Садоводческое товарищество – учет и налогообложение. Может ли садоводческое некоммерческое товарищество применять упрощенную систему налогообложения Какие налоги платят снт по усн

Объектом налогообложения может выступать дом, квартира, комната или гараж. Налог на имущество садового и дачного земельного участка взимается только за те постройки, которые возведены на территории.

Некоторые группы граждан могут быть освобождены от уплаты налога на имущества. Не облагаются налогом строения, расположенные на , площадью до 50 квадратных метров , включая хозпостройки такого же размера.

Ставка по налогу на имущество устанавливается муниципалитетом, поскольку данный вид сбора является местным. В качестве налоговой базы берется стоимость недвижимости:

  • до 300 тыс. рублей - до 0.1%;
  • от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - от 0,1 до 0.3%;
  • свыше 500 тысяч рублей - от 0,3 до 2.0%.

Налоговая декларация подается ежеквартально в виде авансовых отчетов, а оплата производится не позднее 30 марта следующего года.

Налог на садовые и дачные земли

Налог на доход физических лиц

Сообщество садоводов или дачников является некоммерческой организацией, однако в объединении могут быть трудоустроены граждане, выполняющие различные виды трудовой деятельности. В этой связи, как любой работодатель, СНТ обязано оплачивать все налоговые обязательства, которые возникают у него. К таковым можно отнести налог на доходы физических лиц , пенсионные сборы и другие виды налогообложения.

НДФЛ исчисляется в размере 13% от заработной платы сотрудника. Перед этим в обязательном порядке производится стандартный налоговый вычет.

Налоговые льготы

Для отдельных групп граждан устанавливается льготный порядок налогообложения. Владельцы наделов могут быть освобождены от уплаты налогов в полном объеме, частично или база для начисления будет уменьшена за счет произведенных вычетов. Право на соцподдержку имеют:

  • герои СССР и РФ, полные кавалеры ордена Славы;
  • граждане с инвалидностью;
  • инвалиды с детства;
  • участники ликвидации техногенных катастроф и пострадавшие жители (на ЧАЭС, Семипалатинском полигоне и объединении «Маяк»);
  • ветераны ВОВ и участники боевых действий.

Заключение

В завершении сказанного можно сделать ряд выводов:

  1. Имущество, которое располагается на земельных наделах садоводческого или дачного сообщества, как и любое другое является объектом налогообложения.
  2. Плательщиком в данном случае выступает СНТ, а не сам владелец надела. Оплата производится за счет средств, которые поступают в кассу сообщества в виде целевых взносов.
  3. Чтобы произвести , товарищество обязано предоставить в налоговую инспекцию соответствующую декларацию, в которой указать сумму к оплате. Декларация предоставляется ежеквартально.
  4. Начисления налога на имущество зависят от стоимости объекта и соответствующей ставки.
  5. Земельный налог также является обязательным к оплате, и исчисляется по ставке, которую назначает административный орган. По земельному налогу тоже предоставляется декларация.
  6. Размер налога определяется с учетом кадастровой стоимости участка и установленной ставки, которая не должна превышать 0,3% .
  7. Как все юридические лица, СНТ принимает на себя обязательства по уплате налога на доходы физических лиц в размере 13% от начисленной заработной платы. Средства выплачиваются с заработных плат сотрудников, которые выполняют необходимую трудовую деятельность в сообществе.
  8. Не все граждане обязаны оплачивать указанные налоги. Отдельные группы участников товарищества освобождаются от налогообложения при наличии соответствующих оснований, к примеру, свидетельства об инвалидности, ветеранского удостоверения.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по налогообложению садовых и дачных товариществ

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Павел. Хотел бы уточнить один вопрос. Дело в том, что я состою в садоводческом товариществе и своевременно плачу целевые взносы.

В начале года, на общем собрании участников правление нам пояснило, что налог на землю оплачивает товарищество из этих средств. Сейчас мне пришла квитанция на оплату налога домой. Получается, что оплачивать должен я и до сих пор никаких средств внесено не было.

Подскажите, как платит налог на землю садовое товарищество? Необходимо ли мне оплачивать деньги или следует обратиться в правление для решения вопроса?

Ответ: Здравствуйте, Павел. В гл. 30 НК РФ говорится о том, что садоводческое товарищество так же как и другие организации принимает на себя обязательства по уплате земельного налога за наделы сообщества. Данный налог оплачивается после того, как будет сдана вся отчетность в виде деклараций.

Оплата начислений, как вам и сообщило правление, происходит из тех средств, которые поступают в кассу СНТ в виде целевых взносов. Если ваше сообщество не производит такой оплаты, то оно нарушает свои обязанности и все штрафы, пени, начисленные на сумму платежа, оплачивает уже из личных средств.

Исходя из этого, оплачивать пришедшую квитанцию вам не следует. Более того, срок подачи декларации – 30 марта, а значит, оплата производится после этой даты. Так что никаких платежей вам сейчас не может быть начислено.

К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Статьей 1011 ГК РФ установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные гл.

Упрощённая система налогообложения в снт

Её сдача возможна в двух вариантах:

  • бумажном, который сдается не позднее пятнадцатого числа месяца, который следует за отчетным;
  • электронном, подачу которого необходимо сделать до двадцатого числа, следующего за отчетным.

Форма 4-ФСС, подача которой является обязательной, сдается до двадцатого числа каждого месяца, который идет за отчетным периодом. Следует отметить, что данная форма тоже получила ряд изменений. Изменения по страховой отчетности на УСН и земельный налог Так как в 2018 году изменятся не только бланки отчетов, но и количество страховых выплат, СНТ стоит обратить внимание на ряд важных нововведений: 1.


Все страховые выплаты будут заменены на единый социальный страховой сбор, форма для которого будет утверждена позже. 2. Из-за этого подлежат смене другие отчетные формы. В настоящий момент существуют РСВ-1 и 4-ФСС.

Отчетность снт на усн

Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает организации от уплаты земельного налога.Также налогоплательщики, перешедшие на УСН, не освобождаются от обязанности уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, предусмотренное Законом № 167-ФЗ, а также иные установленные на территории Российской Федерации налоги.Кроме того, при применении УСН налогоплательщики не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных ст. 24 НК РФ, а также от обязанностей ведения кассовых операций в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 40, утвержденным Решением Совета Директоров Банка России, и от обязанностей, предусмотренных Законом № 54-ФЗ.

Налогообложение садоводческих некоммерческих товариществ

Налогоплательщики, применяющие упрощённую систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Применение упрощённой системы налогообложения садоводческими товариществами может быть экономически выгодным даже при отсутствии коммерческой деятельности, поскольку это позволит им освободиться от уплаты налога на имущество и ЕСН. Пример 1. Садоводческое товарищество «Пищевик» с 1 января 2007 г.
перешло на упрощённую систему налогообложения, в качестве объекта налогообложения выбран объект «доходы». Коммерческую деятельность в 2007 г. вести не предполагается. На балансе товарищества имеется компьютер стоимостью 20000 руб. и дорога стоимостью 60000 руб.

Отчет для снт по усн в 2018 году: предстоящие изменения

    Главная

  • Дом
  • Сад, огород
  • Какие налоги должно уплачивать СНТ?
  •  Подпишись на нас: Какие налоги должно уплачивать садоводческое некоммерческое товарищество в налоговую службу, ведь все деньги поступают в СНТ от членских сборов? Станислав Неверовский, г. Мытищи Вопрос не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Кратко и односложно на него не ответить: слишком много приходится учитывать условий и оговорок.


    Важно

    Например, садоводческое некоммерческое товарищество вправе применять упрощенную систему налогообложения (УСН). В этом случае СНТ обязано будет уплачивать только земельный налог за участки земли, которые принадлежат товариществу и относятся к имуществу общего пользования. Сроки и порядок уплаты этого налога определяются решениями органов муниципальных образований, на территории которых находится земельный участок.

    Причины, по которым СНТ не могут быть переведены на систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей. О системе налогообложения для сельскохозяйственных производителей подробнее … 9. Штрафы и пени Ответственность за непредоставление налоговой декларации. Расчёт штрафа в случаях предоставления декларации в течение до 6 месяцев после истечения срока её подачи и после 6 месяцев. Наложение административных штрафов за непредоставление налоговой, статистической и другой форм отчётности согласно действующему законодательству Российской Федерации в соответствующие органы Государственной налоговой службы, государственные органы статистики, юстиции (регистрационные органы некоммерческой организации) и другие государственные органы. Размер административного штрафа. О штафах и пени по налогам в СНТ подробнее …
    10. Форма уплаты налогов Уплата налогов через банковкие счета.

    Снт налоги по усн

    До 1 января 2006 г. Минфин России отрицательно относился к перспективе применения некоммерческими организациями, не являющимися бюджетными учреждениями, упрощённой системы налогообложения. В частности, об этом говорилось в Письмах от 22 июня 2004 г. № 03-02-05/4/27, от 22 сентября 2004 г., № 03-03-02-04/2/2. С 1 января 2006 г. пп. 14 п. 3 ст. 346.12 гл. 26.2 НК РФ действует в редакции Закона № 101-ФЗ.Перечень лиц, на которых не распространяются ограничения для применения упрощённой системы налогообложения, установленные пп.

    14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, дополнен. В него включены некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 г.

    Какие налоги платят снт при усн

    Все расходы товарищества возмещаются членскими взносами садоводов. А откуда еще товариществу взять денежные средства, если оно не осуществляет предпринимательскую деятельность? Если садоводческое товарищество не перешло на «упрощенку», оно при определенных условиях должно платить налог на прибыль организаций, НДС, налог на имущество организаций. Естественно, налогоплательщики, перешедшие на УСН,не освобождаются от обязанности уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за работников, с которыми заключено трудовой договор (бухгалтер, электрик, сторожа и т.
    п.) . Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, имеют право не вести бухгалтерский учет, но обязаны учитывать основные средства и нематериальные активы по правилам бухгалтерского учета.

    Налог на имущество в снт при усн

    При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение. В связи с этим в случае заключения садоводческим некоммерческим товариществом агентских договоров на поставку электроэнергии с членами данного садоводческого товарищества при соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами в составе доходов по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, будет учитываться только агентское вознаграждение.
    Комиссия» ГК РФ, если эти правила не противоречат положениям гл. 52 ГК РФ или существу агентского договора.Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера. Согласно положениям п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2004 № 85 сделка, совершенная до заключения договора комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента. В связи с этим при агентском договоре сделка с третьими лицами агентом, выступающим от своего имени, но за счет принципала, должна быть совершена после заключения агентского договора и только в интересах принципала.

В. ВОРОБЬЕВА, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

В налоговые органы поступает множество обращений граждан - членов садоводческих некоммерческих товариществ с просьбой разъяснить некоторые назревшие вопросы налогообложения. В частности, в них говорится о сложностях составления налоговой отчетности, поскольку такие товарищества, как правило, не имеют в штате квалифицированных бухгалтерских кадров и имущества на балансе, не занимаются предпринимательской деятельностью и соответственно не имеют никаких доходов. Отмечается, что представление деклараций в налоговые органы требует дополнительных расходов. Поступает много писем с просьбой разъяснить причины отмены с 1 января 2005 г. льготы по ЕСН с сумм, выплачиваемых за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных товариществ лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций. Высказываются предложения, направленные на снятие социальной напряженности в связи с увеличением в 2005 г. земельного налога ввиду изменения порядка его исчисления на основании кадастровой стоимости земельных участков. А в ряде обращений предлагается полностью освободить садоводческие некоммерческие товарищества от уплаты каких-либо налогов. Кроме того, возникает вопрос, почему в уплату налогов филиалы Сбербанка России не принимают от садоводческих некоммерческих товариществ наличные денежные средства. Публикуемое разъяснение поможет разобраться в этих вопросах.
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение - это общее понятие, объединяющее несколько видов организаций, имеющих ряд общих признаков: во-первых, данные организации некоммерческие (т.е. не преследующие извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности); во-вторых, это объединение граждан, а не организаций; в-третьих, объединение формируется на добровольной основе; в-четвертых, целью объединения является содействие его членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (обеспечение водой, электроэнергией, вывоз мусора и т.д.). Такие объединения создаются, как правило, городскими жителями на добровольных началах для содействия своим членам в решении общих хозяйственных и социальных задач.

Правовое положение садоводческих, огороднических и дачных объединений регулируется Федеральным законом от 15.04.98 г. № 66-ФЗ (ред. от 2.11.04 г.) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Закон № 66-ФЗ), которым предусмотрено несколько возможных форм организаций для коллективного занятия гражданами садоводством и огородничеством. Это садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, потребительские кооперативы либо некоммерческие партнерства. Их отличает главным образом форма собственности на имущество общего пользования, приобретенное тем или иным садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением или созданное им за счет взносов его членов. В некоммерческом товариществе оно является совместной собственностью его членов (кроме средств специального фонда, образованного по решению общего собрания товарищества и являющегося собственностью самого товарищества); в потребительском кооперативе и некоммерческом партнерстве - находится в собственности такого кооператива или некоммерческого партнерства как юридического лица.

Закон № 66-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, устанавливает порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.

Наиболее распространенной является садоводческое некоммерческое товарищество.

Согласно п. 2 ст. 6 и п. 4 ст. 14 Закона № 66-ФЗ садоводческое некоммерческое товарищество считается созданным с момента его государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, приходно-расходную смету, печать с полным наименованием. После государственной регистрации земельный участок предоставляется ему первоначально в срочное пользование. После утверждения проекта организации, застройки территории данного товарищества и вынесения указанного проекта в натуру членам садоводческого товарищества выделяются земельные участки в собственность или на ином вещном праве. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого товарищества с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена.

Земли общего пользования предоставляются садоводческому некоммерческому товариществу как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве.

Также следует иметь в виду, что поддержка садоводов и садоводческих товариществ осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном ст. 35 и 36 Закона № 66-ФЗ.

Обязанность по уплате налогов

Статьей 3 НК РФ установлено, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. При этом законодательство о налогах и сборах не содержит норм, предусматривающих полное освобождение лиц, в том числе и садоводческих объединений, признаваемых налогоплательщиками в установленном законодательством порядке, от уплаты налогов и (или) сборов.

Представление налоговых деклараций

Для налогоплательщиков важно не только внести в бюджет соответствующую сумму налога, но и грамотно составить налоговую декларацию и представить ее в налоговый орган в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. При этом правильно составленная и своевременно представленная декларация является гарантией того, что у организации не будет впоследствии проблем.

В соответствии с п.п. 3, 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Она представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Данная обязанность обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога. Следовательно, отсутствие у организации или физического лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги, объекта налогообложения и (или) суммы налога к уплате не лишает указанных лиц статуса налогоплательщика и соответственно не освобождает их от обязанности представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по соответствующим налогам.

Изложенное подтверждается информационным письмом Президиума ВАС РФ от 17.03.03 г. № 71.

Таким образом, отсутствие у садоводческих некоммерческих товариществ по итогам конкретного налогового периода объекта налогообложения и (или) суммы налога к уплате не освобождает их от обязанности представления в налоговый орган налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, НДС, ЕСН и др.

Декларация по налогу на прибыль организаций

Согласно ст. 246 НК РФ российские организации признаются плательщиками налога на прибыль. Статьей 11 Кодекса российские организации определены как юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, к ним относятся в том числе и некоммерческие организации. При этом глава 25 НК РФ, регулирующая порядок обложения налогом на прибыль организаций, не предусматривает льгот для некоммерческих организаций.

На основании ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которая определяется как разница между полученными доходами от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационными доходами и расходами, связанными с производством и реализацией, и внереализационными расходами.

В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ все налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговый орган по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном указанной статьей. Следовательно, на садоводческие некоммерческие товарищества, которые являются плательщиками налога на прибыль организаций, распространяются положения п. 1 ст. 289 Кодекса.

Вместе с тем п. 2 ст. 289 НК РФ предусмотрено, что некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, т.е. не имевшие в течение отчетного года доходов от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов, а осуществляющие деятельность только за счет целевых поступлений, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода (года) - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, некоммерческие организации (в том числе садоводческие некоммерческие товарищества), у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль организаций, представляют в налоговые органы декларацию по упрощенной форме только по истечении налогового периода. В состав этой декларации входят:

  • титульный лист;
  • раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика»;
  • лист 02 «Расчет налога на прибыль организаций» (без приложений);
  • лист 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования».
Декларация составляется по форме, утвержденной приказом Минфина России от 7.02.06 г. № 24н.

Декларация по НДС

Согласно ст. 143 НК РФ организации признаются плательщиками НДС.

Формы налоговой декларации по НДС утверждены приказом Минфина России от 28.12.05 г. № 163н «Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов и косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и порядков их заполнения». Периодичность представления в налоговые органы налоговой декларации по НДС зависит от выручки, полученной налогоплательщиком за отчетный месяц.

Согласно п. 6 ст. 174 НК РФ налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 2 млн руб., вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

При отсутствии операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от налогообложения, налогоплательщики представляют налоговую декларацию по НДС в налоговые органы по месту учета за налоговый период, установленный п. 2 ст. 163 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 163 НК РФ для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 2 млн руб., налоговый период устанавливается как квартал.

Указанные налогоплательщики представляют в налоговый орган титульный лист, разделы 1.1 и 2.1 декларации. При заполнении строк и граф разделов 1.1 и 2.1 декларации ставятся прочерки.

Таким образом, налоговую декларацию по НДС необходимо ежеквартально представлять в налоговый орган даже в том случае, если в истекшем налоговом периоде у налогоплательщика отсутствовали объекты налогообложения. Изложенное подтверждается решением ВАС РФ от 3.02.04 г. № 16125/03.

Следовательно, указанные разделы формы декларации по НДС представляются налогоплательщиками (в том числе и некоммерческими организациями), не ведущими финансово-хозяйственной деятельности, один раз в квартал (четыре раза в год).

Некоммерческие организации (в том числе садоводческие некоммерческие товарищества), у которых возникают обязательства по уплате налога, представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту учета по итогам отчетного (налогового) периода.

О плате за пользование водными объектами

Одним из актуальных является вопрос о том, являются ли садоводческие и огороднические объединения граждан, имеющие на своей территории собственную артезианскую скважину и добывающие на основании лицензии на водопользование подземную пресную воду, плательщиками платы за пользование водными объектами. При этом, как правило, вода используется только в своем хозяйстве.

В этой связи следует отметить, что с 1 января 2005 г. вступила в силу глава 25.2 «Водный налог» НК РФ. В соответствии с п.п. 13 п. 2 ст. 333.9 Кодекса забор воды из водных объектов для полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, которые находятся в собственности граждан, объектом обложения водным налогом не признается.

Таким образом, с 1 января 2005 г. садоводческие некоммерческие товарищества плательщиками водного налога не являются.

Однако необходимо иметь в виду, что они являлись плательщиками платы за пользование водными объектами в 2002, 2003 и 2004 гг. на основании Федерального закона от 6.05.98 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

О системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Согласно ст. 346.2 НК РФ плательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.98 г. № 66-ФЗ (ред. от 2.11.04 г.) садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Таким образом, такие объединения не осуществляют деятельности по производству сельскохозяйственной продукции.

Следовательно, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан не могут быть переведены на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Форма уплаты налогов

Что касается уплаты налогов садоводческими некоммерческими товариществами путем открытия банковских счетов, необходимо отметить следующее.

Открытие счета в банке согласно главе 45 «Банковский счет» ГК РФ обусловлено заключением между банком и заинтересованным лицом (клиентом банка) договора банковского счета.

В соответствии со ст. 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к его заключению не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Понуждение юридического лица к заключению договора банковского счета законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Вместе с тем согласно п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.

Согласно п. 3 ст. 58 НК РФ уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Как следует из положений п. 2 ст. 45 НК РФ, допускается уплата налога наличными денежными средствами через кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи. Однако такое право в силу п. 3 ст. 58 НК РФ предоставлено только налогоплательщикам или налоговым агентам, являющимся физическими лицами. При этом они должны иметь счет в банке.

На налогоплательщиков – юридических лиц право выбора уплаты налогов не распространяется, в связи с чем они в обязательном порядке должны производить уплату налогов в безналичной форме, в порядке, установленном применительно к каждому налогу, но не противоречащем требованиям ст. 58 НК РФ. Таким образом, садоводческие некоммерческие товарищества, являющиеся юридическими лицами, уплату налогов производят только в безналичном порядке.

Согласно письму Банка России и МНС России от 12.11.02 г. № 151-Т/ФС-18-10/2 «Об отдельных вопросах, связанных с уплатой организациями налогов и сборов» налогоплательщикам-организациям запрещено при уплате налогов и сборов вносить в банки наличные денежные средства для перечисления их на счета по учету доходов соответствующих бюджетов, минуя свои банковские счета, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В этой связи отказ филиалов Сбербанка России принимать наличные денежные средства в уплату налогов садоводческими некоммерческими товариществами является правомерным.

Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.
Для ознакомления с подробным содержанием подразделов сайта необходимо нажать на интересующий вас пункт Главного меню.


29.07.2017 г. Президентом РФ подписан новый федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Бесплатная ссылка на новый закон для скачивания (формат файла docx): ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Дата ввода закона в действие 01.01.2019 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утрачивает силу.
Обсуждение закона открыто здесь:
(для внесения замечаний, предложений, изменений необходима регистрация).

ФЗ-217 от 29.07.2017 г. - Постоянно дополняемые, изменяемые комментарии к новому федеральному закону с учётом наработанной практики.

Упрощённая система налогообложения в СНТ

До 1 января 2006 г. Минфин России отрицательно относился к перспективе применения некоммерческими организациями, не являющимися бюджетными учреждениями, упрощённой системы налогообложения. В частности, об этом говорилось в Письмах от 22 июня 2004 г. № 03-02-05/4/27, от 22 сентября 2004 г., № 03-03-02-04/2/2.

С 1 января 2006 г. пп. 14 п. 3 ст. 346.12 гл. 26.2 НК РФ действует в редакции Закона № 101-ФЗ.
Перечень лиц, на которых не распространяются ограничения для применения упрощённой системы налогообложения, установленные пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, дополнен. В него включены некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 г. № 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.

Некоммерческие организации, к которым относятся и садоводческие некоммерческие товарищества, вправе применять упрощённую систему налогообложения в соответствии с гл. 26.2 НК РФ при соблюдении установленных данной главой условий. При этом указанные организации освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ и Таможенным кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество организаций и ЕСН.

Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает организации от уплаты земельного налога.
Также налогоплательщики, перешедшие на УСН , не освобождаются от обязанности уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, предусмотренное Законом № 167-ФЗ, а также иные установленные на территории Российской Федерации налоги.
Кроме того, при применении УСН налогоплательщики не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных ст. 24 НК РФ, а также от обязанностей ведения кассовых операций в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 40, утвержденным Решением Совета Директоров Банка России, и от обязанностей, предусмотренных Законом № 54-ФЗ.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, имеют право не вести бухгалтерский учёт, в том числе не применять двойную запись.
Учёт у таких организаций ведется в Книге учёта доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения.

Предприятия, применяющие упрощённую систему, обязаны учитывать основные средства и нематериальные активы по правилам бухгалтерского учёта. Это вызвано необходимостью наблюдения за остаточной стоимостью основных средств и нематериальных активов, рассчитываемой по правилам бухгалтерского учёта, так как остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не должна превышать 100 млн руб.

Объектами налогообложения при применении упрощённой системы налогообложения признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налогоплательщики, изъявившие желание перейти на "упрощёнку" , вправе самостоятельно избрать объект налогообложения. При этом они должны указать избранный объект в заявлении о переходе на УСН по форме N 26.2-1.

Согласно п. 2 ст. 346.14 НК РФ налогоплательщик не может менять объект налогообложения в течение трёх лет с начала применения упрощённой системы налогообложения.

Налогоплательщики, применяющие упрощённую систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Применение упрощённой системы налогообложения садоводческими товариществами может быть экономически выгодным даже при отсутствии коммерческой деятельности, поскольку это позволит им освободиться от уплаты налога на имущество и ЕСН.

Пример 1. Садоводческое товарищество "Пищевик" с 1 января 2007 г. перешло на упрощённую систему налогообложения, в качестве объекта налогообложения выбран объект "доходы". Коммерческую деятельность в 2007 г. вести не предполагается. На балансе товарищества имеется компьютер стоимостью 20000 руб. и дорога стоимостью 60000 руб. Фонд оплаты труда председателя товарищества - 5000 руб. в месяц.

Проанализируем величину экономии на налогах в 2007 г.:
При применении обычной системы налогообложения сумма налога на имущество составит 2,2% от среднегодовой стоимости имущества (для "Пищевика") - 1645 руб. (см. условия примера 2 в главе "Коммерческая деятельность в СНТ" , подраздел 4: "Продажа земельных участков").

При применении обычной системы налогообложения ЕСН с ФОТ за 2007 г. составит: 15 600 руб. (5000 x 12 x 26%).
При применении упрощенной системы налогообложения ЕСН с ФОТ не уплачивается. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование составляют 14% от ФОТ:
8400 руб. (5000 x 12 x 14%).

Таким образом, экономия на налогах составит:
8845 руб. (15 600 + 1645 - 8400).

Бухучет в СНТ имеет свою специфику и особенности. О том, как организовать бухгалтерский учет при различных системах налогообложения, поговорим далее. И конечно, не обойдем вниманием изменения, которые произошли в правовом регулировании деятельности СНТ с 01.01.2019.

Понятие СНТ

СНТ (садовое некоммерческое товарищество) — некоммерческая структура, учрежденная на добровольных началах с целью помощи ее членам в решении различных хозяйственных и социальных задач при ведении огородничества, садоводства или дачного хозяйства. К числу таких вопросов относится обеспечение участников объединения водой, электричеством, теплом, газом и пр.

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность СНТ, с 2019 года является закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества...» от 29.07.2017 № 217-ФЗ. До этого действовал закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! На СНТ не распространяется действие закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (п. 3 ст. 1 закона № 7-ФЗ). Но для целей применения нормативов бухучета СНТ рассматривается как некоммерческая структура.

Порядок ведения бухгалтерского учета в СНТ отдельными положениями законодательства не определен. Поэтому необходимо руководствоваться едиными нормами в сфере бухучета, на основании которых следует разработать локальный нормативный документ — учетную политику компании .

Нюансы учета основных средств в СНТ

Учет основных средств (ОС) регламентируется нормами ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утверждено приказом Минфина от 30.03.2001 № 26н). Согласно п. 4 данного положения некоммерческие организации (далее — НКО) принимают к учету ОС в случае, если объект используется в деятельности, направленной на достижение целей создания НКО, включая предпринимательскую деятельность. Также единовременно должны выполняться следующие условия:

  • срок предполагаемого использования объекта ОС более года;
  • объект приобретен с целью дальнейшего использования, а не для перепродажи.

Объект ОС принимается к учету по первоначальной стоимости, которая складывается из сумм фактических расходов, понесенных в процессе приобретения, строительства или изготовления актива. К ним относятся суммы оплачиваемые продавцу по договору купли-продажи объекта, а также расходы на транспортировку, информационно-консультационные услуги, невозмещаемые налоги и пр.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если основное средство приобретается строго для некоммерческой деятельности (то есть с его использованием не планируют связывать получение облагаемой НДС выручки), то сумма входного НДС включается в стоимость объекта (п. 2 ст. 170 НК РФ).

Все затраты на приобретение объекта ОС собираются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», а по факту введения в эксплуатацию актива счет 08 кредитуется в дебет счета 01 «Основные средства организации».

Проводки при этом выглядят следующим образом:

Дт 08 Кт 60 — куплен объект ОС у продавца (включая суммы НДС);

Дт 08 Кт 60, 76 — отражены прямые затраты на закупку актива (транспортные, консультационные и проч.);

Дт 01 Кт 08 — актив введен в эксплуатацию;

ВАЖНО! Использование средств из целевых взносов на осуществление капвложений следует отражать с применением счета 83 (согласно инструкции к Плану счетов бухучета, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).

Дт 86 Кт 83 — целевые средства, направленные на капвложения, учтены как увеличение добавочного капитала;

Дт 83 Кт 01 — отражено выбытие объекта капвложения, купленного за счет целевых поступлений.

Все операции по движению объектов ОС оформляются первичными документами. Какими именно, см. в материале «Документальное оформление движения основных средств» .

В бухгалтерском учете объекты ОС стоимостной оценкой менее 40 000 руб. могут быть учтены в составе МПЗ (п. 5 ПБУ 6/01).

ВАЖНО! Амортизация по объектам ОС, приобретенным за счет целевых поступлений и используемых в некоммерческой деятельности, не начисляется (п. 17 разд. 3 ПБУ 6/01, подп. 2 п. 2 ст. 264 НК РФ). Сумма износа рассчитывается линейным способом и учитывается на забалансовом счете 010 «Износ ОС» по итогам года. Переоценка таких активов также не производится.

При выбытии ОС, приобретенных за счет целевого финансирования, источники финансирования не погашаются и не учитываются в финансовых результатах компании. В бухучете такая операция оформляется записью Дт 83 Кт 01.

При этом если СНТ приобрело объект ОС за счет средств от предпринимательской деятельности и использует его для получения дохода, то на данное имущество начисляется амортизация, и оно учитывается отдельно от целевого. Амортизация в таком случае списывается в затраты проводкой Дт 20 Кт 02.

Если же СНТ получило объект ОС за счет целевых средств, но использует его в коммерческой деятельности, то стоимость актива признается доходом НКО (п. 14 ст. 250 НК РФ). Стоимость имущества в данном случае погашается путем начисления амортизации (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Учет целевых средств в СНТ

Бюджет СНТ формируется из средств, вносимых членами СНТ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 01.01.2019 принимать от участников взносы СНТ может только на расчетный счет, не в кассу (ст. 14 закона № 217-ФЗ). ККТ при приеме взносов не применяется. Взносы не являются платой за товары, работы, услуги, а значит, не подпадают под понятие «расчеты» в смысле закона «О ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Схожие разъяснения даны в письме Минфина от 11.09.2018 № 03-01-15/65041 в отношении целевых взносов ТСН.

К таким взносам относятся:

  • членские взносы — периодически вносимые членами объединения денежные средства, которые направляются на текущие расходы организации;
  • целевые взносы — денежные средства, расходование которых может быть направлено на приобретение объектов общего пользования.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 01.01.2019 СНТ больше не собирают с участников вступительные взносы. Вступительные взносы, уплаченные ранее, участникам не возвращаются (п. 31 ст. 54 закона № 217-ФЗ).

В бухучете для отражения движения данных взносов используется счет 86 «Целевое финансирование». Для разделения взносов удобнее ввести отдельные субсчета, например, 86.1 «Членские взносы», 86.2 «Целевые взносы». Для учета взаиморасчетов с членами СНТ используется счет 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами».

СНТ приходует и расходует денежные средства на основании приходно-расходной сметы, утвержденной на общем собрании членами товарищества (п. 8 ст. 14 закона № 217-ФЗ). Взносы могут быть израсходованы строго на определенную статью сметы. Унифицированной формы сметы не существует, и руководство товарищества разрабатывает ее самостоятельно.

Произведенные расходы можно отражать по дебету стандартных счетов издержек (20, 26), но возможно и сразу отражать по дебету счета 86, минуя счета учета затрат, с выбором субсчета в зависимости от вида издержек.

Пример

Сметой СНТ «Ромашка» предусмотрены следующие платежи: членские взносы — 150 руб. с сотки, целевые взносы на оборудование площадки для сбора мусора — 1 000 руб.

СНТ «Ромашка» приняло в члены нового садовода — Фадеева Н. А. Его участок равен 5 соткам. Он внес все взносы в кассу объединения: 750 руб. (150 × 5 сот.) — членские; 1 000 руб. — целевые. Бухгалтер отразил данные взносы в учете следующим образом:

Дт 50 Кт 76 — 1 750 руб. — поступили в кассу взносы Фадеева Н. А.

Дт 76 Кт 86.2 — 750 руб. — начислены членские взносы в составе целевых средств;

Дт 76 Кт 86.3 — 1 000 руб. — начислены целевые взносы.

За месяц СНТ «Ромашка» понесло следующие расходы:

Дт 86.2 Кт 70 — 15 000 руб. — оплата труда председателя и бухгалтера;

Дт 86.2 Кт 69 — 4 500 руб. — взносы с ФОТ;

Дт 86.2 Кт 71 — 500 руб. — закуплены канцтовары;

Дт 86.3 Кт 10 — 23 800 руб. — списаны материалы и баки на оборудование площадки для мусора;

Дт 86.3 Кт 60 — 3 200 руб. — услуги по установке забора и бетонировании площадки под мусор.

Учет прочих доходов и расходов в СНТ

  1. Учет доходов.

Согласно ст. 5 закона № 217-ФЗ граждане имеют право вести свое хозяйство в индивидуальном порядке и не вступать в ряды участников СНТ. При этом они вправе пользоваться объектами инфраструктуры СНТ за плату, предусмотренную заключенным договором.

Такие платежи не относятся к целевым взносам, учитываются в составе доходов товарищества и подлежат налогообложению.

Кроме того СНТ вправе заниматься коммерческой деятельностью ради достижения основной цели создания товарищества.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти доходы будут подпадать по сферу действия закона «О ККТ» и потребуют от СНТ применения кассового аппарата.

Записи в учете отражаются в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» (утверждено приказом Минфина от 06.05.1999 № 32н) и методическими рекомендациями к нему:

Дт 62 Кт 90.1 — реализация услуг.

  1. Учет расходов.

СНТ обязаны вести раздельный учет расходов целевых и коммерческих (п. 2 ст. 251 НК РФ). Учет предпринимательских издержек удобнее всего организовать на счетах 20 и 26.

При этом косвенные расходы необходимо распределить. Косвенные затраты — те издержки, которые относятся к нескольким видам деятельности или ко всей деятельности НКО.

  1. По объему выручки. В таком случае процент издержек, относящихся к коммерческой выручке, определяется по формуле:

Вк / (Вк + Цп) × 100,

Вк — выручка от коммерческой деятельности;

Цп — целевые поступления.

  1. По удельному весу затрат на оплату труда сотрудников. Тогда процент издержек, относящихся к коммерческой деятельности, будет равен:

ФОТк / (ФОТк + ФОТц) × 100,

ФОТк — фонд оплаты труда сотрудников, занятых в коммерческой деятельности;

ФОТц — оплата труда «целевого» персонала.

Кроме того, у СНТ допускается списание косвенных затрат, таких как расходы на содержание самой организации, зарплату администрации, содержание помещений, сооружений и транспорта, имеющих отношение к уставной деятельности, только за счет целевых взносов (письмо УМНС России по г. Москве от 22.01.2003 № 26-12/4743).

В налоговом учете (далее — НУ) допускается распределение затрат пропорционально выручке (п. 1 ст. 272 НК РФ, письма Минфина России от 16.03.2015 № 03-03-10/13805 и от 25.06.2015 № 03-03-10/36660). В связи с этим удобнее выбрать единый вариант «по объему выручки» и закрепить его как элемент учетной политики.

Все косвенные издержки, собранные на счете 26 «Косвенные расходы», по итогам месяца распределяются между видами деятельности записями:

Дт 86.2 Кт 26 — косвенные издержки распределены к текущей уставной деятельности;

Дт 86.3 Кт 26 — косвенные затраты отнесены к целевым программам;

Дт 20 Кт 26 — косвенные расходы предпринимательской деятельности распределены в производство;

Дт 90.2 Кт 20 —издержки отнесены на себестоимость по коммерческой выручке.

  1. Учет финансовых результатов.

По итогам каждого месяца СНТ закрывает 90-е счета на счет 99 прибыли (убытки), а по итогам отчетного периода сальдо 99 учитывается в составе нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) на счете 84. Но поскольку предпринимательская деятельность осуществляется для достижения целей уставной деятельности, то полученная прибыль не распределяется между участниками, а относится на счет целевого финансирования уставной деятельности НКО записью Дт 84 Кт 86.

Особенности бухгалтерского учета в СНТ при УСН

Чтобы снизить налоговое бремя и освободиться от уплаты НДС (за исключением ввозного НДС), налога на прибыль и налога на имущество (за исключением недвижимости, стоимость которой определяется Роскадастром), СНТ по коммерческой деятельности вправе выбрать специальный режим в виде упрощенного налога (подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ), выбрав один из доступных вариантов объекта налогообложения: доходы или доходы за вычетом расходов.

В данном случае учет целевых поступлений и расходов ведется также на счете 86 «Целевое финансирование» и не подлежит налогообложению (подп. 1 п. 1 ст. 346.15, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Учет доходов и расходов от коммерческой деятельности ведется в книге учета доходов и расходов кассовым методом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Итоги

Деятельность садовых некоммерческих товариществ находится в особом правовом поле и регулируется специальным федеральным законом.

Статус деятельности организации определяет и особенности ее налогообложения. СНТ не освобождается от уплаты налога на прибыль, НДС и пр. Но в базу при подсчете данных налогов не включаются целевые средства, направленные на осуществление уставной деятельности товарищества.

СНТ также вправе применять УСН. При этом особенностью является исключение сумм целевых средств из доходов для целей обложения УСН.

В связи с тем, что целевые средства не учитываются при налогообложении, СНТ необходимо организовать раздельный учет доходов и расходов, выделив для этого специальный счет 86 «Целевое финансирование».