детей к творчеству Г. Тукая) – Создание условий необходимых для реализации проекта – Разработка образовательных маршрутов для участников проекта – Подходы к взаимодействию с сотрудниками библиотеки, родителями, татарской гимназией – Обоснование, предсказание путей реализации проекта. |
1-я неделя 1-я неделя 1-я неделя 1-я неделя |
Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
II этап – основной (практический) | – Внедрение в
воспитательно-образовательный процесс
эффективных методов и приемов по приобщению
детей к творчеству Г. Тукая – Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (книжные уголки, создание библиотеки, информационные стенды) – Проведение занятий с детьми по ознакомлению с жизнью и творчеством Г. Тукая
– Родительский всеобуч (просвещение родителей
по вопросам ознакомления с творчеством Г. Тукая) – Литературный калейдоскоп с вручением свидетельства «Лучший друг книг Габдуллы Тукая» – Осуществление контроля за реализацией проекта |
В ходе реализации проекта В ходе реализации проекта В ходе реализации проекта В ходе реализации проекта В ходе реализации проекта В ходе реализации проекта 4-я неделя В ходе реализации проекта |
Воспитатели, библиотекари Воспитатели Воспитатели Воспитатели, родители, библиотекари Воспитатели, библиотекари Воспитатели Руководитель проекта |
III этап – заключительный | – Разработка результатов по реализации
проекта – Презентация проекта на семинаре-практикуме «Значение устного народного творчества в речевом развитии детей» в ДОУ – Презентация проекта на зональном конкурсе профессионального мастерства «Площадка педагогической успешности 2010» |
4-я неделя 4-я неделя |
Руководитель проекта Руководитель проекта Руководитель проекта |
График проектных мероприятий для детей
№ | Мероприятия | Цели | Сроки | Ответствен ные |
1. | Организовать в группе мобильную библиотеку «Все о Тукае» | Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам Габдуллы Тукая. | 1-я неделя | Воспитатели |
2 | Вечерние громкие чтения «Путешествие в мир книг, полный чудес Г. Тукая» | Приобщать детей к книгам Габдуллы Тукая. | 1-4 недели | Воспитатели |
3 | Книжная выставка для детей в библиотеке «Тукай – детям» | Познакомить дошкольников с книгами Г. Тукая и о нем, побудить к чтению. | 2-я неделя | Воспитатели, библиотекарь |
4 | Встречи с библиотекарем в детском саду: Средняя группа(от 4 до 5 лет) – «Путешествие по книгам Габдуллы Тукая» Старшая группа(от 5 до 6 лет) – «О чем нам рассказывают книги Габдуллы Тукая» |
Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством татарского поэта Габдуллы Тукая. | 1-я неделя | Воспитатели, библиотекарь |
5 | Целевая экскурсия в библиотеку: «Творил для всех, но больше для детей» (совместно дети подготовительной группы и родители) |
Продолжить знакомить детей с творчеством Г.Тукая,с правилами поведения в общественных местах. Уточнить представления детей о библиотеке. Развивать интерес к печатному слову. Воспитывать бережное отношение к книге. | 2-я неделя | |
6 | Составление карточек (пословицы, поговорки, народные приметы по произведениям Г. Тукая) | Формировать поисковую деятельность при
работе с литературой. Способствовать расширению
кругозора детей, развитию познавательного интереса. |
2-я неделя | |
7 | Чтение произведенийГабдуллы Тукая: «Родной язык», «Малыш и мотылек», «Озорной котенок», «Бедняга заяц»,«Забавный ученик» | Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев. | 2-я неделя | Воспитатели |
8 | Утренние 5-минутки «Рассказ о прочитанной книге Габдуллы Тукая» | Развивать интерес дошкольников к книгам Тукая; учить составлять рассказы о прочитанном. | 1-4 недели | Воспитатели |
9 | Музыкальная деятельность: разучивание песен «Тукай абый», «Туган тел», слушание «Марш Тукая» | Развивать песенное творчество, слушать друг друга; учить внимательно слушать произведение и определять к какому жанру относится. | 1-4 недели | Музруководитель, воспитатель родного языка |
10 | Лепка по произведению «Забавный ученик» | Закрепить произведение Габдуллы Тукая в лепке. Умение создавать у детей фигуры человека и собаки. | 2-я неделя | Воспитатели |
11 | Аппликация по произведению «Малыш и мотылек» (старшая группа) | Закрепить произведение в аппликации. Вызвать чувство радости и желания сделать композицию красочной, колоритной работу; развивать умение работать дружно. | 2-я неделя | Воспитатели |
12 | Игра-драматизация«Кончил дело – гуляй смело» | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, передавать характерные особенности героев, воспитывать желание начатое дело доводить до конца. | 3-я неделя | Воспитатель родного языка, музыкальный руководитель |
13 | Литературная игра «Путешествие в мир поэзии Г. Тукая» (старшая и подготовительная группы) | Воспитывать у детей такие качества как: трудолюбие, отзывчивость, уважение к старшим, через познавательные стихи и сказки Габдуллы Тукая. | 3-я неделя | Воспитатели, воспитатель родного языка |
14 | Конкурс детских рисунков по произведениям Тукая «Что читал, что видал – на бумаге рисовал» | Передавать в рисунках эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность. | 3-я неделя | Воспитатели, родители |
15 | Конкурс чтецов «Мы читаем стихи Габдуллы Тукая» | Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений. | 3-я неделя | Воспитатели, воспитатель родного языка |
16 | Выставка детских поделок по произведениям Тукая «Мой любимый герой» (совместно с родителями) | Способствовать развитию навыков у детей творческого и ручного труда, развитию фантазии. Активизировать совместное творчество детей и родителей. | 3-я неделя | Воспитатели, родители |
17 | Презентация детских рассказов «Моя любимая книжка Габдуллы Тукая» | Развивать творческую активность детей в процессе составления небольших рассказов по прочитанным книгам. | 3-я неделя | Воспитатели, родители |
18 | Рисование «Поиграем, Шурале!» (коллективная работа по произведению Г.Тукая) (подготовительная группа) | Учить художественному восприятию, различать реальное и сказочное в иллюстрациях; учить выделять характерные признаки образов, их взаимоотношения; выбирать эпизод; развивать воображение, воспитывать интерес и уважение к татарскому народному искусству. | 4-я неделя | Воспитатели |
19 | Театрализованное представление «Театр одного стихотворения Тукая» | Развивать театрально-художественную деятельность детей, учить детей по желанию выбирать роль, передавать характерные особенности героев, вызвать радостный, эмоциональный настрой, стимулировать стремление к участию. | 4-я неделя | Воспитатели, музыкальный руководитель |
20 | Литературный калейдоскоп с вручением свидетельства «Лучший друг книг Габдуллы Тукая», использование мультимедийной презентации (совместно дети подготовительной группы, учащиеся 1 класса татарской гимназии и родители) | Обобщить знания детей по творчеству Габдуллы Тукая. | 4-я неделя | Воспитатель родного языка, учитель начальных классов, родители |
График проектных мероприятий для воспитателей
№ | Мероприятия | Цели | Сроки | Ответствен ные |
1 | «Круглый стол» с участием воспитателей и родителей. | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес по созданию условий для реализации проекта | 1-я неделя | Воспитатели, родители |
2 | Методическая копилка | Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая. | 1-4 недели | Воспитатели, воспитатель родного языка |
3 | Консультация «Как знакомить дошкольников с жизнью и творчеством Г. Тукая» | Приобщение детей к творчеству татарского поэта Габдуллы Тукая. | 1-я неделя | Воспитатель родного языка |
4 | Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта | Просвещение родителей по приобщению к творчеству Габдуллы Тукая | 1-2 недели | Воспитатели, воспитатель родного языка |
5 | Подбор книг Г. Тукая в библиотеки групп | Развивать у детей интерес к произведениям Габдуллы Тукая. | 1-я неделя | Воспитатели, библиотекари |
6 | Привлечь внимание к книгам Габдуллы Тукая и к чтению. | 2-я неделя | Воспитатели | |
7 | Семинар-практикум «Значение устного народного творчества в речевом развитии детей» | Презентация проекта «Путешествие по книгам Габдуллы Тукая» (с приглашением работников библиотеки, учителей татарской гимназии) |
4-янеделя | Старший воспитатель, воспитатели, библиотекари, учителя |
8 | Выставка «Все о Габдулле Тукае» | Обобщить и продемонстрировать материал, накопленный в работе над проектом. | 4-я неделя | Воспитатели |
График проектных мероприятий для родителей:
№ | Мероприятия | Цели | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Анкетирование родителей по изучению чтения книг Габдуллы Тукая | Выявить, читают ли родители детям книги, что предпочитают слушать дети. | 1-я неделя | Воспитатели |
2 | «Круглый стол» с участием воспитателей, родителей и детей | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта | 1-я неделя | Воспитатели, родители |
3 | Акция «Подари книгу Габдуллы Тукая детскому саду» | Пополнить библиотеки в группах книгами Г. Тукая. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проекте | 1-я неделя | Родители |
4 | Консультации: – «Как увлечь ребенка чтением книг Тукая»; – «Советуем прочитать книги Габдуллы Тукая» |
Просвещение родителей по вопросам ознакомления детей творчеством с Г. Тукая. | 1-2 недели | Воспитатели |
5 | Целевая экскурсия в библиотеку «Творил для всех, но больше для детей» (совместно дети подготовительной группы и родители) | Продолжить знакомить детей с творчеством Габдуллы Тукая. Уточнить представления детей о библиотеке. Развивать интерес к печатному слову. Воспитывать бережное отношение к книге. | 2-я неделя | Воспитатели, воспитатель родного языка, родители |
6 | Акция «Читаем книги Габдуллы Тукая» | Привлечь внимание родителей к книгам Г. Тукая и к чтению. | 2-я неделя | Воспитатели, родители |
7 | Родительский клуб «Дружим с книгами Тукая всей семьей» | Предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться семейным опытом по приобщению детей к творчеству Г. Тукая. | 4-я неделя | Библиотека ри, воспитатели |
8 | Памятка «Как подружить малыша с книгами Тукая» | Поддерживать у родителей интерес к чтению книг Габдуллы Тукая. | 4-я неделя | Библиотекари |
Цель : познакомить детей с жизнью и творчеством татарского поэта Г. Тукая.
Задачи:
- Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов
- Посредством произведений Г. Тукая способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия попавшим в беду. Воспитывать умение удивляться красоте родной природы
- Расширять представления родителей о татарской детской литературе. Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.
Актуальность проекта: В нашем современном мире, благодаря средствам информации и связям все народы сближаются друг с другом. Всё больше и больше узнают о национальных традициях, культуре, как своего, так и других народов.
Одним из ярчайших представителей татарской литературы является великий татарский поэт Габдулла Тукай. В апреле 2011 года исполняется 125 лет со дня его рождения. С годами глубже осознаём мы значение творчества и величие личности Тукая.
Очень важно, чтобы у детей с самого раннего возраста накапливались любовь и уважение к личности великого поэта. Габдулла Тукай - не просто великий поэт, а символ истории и судьбы всего татарского народа. Он и сегодня учит нас и наших детей понимать этот сложный мир со всеми его хлопотами и заботами. Учит жить и кричать, смеяться и плакать, ценить и беречь любовь к своим близким в повседневном хаосе сегодняшнего бытия. Чем больше эмоциональных, выразительных впечатлений ребёнок получит в детстве, через произведения поэта, тем более яркой, творческой личностью, обладающей высокими духовно- нравственными качествами станет он в будущем.
Таким образом, всё это ещё раз подчёркивает важность и необходимость изучения творчества Габдуллы Тукая.
Вид проекта: долгосрочный, творческий.
Срок реализации: 11.01.11. – 29.04.11.
Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста, педагоги (воспитатели, музыкальные руководители, воспитатели по обучению детей татарскому языку, инструктор по физкультуре), родители воспитанников.
Ожидаемый результат:
- Данный проект позволит получить знания о жизни и творчестве татарского поэта Габдуллы Тукая.
- Возрастёт интерес у участников проекта к дальнейшему знакомству с произведениями поэта.
- Повысится компетентность педагогов в области знаний творчества Г. Тукая.
- Проявятся творческие способности детей и родителей в разных видах деятельности.
- Пополнится предметно-развивающая среда групп книгами с произведениями Габдуллы Тукая.
Этапы проекта.
I этап (11.01.11. – 31.01.11.) Подготовительный. Провести анкетирование родителей. В группах обсудить цели и задачи проекта. Воспитателям создать условия в группах для реализации проекта.
II этап (01.02.11. – 26.04.11.) Реализация основных видов деятельности по проекту. Презентация.
III этап (26.04.11. – 29.04.11.) Итоговый сбор и обработка практических материалов
Планирование и организация деятельности.
Мероприятия |
Цели |
Ответственные |
Сроки |
|
I этап - подготовительный |
||||
Анкетирование родителей |
Воспитатели |
|||
«Круглый стол» с участием воспитателей |
Обсудить цели и задачи проекта |
Воспитатели по обучению детей татарскому языку |
||
Акция «Подари книгу детскому саду» |
Пополнить библиотеку групп книгами |
Родители, воспитатели |
||
Оформление родительского уголка |
Просвещать родителей |
Воспитатели по обучению детей татарскому языку, воспитатели |
II этап - основной |
||||
Мероприятия с участием детей |
||||
Тематические занятия, посвященные жизнедеятельности Г. Тукая |
Помочь детям осознать значения творчества Г. Тукая и величие его личности |
Воспитатели, Воспитатель по обучению детей татарскому языку |
||
Ознакомление с произведениями поэта по возрастным группам |
Помочь детям понять содержание и суть произведений. Воспитать доброе отношение к их героям |
Старший воспитатель |
04.04. – 12.04.11 |
|
Конкурс на лучший рисунок по мотивам произведений поэта |
Предавать в рисунках свое отношение к содержанию и поступкам героев |
Воспитатели |
18.04. – 22.04.11 |
|
Экскурсия в библиотеку |
Вызвать положительные эмоции от увиденного и услышанного |
Воспитатель подготовительной группы |
||
Конкурс на лучшее чтение стихов Г. Тукая |
Совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений |
|||
Инсценировка произведений Г. Тукая – театрализованный конкурс |
Развивать творческие способности в театральной деятельности. Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных. |
Музыкальный руководитель, воспитатели |
||
Прослушивание музыкальных произведений на стихи Г. Тукая |
Через музыкальные произведения привить интерес к творчеству Г. Тукая, развивать эстетический вкус. |
Музыкальный руководитель |
04.04. – 26.04.11 |
|
Праздник посвященный юбилею поэта (на двух языках) |
Использовать нравственный потенциал худ. произведений Г. Тукая. Пробудить в душе ребенка чувства любви к природе, труду, чувства дружбы |
|||
Мероприятия с участием сотрудников |
||||
Консультация для воспитателей по ознакомлению детей с творчеством поэта |
Изучить своеобразие литературных произведений, вошедших в круг детского чтения и определить их соответствие уровню восприятия дошкольника на разных этапах его детства |
Габдрахманова |
||
Разучивание песни «Туган тел» |
Способствовать повышению интереса к татарскому языку, звучанию слов, запоминанию слов |
Музыкальный руководитель, Воспитатель по обучению детей татарскому языку |
||
Выступление на педагогическом часе о жизнедеятельности Г. Тукая |
Помочь осознать значение творчества Г. Тукая, «величие его личности» |
Габдрахманова С. Р., Хуснутдинова А. С. |
||
Викторина по произведениям поэта |
Викторина – развитие мышления у детей |
Габдрахманова С. Р., Хуснутдинова А. С. |
||
Мероприятия с участием родителей |
||||
Консультация «День рождения Г. Тукая» |
Вызвать интерес к творчеству татарского поэта Г. Тукая, помочь родителям открыть перед ребенком мир поэзии, воспитывать трудолюбие. |
Габдрахманова С. Р., Хуснутдинова А. С. |
||
Совместная деятельность детей и родителей по изготовлению атрибутов, игрушек-персонажей произведений Г. Тукая |
Выявить, читают ли родители детям книги. Что предпочитают слушать дети? |
Воспитатели, родители |
02.04. – 15.04.11. |
|
Участие родителей в празднике, посвященном юбилею поэта |
Развивать внимание, воображение, зрительную память. Стимулировать у детей проявления творчества. |
Воспитатели, родители |
Гульгена Ильясова
Проект к 130-летию со дня рождения Г. Тукая
Проектная работа «Сандугачтай монлы Тукай теле »
(130-летию со дня рождения Г . Тукая )
Выполнили : Ильясова Г. Р.
Низамова З. И.
МБДОУ «Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида Высокогорского муниципального района РТ»
Название проекта : «Сандугачтай монлы Тукай теле » .
Вид проекта : познавательно – творческий.
Продолжительность : средней продолжительности. Проект реализуется через интеграцию всех образовательных областей.
(11.04.2016 г. -25.04.2016 г.)
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Цель проекта : Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая
Задачи проекта :
Познакомить детей с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая . Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок Габдуллы Тукая
Развивать умение правильно понимать смысл татарских произведений.
Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Габдуллы Тукая .
Создать благоприятные условия для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.
Расширять представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.
В целях реализации программы по внедрению УМК и НРК планирование и реализация комплекса мероприятий по более глубокому изучению творчества татарского народного поэта Г. Тукая , создавшего множество произведений именно для детей, является особо важным.
Актуальность проекта подчеркивается и тем, что его произведения несут в себе не только культурную, но и воспитательную ценность. В нашем современном мире, благодаря средствам информации и связям все народы сближаются друг с другом. Всё больше и больше узнают о национальных традициях, культуре, как своего, так и других народов.
Одним из ярчайших представителей татарской литературы является великий татарский поэт Габдулла Тукай . В апреле 2016 года исполняется 130 лет со дня его рождения . С годами глубже осознаём мы значение творчества и величие личности Тукая .
Очень важно, чтобы у детей с самого раннего возраста накапливались любовь и уважение к личности великого поэта. Габдулла Тукай - не просто великий поэт, а символ истории и судьбы всего татарского народа. Он и сегодня учит нас и наших детей понимать этот сложный мир со всеми его хлопотами и заботами. Учит жить и кричать, смеяться и плакать, ценить и беречь любовь к своим близким в повседневном хаосе сегодняшнего бытия. Чем больше эмоциональных, выразительных впечатлений ребёнок получит в детстве, через произведения поэта, тем более яркой, творческой личностью, обладающей высокими духовно- нравственными качествами станет он в будущем.
Таким образом, всё это ещё раз подчёркивает важность и необходимость изучения творчества Габдуллы Тукая .
Неиссякаемый интерес детей, воспитателей и к его поэтическому и сказочному творчеству, побудил нас создать проект «Сандугачтай монлы Тукай теле » .
Проект «Сандугачтай монлы Тукай теле » направлен на приобщение дошкольников к творчеству Г. Тукая , повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэта Г. Тукая . В его произведениях можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.
Ценно то, что произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического восприятия мира. Нельзя не отметить и педагогически-воспитательную мотивацию в поэзии Г. Тукая , связанную с детской литературой. Именно через стихи и сказки Г. Тукая ребенок познает окружающий мир.
Важно, что через его произведения дети изучают традиции татарского народа, его устои : почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, прививается интерес к школе и знаниям.
Работа с детьми
Работа с воспитателями
Работа с родителями
Разработан перспективный план по этим направлениям. В графиках проектных мероприятий определены мероприятия, сроки проведения и ответственные.
Значимость проекта «Сандугачтай монлы Тукай теле » в том, что благодаря проекту расширилось взаимодействие ДОУ, появились новые направления в совместном сотрудничестве с семьей, библиотекой по приобщению детей к прекрасному миру стихов и сказок Г. Тукая .
Материально-техническое обеспечение : реализация проекта осуществляется на базе музыкального зала, с использованием мультимедийных средств, компьютеров.
Этапы проекта .
I этап (11.04.16. – 13.04.16.) Подготовительный.
Обсудить цели и задачи проекта . Воспитателям создать условия в группах для реализации проекта .
II этап (14.04.16. – 24.04.16.) Основной этап (практический) .
Реализация основных видов деятельности по проекту .
III этап (25.04.16.) Заключительный этап.
Итоговое мероприятие – праздник-районный конкурс чтецов произведений Габдуллы Тукая .
График проектных мероприятий для детей :
1. Организовать в группе мобильную библиотеку «Все о Тукае , книги Тукая » Создать условия по реализации проекта . Развивать интерес к книгам Габдуллы Тукая 1-я неделя Воспитатели
2. Чтение произведений
Г. Тукая : «Туган тел» , «Бала белн кубэлэк» , «Шаян песи» , «Кызыклы шэкерт» , «Соткэ тошкэн тычкан» , «Су анасы» . Приобщать и поддерживать интерес детей к художественной литературе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев.
1-я неделя Воспитатели
3. Музыкальная деятельность : разучивание песни «Туган тел» . Развивать песенное творчество, слушать друг друга; учить внимательно слушать произведение и определять к какому жанру относиться. 1-я неделя Музыкальные руководители, воспитатели
4. Заучивание стихотворе-ний Г. Тукая . Воспитывать у детей интерес к поэзии, учить говорить красиво и правильно. 1-2-я неделя Воспитатели, родители.
5. Просмотр мультфиль-мов по произведениям Г. Тукая . Побуждать интерес у детей к татарским
мультфильмам 1-2 неделя Воспитатели
6. Лепка по произведе-ниям Г. Тукая . Продолжить знакомство с творчеством Тукая . 2-я неделя Воспитатели
7. Праздник-районный конкурс чтецов, посвященный 130 летию Г. Тукая . Обобщить знания детей о творчестве Г. Тукая , выявить талантливых детей. 2-я неделя
График проектных мероприятий для воспитателей :
№ Мероприятия Цели Сроки Ответственные
1. «Круглый стол» с участием воспитате-лей. Обсудить цели и задачи проекта . Сформировать интерес по созданию условий для реализации проекта 1-я неделя Старший воспитатель, воспитатели, музыкальные руководители.
2. Методическая копил-ка. Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по приобщению детей к творчеству Г. Тукая 1-2 недели Воспитатели
3. Оформление родительского уголка. Просвещение родителей по приобщению к творчеству Габдуллы Тукая 1-2 недели Воспитатели
4. Создание мультиме-дийной презентации о жизни и творчестве Г. Тукая . Познакомить детей с жизнью и твор-чеством Г. Тукая , развивать интерес и любовь к творчеству великого поэта. 1-я неделя Воспитатель татарской группы
4. Подбор книг Г. Тукая в библиотеки групп . Развивать у детей интерес к произ-ведениям Г. Тукая 1-я неделя Воспитатели
5. Чтение детям книг Г. Тукая . Привлечь внимание к книгам Габдуллы Тукая и к чтению 2-я неделя Воспитатели
6. Выставка «Габдулла Тукай . 130 лет» . Обобщить и продемонстрировать материал, накопленный в работе над проектом 2-я неделя Старший воспитатель, воспитатели
График проектных мероприятий для родителей :
№ Мероприятия Цели Сроки Ответственные
1. Семейные чтение произведений Г. Тукая Привлечь внимание к книгам Габдуллы Тукая , воспитать интерес к чтению 1-2 недели Родители
2. Конкурс детских рисунков и поделок по произведениям Г. Тукая Передавать в рисунках и подделках эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность 2-я неделя Воспитатели, родители
Образовательные области задачи
Социально-коммуникативное
Формирование представлений у детей о честности, правдивости, доброте и отзывчивости посредством произведений Габдуллы Тукая .
Познавательное
Знакомство с известным татарским писателем Г. Тукаем , расширение знаний о его творчестве, развивать интерес и любовь к творчеству великого поэта.
Речевое развитие
Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, умением употреблять его в собственной речи.
Художественно-эстетическое
Формирование певческих навыков на основе песни татарского поэта Г. Тукая «Туган тел» .
Физическое
Ознакомление детей с игрой «Шурэле м балалар» .
Совершенствование двигательных умений и навыков детей через элементы татарского национального танца. Формирование правильной осанки, умение выполнять движения осознанно, красиво, быстро, ловко.
Ожидаемые результаты :
Данный проект позволит получить знания о жизни и творчестве татарского поэта Габдуллы Тукая .
Возрастёт интерес у участников проекта к дальнейшему знакомству с произведениями поэта.
Повысится компетентность педагогов в области знаний творчества
Г. Тукая .
Проявятся творческие способности детей и родителей в разных видах деятельности.
Активное участие родителей в реализации проекта .
Пополнится предметно-развивающая среда групп книгами с произведениями Габдуллы Тукая .
Используемая литература :
1. Зарипова З. М. ”Обучение русскоязычных детей татарскому языку в детском саду”.-Казан
2. Закирова К. В. ,Мортазина Л. Р. Эй, уйныйбыз, уйныйбыз. Балалар бакчасында хэрэкэтле уеннар (методик кулланма) .-Казан : Беренче полиграфия компаниясе,2013.
3. Закирова К. В. Балачак аланы : балалар бакчасы тэрбиячелэре м эти-энилр чен хрестоматия. -Казан : РИЦ, 2011.
4. Тукай Г . «Экиятлэр”.-Казан :Татар. кит. ншрияты. ,2006.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 12 «Земляничка» Зеленодольского муниципального
района Республики Татарстан
Подготовила: Яковлева Назия Адыевна, воспитатель по обучению татарскому языку МБДОУ № 12
Актуальность проекта
Именно творчество Габдуллы Тукая поможет решить эту проблему. Габдулла Тукай – великий татарский поэт, и как сказал Минтимер Шаймиев: «Поистине, Габдулла Тукай – солнце татарской поэзии, которое, однажды взойдя над нашей великой землей, не зайдет уже никогда» .
Тукай оставил огромное творческое наследие и самое большое и важное место в нем занимает поэзия.
26 апреля 2011 года исполняется 125 лет великому татарскому поэту Габдулле Тукаю. Неиссякаемый интерес к его поэтическому и сказочному творчеству, побудил меня создать проект .
Проект “Путешествие по книгам Тукая” направлен на приобщение дошкольников к творчеству Г. Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэта Г. Тукая. В его произведениях можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.
Ценно то, что произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического восприятия мира. Нельзя не отметить и педагогически-воспитательную мотивацию в поэзии Г. Тукая, связанную с детской литературой. Именно через стихи и сказки Г. Тукая ребенок познает окружающий мир.
Важно, что через его произведения дети изучают традиции татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, прививается интерес к школе и знаниям.
Также важно пропагандировать творчество поэта, воспитывать бережное и трепетное отношение к родному языку.
Цель проекта
Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая.
- Познакомить детей с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Габдуллы Тукая.
- Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Габдуллы Тукая.
- Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, умением употреблять его в собственной речи (пословицы, поговорки, народные высказывания) .
- Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок Габдуллы Тукая.
- Расширять представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.
- Ожидаемые результаты проекта:
- Создание необходимых условий в детском саду, группе, семье, библиотеке по ознакомлению дошкольников с произведениями Габдуллы Тукая.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- Создание системы работы по ознакомлению детей с произведениями Габдуллы Тукая.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
- Понимание родителями важности семейного чтения.
- Срок реализации – апрель месяц.
Стратегия достижения поставленных целей
- работа с детьми
- работа с воспитателями
- работа с родителями
Разработан перспективный план по этим направлениям. В графиках проектных мероприятий определены мероприятия, цели мероприятий, сроки проведения и ответственные.
В ходе реализации проекта используются разнообразные формы работы: книжные выставки, игровые викторины, занятия, поисковая деятельность, экскурсии, театрализованная деятельность, презентация книг, создание книжных закладок, буклетов с рекламой творчества Г. Тукая.
Участниками проекта являются воспитанники старшей и подготовительной групп детского сада, воспитатели, родители.
Значимость проекта «Путешествие по книгам Габдуллы Тукая» в том, что благодаря проекту появились новые направления в совместном сотрудничестве с педагогами ДОУ и семьей по приобщению детей к прекрасному миру стихов и сказок Г. Тукая.
Этапы реализации проекта
Автор проекта
Хайруллина Танзиля Тагировна
Название проекта
"Габдулла Тукай - 125-летие великого татарского поэта"
Визитная карточка проекта
Краткая аннотация проекта
В целях увековечения памяти и творческого наследия, в честь 125-летия великого татарского поэта Габдуллы Тукая Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов 11 февраля подписал Указ об объявлении 2011 года Годом Габдуллы Тукая в Республике Татарстан. Сегодня особенно актуален вопрос, что читать детям. Круг чтения ребенка должен быть правильно сформирован. Именно творчество Габдуллы Тукая поможет решить эту проблему. Тукай оставил огромное творческое наследие и самое большое и важное место в нем занимает поэзия. 26 апреля 2011 года исполняется 125 лет великому татарскому поэту Габдулле Тукаю. Неиссякаемый интерес детей, воспитателей и лично меня к его поэтическому и сказочному творчеству, побудил меня создать проект. Цели и задачи проекта: Познакомить детей с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая. Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Габдуллы Тукая. Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Габдуллы Тукая. Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, умением употреблять его в собственной речи (пословицы, поговорки, народные высказывания). Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок Габдуллы Тукая. Расширять представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.
Основополагающий вопрос, проблемные вопросы проекта
Как кто-то может жить вне времени (пережить свое время)? В каком виде до нас дошли произведения великого татарского поэта Г. Тукая? Как глубоко повлияло творчество поэта на современную татарскую литературу?
План проекта
Вводная презентация; Распределение учащихся на группы; Анкетирование; Презентация проекта; Выставка книг Г. Тукая; Коллективное чтение произведений поэта; Проведение теста.
Вводная презентация учителя
Творения Тукая вдохновили художников, музыкантов, поэтов, писателей на создание произведений искусства. Стихи его стали поистине народными, строки легли в основу крылатых фраз и афоризмов. Они, наряду с сурами Корана, несли своё Слово в шамаилях, превращались в музыку, олицетворяя "моң" - душу народа... Каждый народ в ту или иную эпоху рождает своего Поэта, миссия которого - стать олицетворением его гения, души. В Древней Греции им был Гомер, в средневековой Италии - Данте, в Англии -Шекспир, в Германии - Гёте, в России - Пушкин. Для татарского народа таким поэтом стал Тукай, поэзия которого зазвучала в унисон со струнами народной души. Тукай вошел в историю татарской литературы как великий поэт, заложивший основу новой национальной поэзии, как один из основоположников современного татарского языка. Творческая деятельность поэта продолжалась всего восемь лет. Он умер в возрасте 27 лет, оставив после себя свыше 10 тысяч стихотворных строк (более 400 стихов, 9 поэм), около 50 листов прозы (350 рассказов, очерков и воспоминаний). Тукай. Габдулла Тукаев. Кто же он для нас? Это народный поэт, который, кажется, вошел в наше сознание чуть ли не с молоком матери. Так рано его познают татары. Но не только татарам он близок: все тюркские народы. как России, так и всего мира почитают его как своего поэта. Стихи и поэмы Тукая опубликованы на десятках языков мира разных континентов.
Для татар творчество этого поэта – что для русских творчество А.С.Пушкина. Правда, в последние годы больше говорили и писали о творчестве героического Мусы Джалиля. Конечно, его творения очень ценны для нас. Но он поэт своей эпохи - советской, большевистской. Мы воспитывались на произведениях именно советских пролетарских писателей и поэтов: А.Твардовского, М.Шолохова, М.Джалиля и многих других. Наш менталитет сформировали именно они. Тукай же более многогранен, обширен. Он не только поэт и писатель, но и публицист. Его творчество проникнуто классикой средневековой татарской, и мировой поэзии 19-го века, политикой и философией эпохи начала 20 – го века.
Умер Тукай в 1913 году очень молодым, прожив всего 27 лет. Но каждый его год стоил бы 10 лет жизни иного поэта. Так трудолюбив и плодотворен он был. Сколько бы он ещё сотворил, если бы прожил дольше.!
А родился он в деревушке Кушлавыч Казанской губернии в 1886 году. Очень рано осиротел и воспитывался то у дальних родственников, а то и у совершенно чужих людей. Излишне будет напоминать, сколько жизненных тягот испытал мальчик, с раннего детства лишённый материнской любви и отцовской заботы и защиты. Не это ли явилось одной из причин его ранней кончины. Тем не менее, благодаря своему неуемному стремлению познать мир, он сумел закончить и медресе, приравненное к вузу, и получить образование в русской школе, что для того времени являлось редкостью для татарской молодёжи.
Читая его произведения, знакомясь с его творчеством, понимаешь, что жизнь обошлась с ним так круто, что он очень рано повзрослел, и к 17-18 годам уже стал не только поэтом, но и Гражданином с устоявшимся мировоззрением, со своими взглядами и мыслями об обществе. Притом гражданином, активно влияющим на умы и чувства людей через свои стихи, поэмы и публицистику.
О чем же писал Тукай? В его произведениях присутствует, конечно, и лирика, в том числе и любовная, и сатира на все происходящее в жизни России и города Казани того времени и многое другое. Смело разоблачал и высмеивал всех, кого он считал лицемерами, ловкачами за то, что свое призвание и деятельность по возрождению татарской нации они превращали в личный бизнес.
Удивляет то, что «господин Тукаев», как называли этого очень молодого поэта, обладал кругозором зрелого человека, политика, государственного деятеля. Он чутко реагировал на судьбоносные события бурного времени 1905 – 13 годов. Этой эпохи зарождения демократии в России и появления парламентаризма. А затем последовавшие за этим годы реакции. Все факты тех дней отражены в его стихах, проходя через призму тукаевского особого мировоззрения.
Касался Тукай в своих произведениях и национального вопроса, справедливо сетуя на горькую судьбу татарского народа. Горечь и боль за свой народ присутствуют в его стихах: «Шурале», «Пар ат», «Аллюки» и другие. Недаром на его стихи сложены народом многочисленные песни. А песня «Туган тел» фактически является национальным гимном татар. В целом национальная тематика заняла в творчестве Габдуллы Тукая значительное место.
Однако, глобализм менталитета не позволил Габдулле Тукаю «зациклиться» только на национализме, хотя и на добром и справедливом, он поднялся на высоту понимания общероссийских и мировых проблем. Вот, что об этом пишет он в стихотворении «Надежды народа в связи с Великим юбилеем», посвященном 300-летию династии Романовых: …Здесь в России мы заметны, Есть наш след.
Чисто наше зеркало судьбы,
Там пятен нет.
Спели с русскими
Свою жизнь соловьем,
Власть меняли и царей
С копьем, с дубьем…
(все приведённые отрывки стихов даны в переводе автора данного материала).
Его волнуют те же проблемы, что и всех россиян, все человечество: неустроенность жизни людей, бедность, забитость и так далее. Его слова о несправедливости и горестной судьбе людей не могут не потрясти:
…Осень. Ночь. Не спится. Ветер
Воет, плачет за окном.
Нет, не ветер: плачут люди,
Чуя голод, смерть кругом.
Там - богатые старухи
Тонут в злате,
Но в чужом.
Здесь - голодная девица
Плачет о куске ржаном…
(стих. “Весенние ветры»)
Политические события начала 20-го века отражены во многих его стихах. Для примера приводим фрагмент стихотворения «Государственной думе» (оно пелось в народе на мелодию одной шуточной песни). В нем передано чувство разочарования российского народа в работе первого парламента России, которая так и не поставила перед собой задачу улучшения жизни простого народа:
…Самый важный генерал
Показал тебе кукиш.
Ах, милашка, - Дума, Дума,
Ты, выходит, зря сидишь.
Обещала волю, землю,
Где свобода, где надел?!
Ах ты, думный депутат,
Отчего так оробел?...
Не правда ли, уважаемый Читатель, эти его слова очень актуальны и для сегодняшней действительности России.
Как и у большинства талантливых людей, судьба великого поэта сложилась предельно трагично. Он никогда не имел своего крова, а также семьи. Несколько предсмертных лет прожил один в крохотной неотапливаемой комнатушке номеров «Болгар» в Казани, фактически греясь возле «буржуйки». Тукай, скорее всего, редко, когда ел досыта. У него ничего в личной жизни не сложилось, даже горячая любовь его к девушке была безответна.
Впрочем, он, кажется, и не добивался ничего для себя лично. Но, наверное, он был счастлив тем, что служил своему народу до последней минуты своей жизни, пока не упал замертво в припадке чахоточного кашля в больнице Клячкина в городе Казани. Недаром на похороны «господина Тукаева» собрались татары со всего города.