Презентация по МХК "Архитектура России в XVII веке". Русская архитектура XVII века Большой Петергофский дворец




Архитектура XVII века продолжала развивать приемы предшествующего периода, но отличалась повышенной декоративностью форм, еще большим, чем ранее, разнообразием мотивов, активным применением пластических деталей и цвета во внешнем и внутреннем облике зданий. Строительство продолжало расширяться и гражданское, и культовое. Строятся большие жилые дома бояр и купцов, дворцовые комплексы


Из всех сооружений XVII столетия каменные церкви отличаются наибольшей декоративностью. Их облик складывался в результате сильного воздействия двух начал деревянного зодчества и декоративных форм светских зданий. Обилие украшающих форм придает им нарядный, живой характер, но чаще всего этот результат достигается за счет игнорирования конструктивной и функциональной логики. Выше уже отмечалось, что в церквах XVI и XVII веков увеличивается число закомар и кокошников, располагающихся в несколько ярусов и «отрезанных» от основных стен здания тягами и карнизами.



Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях образец раннего московского барокко. возведено в 1690-1694 годах По преданию, в этом храме неоднократно бывал царь Пётр I. Позднее около церкви был разбит регулярный парк. Первоначальный интерьер нижней церкви не сохранился: многое погибло во время войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни. На сводах сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX вв.



Теремной дворец

Построен в 1635-1636 годах по приказу царя Михаила Фёдоровича Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым.. Способ его постройки - ярусная ступенчатая композиция с открытыми лестницами и причудливыми крылечками.

Роспись комнат Теремного дворца проводилась под руководством Симона Ушакова. Интерьеры не сохранились. Они пострадали от проводившихся в XVIII веке ремонтных работ, а также от пожара 1812 года. В 1836-1837 годах при реставрации при участии Ф. Ф. Рихтера, по образцам XVII века были выполнены красочные росписи, резные деревянные оконные рамы с цветными стёклами, резная деревянная мебель, установлены изразцовые печи.

В настоящее время Теремной дворец в составе Большого Кремлёвского дворца является Резиденцией Президента Российской Федерации.


3. Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском


Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

Своим богатым и экзотическим декором неизменно вызывал восхищение. Разобран не ранее 1767 года.

Росписью руководил иконописец Симон Ушаков. Иностранные современники, посещавшие Коломенский дворец называли его восьмым чудом света.

В 1673 году часовой мастер Оружейной палаты Пётр Высоцкий установил часы на башню перед воротами и устроил механику рыкающих львов.

В первой половине XVIII века дворец стоял заброшенным, и редко посещался.

Нынешнее строение, завершенное в 2010 г., представляет собой макет Дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Строительство велось по чертежам, сделанным по велению Екатерины II.


4. Петропавловский собор


Петропавловский собор

Собор в Санкт-Петербурге.

Новый храм должен был стать самым значительным сооружением столицы и находиться в самом сердце Петропавловской крепости

Работой руководил итальянский архитектор Доменико Трезини.

Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры

Его экстерьер строг и достаточно скромен. Стены оформлены лишь плоскими колоннами - пилястрами - и головами херувимов на наличниках окон.

вместо традиционного креста - тонкая золотая башенка, служащая основанием 40-метрового шпиля. На самом верху установлена фигура ангела с крестом в руках.

Долгое время Петропавловский собор являлся памятником славы русского оружия. Здесь до начала XX века хранились трофейные знамена, ключи от захваченных русскими войсками городов и крепостей.

  • В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего Петра II.

5. Здание Двенадцати коллегий


Здание Двенадцати коллегий - выстроенное в 1722-1742 гг. для размещения петровских коллегий. Крупнейший по размерам памятник петровского барокко. Общий проект составил Доменико Трезини. В XVIII веке здание занимали высшие органы государственного управления.


6. Большой Петергофский дворец


Большой Петергофский дворец

Был практически полностью разрушен во время Второй мировой войны, в 1952 году восстановлен.

был перестроен (1745-1755) Елизаветой по модели Версаля (арх. Ф. Б. Растрелли).

В интерьере лестницы многообразно представлены различные скульптурные формы: барельефы, статуи, рокайли, вазы. золочёная резьба по дереву.


7. Екатерининский дворец


Екатерининский дворец (также известный как Большой Царскосельский дворец )

бывший императорский дворец, официальная летняя резиденция трёх российских монархов - Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II;

Входит в список Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I, в честь которой и называется; в течение XVIII века неоднократно перестраивалось и в современном виде представляет образец позднего барокко. В советское время во дворце открылся музей. В период Великой Отечественной войны дворец был сильно повреждён.

При императрице Елизавете Петровне дворец приобрёл свой нынешний вид и стиль. Перестройкой руководил Бартоломео Франческо Растрелли.

В период немецкой оккупации ансамбль сильно пострадал, дворцы разграблены, многие экспонаты сгорели.

Янтарный кабинет или Янтарная комната - одно из самых известных помещений Большого Екатерининского дворца.


8. Зимний дворец


Зимний дворец

в прошлом главный императорский дворец России. Объект культурного наследия РФ.

Построен итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Начиная с советского времени в стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа.

С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров.

С 1917 г. Зимний дворец является государственным музеем

17 век стал для России веком серьезных потрясений и больших перемен. Все это не могло не сказаться на развитии культуры. Менялось отношение к религии, укреплялись связи с Европой, в архитектуре зарождались новые стили. Именно в этот период замечен переход архитектуры от строгих форм средневековья к декоративности, от церковного к светскому. На фасадах зданий появляются резные наличники и каменная резка, разноцветные изразцы. Век серьёзных потрясений

В начале 17 века продолжается начатое в 16 веке строительство шатровых композиций. Одним из ярких примеров той эпохи является Успенская Дивная церковь на территории Алексеевского монастыря в Угличе. Строительство шатровых композиций

В более позднем строительстве шатер перестает быть конструктивным элементом и начинает выполнять больше декоративную функцию. Его можно заметить и на небольших церквях и на светских зданиях той эпохи. Последним храмом шатрового типа является московская церковь Рождения Богородицы в Путинках, относящаяся к середине 17 века. Дело в том, что как раз в этот период церковь во главе с патриархом Никоном признала многие старые церковные догмы ошибочными, и на строительство шатровых соборов и церквей был наложен запрет. Отныне они должны были быть непременно пятиглавыми и с маковками. Кроме шатровых, в 17 веке строили и бесстолпные кубические соборы и церкви, называемые еще кораблями, а также круглые храмы.

Продолжается популяризация каменной застройки, начатая в 16 веке. В 17 веке такое строительство становится уже не только привилегией царей. Теперь каменные хоромы могли строить себе бояре и купечество. Немало жилых каменных домов было построено в 17 веке и в столице, и в провинции. А вот цари, как оказалось, наоборот, предпочитали деревянное зодчество. Несмотря на распространение использования камня, как основного строительного материала, 17 век можно по праву считать веком расцвета русского деревянного зодчества. Шедевром деревянного зодчества и архитектуры 17 века считался царский дворец в Коломенском. В те времена резиденция насчитывала 270 комнат и порядка 3000 окон. К сожалению, в середине 18 века его разобрали из-за ветхости по приказу императрицы Екатерины Второй. В наше время он воссоздан по записям и чертежам, позволяющий судить о красоте и величии архитектуры того времени, но в таком виде он уже не представляет той архитектурной ценности, как если бы это был оригинал. Деревянное зодчество

К концу 17 века в русской соборной архитектуре появился новый стиль, названный нарышкинское или московское барокко. Свое название стиль получил по фамилии основного заказчика. Этому стилю соответствует сочетание белого и красного цветов в росписи фасадов зданий, этажность построек. Примеры строений в этом стиле – церкви и дворцы Сергиева Посада, церковь Покрова в Филях, колокольни, трапезная и надвратные церкви в Новодевичьем монастыре. Нарышкинское (московское) барокко

Перемены в жизни страны, развитие торговых отношений с соседями, и некоторые другие факторы обеспечили предпосылки к тому, что российские города стали расширяться. На юге и востоке страны появлялись новые города. Появились первые попытки создания городских планов и упорядочения градостроительства.

В связи с расширением границ государства, прекращением набегов на Русь татар, центр страны уже не нуждался в такой защите, как в средние века. Многие крепости городов и стены монастырей центральной части страны переставали выполнять оборонные функции. Этот период в жизни страны совпал с появлением нового направления в архитектуре, ухода от строгих линий, перехода к украшательству. Именно поэтому в 17 веке многие кремлевские постройки и монастыри достраивались с особым колоритом. Теперь зодчие больше думали о внешнем облике, нарядности убранства, выразительности линий, чем об оборонительном качестве башен и построек. Новое направление в архитектуре

Как жилые дома купцов и бояр, так и административные здания в 17 веке начинают строить двух- или трехэтажными. При каменном основании, верхний этаж мог быть деревянным, зачастую здание полностью выполнялось из древесины. Нижний этаж таких зданий обычно использовали для хозяйственных нужд. В середине века, под покровительством патриарха Никона, в Москве начинают воссоздавать святые места Палестины. Проект выливается в постройку Ново-Иерусалимского монастыря на реке Истре. Монастырь дополнился традиционным комплексом деревянных сооружений, Воскресенским собором. Позднее, из-за опалы Никона, строительные работы были остановлены. Работавшие на строительстве мастера-белорусы, привнесли в русскую архитектуру применение керамики и изразцов для отделки фасадов. Впоследствии, монастырскому собору многие старались всячески подражать, старались превзойти его в нарядности. Здания и церкви

Несмотря на то, что многие города имели свои особенности в архитектуре и градостроительстве, повсюду начала распространятся нарядная пышность и эффектная декоративность форм и оформления фасадов. Россия, выстоявшая в период смуты, как бы возрождалась, смотрела вперед с надеждой на будущее. В этот период стремление к украшательству вылилось в оформление башен Московского Кремля шатрами, а также в украшение белых стен Храма Василия Блаженного (Покровского собора) ярким и пестрым орнаментом. В 1635-1636 годы в кремле возводится трехэтажный Теремной дворец с явно выраженной ступенчатой конструкцией. Первоначально его стены были расписаны, как внутри, так и снаружи, верхний ярус дворца украшали изразцы. Собор на территории комплекса является типичным представителем стиля барокко, который в те времена как раз и начал свое распространение в русской архитектуре 17 века. Украшение Кремля

На тот момент вторым по значимости городом Руси был Ярославль. Изразцы активно использовались при украшении храмов Иоанна Предтечи в Толчкове, а также Иоанна Зла­тоуста в Коровниках. Для данных строений характерно использование яркого узора, созданного с помощью поливных изразцов. Типичным памятником данному периоду зодчества в Ярославле считается церковь Ильи Пророка. Значимый город Ярославль

Cлайд 1

Архитектура XVII века в России Подготовила ученица 7 класса «А» Гуревич Софья учитель истории Мартыненкова М.В.

Cлайд 2

Как и в других направлениях культуры, в архитектуре шёл постепенный отход от строгих церковных канонов и традиций. Менялось отношение к религии, укреплялись связи с Европой, в архитектуре зарождались новые стили. Именно в этот период замечен переход архитектуры от строгих форм средневековья к декоративности, от церковного к светскому. Это проявлялось, в частности, в стремлении к внешней нарядности, охарактеризованной современниками как «дивное узорочье». На фасадах зданий появляются резные наличники и каменная резка, разноцветные изразцы. В начале 17 века продолжается начатое в 16 веке строительство шатровых композиций. Одним из ярких примеров той эпохи является Успенская Дивная церковь на территории Алексеевского монастыря в Угличе.

Cлайд 3

В более позднем строительстве шатер перестает быть конструктивным элементом и начинает выполнять больше декоративную функцию. Его можно заметить и на небольших церквях и на светских зданиях той эпохи. Последним храмом шатрового типа является московская церковь Рождения Богородицы в Путинках, относящаяся к середине 17 века. Дело в том, что как раз в этот период церковь во главе с патриархом Никоном признала многие старые церковные догмы ошибочными, и на строительство шатровых соборов и церквей был наложен запрет. Отныне они должны были быть непременно пятиглавыми и с маковками. Кроме шатровых, в 17 веке строили и бесстолпные кубические соборы и церкви, называемые еще кораблями, а также круглые храмы. Первый бесстолпный храм - Углич. Церковь Иоанна Предтечи

Cлайд 4

Продолжается популяризация каменной застройки, начатая в 16 веке. В 17 веке такое строительство становится уже не только привилегией царей. Теперь каменные хоромы могли строить себе бояре и купечество. Немало жилых каменных домов было построено в 17 веке и в столице, и в провинции. А вот цари, как оказалось, наоборот, предпочитали деревянное зодчество. Несмотря на распространение использования камня, как основного строительного материала, 17 век можно по праву считать веком расцвета русского деревянного зодчества. Шедевром деревянного зодчества и архитектуры 17 века считался царский дворец в Коломенском. В те времена резиденция насчитывала 270 комнат и порядка 3000 окон. К сожалению, в середине 18 века его разобрали из-за ветхости по приказу императрицы Екатерины Второй. В наше время он воссоздан по записям и чертежам, позволяющий судить о красоте и величии архитектуры того времени, но в таком виде он уже не представляет той архитектурной ценности, как если бы это был оригинал. Царский дворец в 17 веке Царский дворец сейчас

Cлайд 5

К концу 17 века в русской соборной архитектуре появился новый стиль, названный нарышкинское или московское барокко. Свое название стиль получил по фамилии основного заказчика. Этому стилю соответствует сочетание белого и красного цветов в росписи фасадов зданий, этажность построек. Примеры строений в этом стиле – церкви и дворцы Сергиева Посада, церковь Покрова в Филях, колокольни, трапезная и надвратные церкви в Новодевичьем монастыре. Церковь Покрова в Филях

Cлайд 6

До наших времен дошло большое количество и светских построек, позволяющих судить об архитектуре того времени. Это деревянные Кремлевские терема, Крутицкий теремок и дом Голицына в Москве, каменные Поганкины палаты в Пскове, как и многие здания той эпохи, указывающие на высокую степень прихотливости вкусов, царившую в архитектуре 17-го столетия. Дом Голицыных

1 слайд

2 слайд

В XVI веке на Руси завершается процесс объединение земель вокруг Москвы. Художественные процессы, сопровождавшие формирование централизованного русского государства, нередко называют «русским возрождением».

3 слайд

Развитие и укрепление государства требовало демонстрации его силы и мощи. Храмовое строительство как нельзя лучше подходило для этой цели. Спасский Преображенский собор Новоспасского монастыря в Москве, 1645-47

4 слайд

В конце XV века формируется центральный архитектурно-культовый ансамбль государства – Соборная площадь Московского Кремля.

5 слайд

Соборная площадь явилась не только средоточием главных государственных храмов. Здесь представлены важнейшие типы русского храмового зодчества: пятиглавые и одноглавые храмы, гражданские палаты, столпные колокольни. Д. Кваренги. Соборная площадь, 1797

6 слайд

Архангельский собор – усыпальница Великих князей и царей московских (1505-1508). Это величественный пятиглавых храм с чертами итальянского Возрождения.

7 слайд

Успенский собор – главный храм государства, где короновались цари и объявлялись указы (1475-79). Этот тип храма будет культивироваться в течение четырех веков в качестве основного, государственного.

8 слайд

Благовещенский собор – домовый храм русских князей и царей (переделка 1563-66 годов). Такие многоглавые храмы будут и в дальнейшем выражать торжество и ликование.

9 слайд

К XVII веку большой пятиглавый храм, в разработке которого принял деятельное участие патриарх Никон, станет единственно разрешенным официальным типом храма. Спасский Преображенский собор Новоспасского монастыря в Москве, 1645-47

10 слайд

Очень часто каменные храмы стоили на месте старых деревянных. В новые постройки невольно переносили привычные черты деревянного зодчества (шатровые верхи, галереи-гульбища, четверики и восьмерики). Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой, вход на галерею, 1533

11 слайд

Одним из самых значительных храмов подобного типа стала церковь Вознесения в царском селе Коломенское под Москвой (1533).

12 слайд

Для защиты молодого русского государства возводилось множество крепостей. Большинство русских крепостей, сохранившихся сегодня, построены в это время. Симонов монастырь под Москвой, башня «Дуло», XVI век (шатер XVII века)

13 слайд

И в храмовую архитектуру зодчие переносили приемы крепостного строительства. Появились храмы, напоминающие крепостные башни – столпные храмы. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково под Москвой, XVI век

14 слайд

В самых значительных постройках зодчие часто сочетали особенности строительства шатровых и столпных храмов. Самой яркой постройкой такого типа стал Покровский собор в Москве (1552-54).

15 слайд

16 слайд

Потому в самой постройке видели символ Небесного Иерусалима (града Божьего), либо легендарного града Китежа. В структуре Покровского собора (собора Василия Блаженного) отразилась центральная государственная идея того времени – утверждение Москвы как третьего Рима.

17 слайд

Черты деревянного строительства, с его обильными украшениями резьбой, были перенесены русскими мастерами в монастырское и гражданское зодчество. Крутицкое подворье в Москве, окна трапезной, 1682

19 слайд

Его почти венецианская внешность прекрасно дополнялась типично русским «травным» орнаментом в интерьерах.

20 слайд

К XVII веку Московский Кремль окончательно потерял свое оборонное значение, и в соответствии с новыми вкусами над его башнями были возведены многоярусные шатры.

21 слайд

В XVII веке обилие каменных узоров пришло и в храмовое зодчество, породив особый стиль – «русское узорочье». Церковь Рождества Богородицы, в Путинках, 1646-52