Кариатиды. Кариатиды- памятник древнегреческой архитектуры Пара для кариатиды

Кариатиды.
Существует довольно большое количество архитектурных элементов, которые впервые использовались много веков назад, но и в современном архитектурном мире не перестают быть популярны в виду своей особенности. Не миновала чаша сия и судьбу кариатида. Рожденные в Греции, и имея богатое прошлое, этот архитектурный элемент по прежнему способен внести ощущение классики в любой, даже Богом забытый уголок... Кариатиды – одни из немногих скульптур, которые проникли практически в каждый стиль и направление, покорили сердце не одного создателя мировых архитектурных шедевров различных эпох. И что интересно, даже в современном мире, где царит хай тек, экономия и большинство зданий возводится исходя из понятий практичности и функциональности, кариатиды сохраняют свою востребованность. В чем секрет «успеха» кариатид и каков их длинный путь? Стоит поговорить обо всем по порядку.

Что такое кариатида и каково ее происхождение?

Древнегреческие зодчие первыми ввели в использование, поддерживающие здание элементы, которые представляли собой скульптуры одетых в тунику женщин и мужчин. Так, или почти так, на смену колоннам и пилястрам пришли кариатиды.

Существует несколько предположений о происхождении названия кариатиды. Одни считают вдохновительницами создания архитектурных элементов девушек из г. Кария, которые совершали религиозные танцы с корзинами на головах и воспевали древнегреческую богиню Артемиду. Другие предполагают, что статуи женщин, поддерживающих здания, это не что иное, как проститутки, которые превращены в камень за развратное поведение. Наказанные богами, они держат всю тяжесть здания, мучаясь и являя собой назидательный образ всем тем, кто продолжает жить на Земле и помышляет о распутном поведении.

На самом деле трактовок появления этого элемента существует не мало. Но какой бы не была истинная история возникновения, кариатиды долгое время «живут» во многих шедеврах мировой архитектуры.

История применения кариатид в архитектуре.

Как все новое, долгое время кариатиды пользовались популярностью при возведении зданий в эпоху Древней Греции. Однако, их применение, фактически, сошло на «нет» в Средние Века. И только в эпоху Возрождения кариатиды вновь приобрели популярность и уже не теряли ее.

Исчезновение интереса к использованию кариатид в период Средних Веков некоторые историки связывают с теми социальными, религиозными, политическими и экономическими изменениями, которые переживало общество Европы. Становление архитектурного стиля того времени не отвечало первоначальному помпезному и, порой, вычурному внешнему виду женских скульптур на фасадах зданий. Но с приходом эпохи Возрождения, с возвращением внимания к человеку « как мерилу всего» - возродилось и античное дыхание в архитектуре. Люди вновь стали более открыты к пониманию и принятию человеческого, торжественного, величественного и «громкого». И с того времени популярность и актуальность кариатид удивительным образом сохраняется и мерным историческим шагом проходит сквозь века.

В разные периоды времени интерес к этим элементам был различным, менялась также и сама форма кариатид. Желая стилистически разнообразить строения, архитекторы стали применять мужские фигуры атлантов, которые все также носили функцию не только декоративную, но и поддерживали антаблемент. Это стало некой производной от «оригинальных» кариатид.

Архитектурные стили, в которые применялись кариатиды.

Кариатиды - это тот элемент, который получил жизнь практически в каждом стиле и направлении. Для наглядности стоит вспомнить некоторые из них, с яркими примерами в исполнении.

Барокко. В барокко статуи вместо колонн подчеркивали парадный внешний вид и всю витиеватость постройки. Если привести пример, то заметным представителем строения в стиле барокко с использованием атлантом, можно назвать Екатерининский дворец проекта Ф. Б. Растрелли. Этот итальянский архитектор является одним из ярчайших представителей своей эпохи, использовавший кариатиды в своих проектах. Можно сказать, что кариатида «звучит в унисон» с мыслью создателя Растрелли. Зная историю возведения Екатерининского дворца, его сложно было бы представить без украшения фасада кариатидами. Они предстают на центральной части фасада, предавая дворцу поистине величественный вид. Именно такое впечатление и должен был производить царский дворец по задумке архитектора.

Классицизм. Если продолжать вести речь об использовании кариатид в архитектуре Санкт-Петербурга, то, безусловно, нельзя не вспомнить знаменитый Михайловский замок архитектора Баженова. Наверное, каждый, кто бывал в Петербурге, видел могучих атлантов, которые подпирают балюстраду. Хотя стоит отметить, что атланты - это не сами кариатиды, но вполне заслуживает называться идейной производной от женских скульптур.

Ампир. Такой архитектурный стиль как ампир, не мог не впитать в себя замену колонн на скульптуры. Стилистическая структура позволила, например, архитектору А. Д.Захарову при возведении Главного Адмиралтейства, использовать скульптуры женщин-нимф, несущих небесную сферу. Симметричное расположение кариатид наблюдается на въездной арке центральной башни Адмиралтейства. Захаров здесь дал волю своему воображению и позволил себе отойти от классического понимания древнегреческого элемента, изобразив нимф, ниспосланных с особенным предназначением.

Итак. Не смотря на стремительно развивающиеся архитектурные направления, актуальность замены колонн и пилястр на скульптуры не исчезала. Их применение прослеживается в неоренессансе, эклектике, модерне, неоклассицизме и даже в сталинском ампире. Возможность импровизации, свобода выражения художественного вкуса вне стесненных рамках стиля - это неоспоримое преимущество кариатид. Именно это позволяет оставаться в каждом направлении и не терять своей популярности и актуальности, не смотря на развитие цивилизации и культуры людей всех народов мира.

Материалы, из которых создаются кариатиды

Согласно своему течению времени, строительные материалы, которые служили средством создания скульптурного элемента, меняли свои составы и характеристики. Если говорить о более ранних временах, то это был камень, позднее мрамор, бетон, в том числе и белый. К моменту всеобщего мирового научно-технического развития изменились не только материалы для создания кариатид, но и область их применения. Например, при декорировании современных домов и даже квартир, скульптуры изготавливаются из гипса или дерева. Часто используется – шамот, натуральный камень, бетон, стеклофибробетон, стеклокомпозит, мрамор…

С течением времени понятие архитектурного элемента, который является главным героем сегодняшнего повествования, приобретает все новые трактовки. Некоторые архитекторы современного времени склонны назвать кариатидами фигурные выступы, исполняющие роль подпорок или колонн. Таким образом, для части строительных художников это не обязательно человеческие фигуры. Бесспорно, здание, которое в себя включает колонны, пилястры - мгновенно приобретает величественный, а иногда помпезный характер. Их присутствие на центральном фасаде способно придать строению официальный или торжественный характер. Можно сказать, что в тот момент, когда создатель строения использует кариатиды - появляется простор для вдохновения. И уже в зависимости от того, насколько сложной является задумка автора, здание принимает на себя особенное настроение.

Заключение.

Когда произведение искусства остается «жить» на века в сердцах, умах людей и при этом приносит материальную пользу, неизменно возникает вопрос: в чем секрет «успеха»? В случае с востребованностью кариатид в архитектуре прошлых веков и в современности, нельзя дать однозначного ответа. Наверное, каждый может понять это по-своему. Но все же, быть может, этот элемент архитектуры имеет столь долгую историю, и скорее всего, столь же длинное будущее, не случайно… Ведь имеет право на существование версия, что в далекой Древней Греции статуи женщин, которые подпирали крышу здания, были творением не человеческой мысли, а небесных сил. А быть может, сами по себе кариатиды благоволят свободе художественной мысли, не ставят создателя в тесные рамки, и, тем самым, любимы архитекторами всех времен. Пускай каждый выберет, в какую версию ему верить. Одно можно сказать точно: кариатиды ждет будущее.

— один из значимых памятников Древнегреческой архитектуры. Он входит в ансамбль афинских храмов и расположен в Акрополе. Построен был примерно в 400 г. до н.э. Это величественное сооружение архитекторы Древней Греции посвятили не только богине Афине, но и Посейдону, а также царю Эрехтею.

Примечательны в этом строении кариатиды. Это выполненные из камня жрицы храма. Фигурки этих женщин не имеют аналогов в Древнегреческой культуре, равно, как не встречаются ни в одной стране мира. Но похожие изваяния можно наблюдать в других культурах. Позже такой стиль в архитектуре получил широкое распространение по всей Европе.

Дословно - «происходящие из Кария» (местечко в Древней Греции в районе Лаконики). Своеобразные балки-опоры представляют собой задрапированные женские изваяния в классическом греческом стиле. Кариатиды прислонены к стенам и немного из них выступают.

Кариатиды очень похожи на колонны или вертикальные опоры. Изобретение кариатид приписывают исключительно греческим архитекторам. Легенда гласит: в городе Кария местные девушки в честь праздника Артемиды устраивали необычные танцы. Для этого они на свои головы водружали корзинки с фруктами. Похожий вид - девушки с корзинами на головах, имеют и изваяния храма Эрехтейона.

Этот грандиозный монумент Акрополя считается вторым по величине. В Древнегреческой культуре его называли главным храмом, посвящнным Афине. Как известно, ее культ чтили в Греции повсеместно. Наиболее публичным был храм Парфенон . Эрехтейон же почитался как храм жрецов богини. Именно в нем регулярно совершали важные религиозные обряды, которые основывались на исключительном поклонении Афине.

В одном из святилищ Эрехтейона находилась старинная скульптура Афины. В храме было огромное количество помещений и комнат, в которых проводили молебны или хранили реликвии, связанные с верховной жрицей.

Кто создал храм Эрехтейон до сих пор не известно. Но многие исследователи говорят о Мнесикле. Ученые проводят аналогии в планировке Эрехтейона с известным храмом Пропилеем - детищем Мнесикла. Но достоверность этой информации не подтверждена. Большинство исследователей склонны считать, что храм создали Древнегреческие архитекторы Архилох и Филокл.

Есть легенда, которая говорит о том, что возведение храма было начато неспроста. Именно на месте, где он стоит, поспорили когда-то Посейдон с Афиной. Они делили превосходство. В одной из комнат храма есть след, якобы сделанный трезубцем Посейдона. Именно так он выразил свою ярость в споре с Афиной. Некогда этот след находился в открытом доступе, но позже, когда был выстроен храм, он оказался в одном из помещений.

Неподалеку от Эрехтейона находится вход в пещеру. По легенде, в ней жила змея Афины. Животное считалось священным. Она охраняла городок и царя Эрехтея. Кстати, храм назван в честь него. Но так его стали именовать не сразу. Изначально греки называли его храмом Афины, поскольку именно она покровительствовала жителям. Называли его и «храмом, в котором хранится старинная статуя богини». Эрехтейоном его назвали в римском периоде. Одна легенда говорит об Эрехтейоне, как о сыне царя Эрехтея, другая гласит о том, что так именовали самого владыку и в честь него назвали храм. Согласно Древнегреческой мифологии, Эрихтоний - потомок бога огня. Его воспитала Афина. Она передала младенца в закрытом ларчике Герсе и Аглавре - дочерям правящего тогда короля. Богиня строго запретила девушкам смотреть на младенца, но девы не послушались ее, любопытство пересилило и, взглянув на малыша, они потеряли рассудок. В ужасе принцессы бросились с самой высокой горы и разбились насмерть. А Эрихтоний стал царствовать, как только вырос и возмужал.

Каждую из сторон Эрехтейон обрамляет неповторимое каменное кружево. Древние греки поистине были настоящими мастерами. Совершенство, убранное в камень. Каждая деталь отточенная и утонченная. На одной из сторон здания можно различить картины по сюжетам из Древнегреческой мифологии. Они касались исключительно Эрехтея. Фигуры крепились к зданию уже после того, как скульпторы изваяли их. Большинство из них сделано из светлого мрамора. Некоторые детали покрывали позолотой.

Не только время, но и люди разрушали этот храм. Его периодически реставрировали и перестаивали. Так, в византийский период здесь была церковь христиан. Но когда турки захватили эти земли, в Эрехтейоне находился гарем. Серьезной реставрации Греки подвергли его только в середине 19 века, а в начале 20 в. был восстановлен портик кариатид и вся западная часть Эрехтейона.
Статуи, поддерживающие потолок

Основание здания Эрехтейона - прямоугольное. Длинна его составляет чуть больше 23 метров, ширина - почти 12. Каждая из сторон храма неповторима. Любой из фасадов выглядит по-иному. В западной части строения, там, где находится могила первого правителя Аттики, размещаются всемирно известные кариатиды. Почти трехметровый цоколь удерживает 6 статуй девушек. Они равномерно расставлены по периметру и своими фигурами поддерживают перекрытие. Рост этих девушек довольно высокий - более 2 метров. Статуя, которая стоит в левой части портика, является зеркальным отражением девушки, стоящей в правой его части.

Мастерство скульптора поражает культурологов всего мира. Выглядят девушки довольно естественно и жизнеутверждающе. Рослые дамы весьма величественны. Их головы гордо подняты. Их прекрасные лица украшают богатые шевелюры.

Кариатиды очень спокойны и созерцательны. Стоят прекрасные девы в обыкновенной для тех времен позе - на одной ноге, немного согнув вторую. Но в каком виде находились руки кариатид, до некоторого времени было не известно. В результате многочисленных разрушений храма, даже письменные свидетельства о том, как выглядели руки дев изначально, исчезли.

В середине 19 века на одной из итальянских вилл, точнее на ее развалинах, были обнаружены каменные копии древнейших кариатид. Только благодаря этой уникальной находке, археологи поняли, что одной рукой дамы придерживают свои одежды, а в другой находится кувшин, который используется в ритуале жертвоприношения.

Ученые-культурологи высказывают мысль о том, что девушки-кариатиды - представительницы самых знатных и высокочтимых афинских семей. Аррефоры - так называли служительниц культа Афины, избирались по особому принципу. Их делом было создание священного одеяния Афины, статую которой (она хранилась в Эрехтейоне) каждый год наряжали по-новому.

В середине 19 века кариатиды подверглись чудовищному вандализму. Одну из фигур захотел иметь у себя англичанин, лорд Эльджин. Он выломал каменную деву и увез безвозвратно. Сейчас на ее месте находится точная копия, которую греки создали с огромным трудом. Девы стоят на своих постаментах без рук, да и сами фигуры довольно сильно повредило время. Несмотря на это, кариатиды считаются наивысшим пилотажем мастерства Древнегреческих скульпторов. Спустя многие века они так и не растеряли своего обаяния и сохранили свою неповторимую красоту.

    Греция во Второй мировой войне

    Греческие гостиницы

    Эги-древняя столица Македонии

    На юге македонской долины, на холмах Пиерии, в середине области, которую Геродот называл » македонской землёй», колыбелью македонцев, располагался древнейший город Македонии, Эги. Местоположение города было выбрано далеко не случайно.

    Греческий мёд. Мёд в Греции

    Впервые пчелы появились на греческих украшениях около 4000 лет до н. э., а изображения ульев – около 3000 лет назад. Еще великий завоеватель Александр Македонский распорядился перевозить мясо, предназначенное для пропитания войска, в бочках с медом. Таким образом, оно долго сохранялось, благодаря своим антисептическим свойствам. Учитель Александра Македонского Аристотель считал мед эликсиром долголетия.

    Метеоры. Монастыри в Греции

    Когда-то в этих местах не было храмов и обителей, Метеоры в Греции сама по себе явление необычное. Она известна на весь мир красотой завораживающих творений природы. Каменные скалы невероятной высоты устремлены в небо. Вершины их пологие, что дало возможность облюбовать это прекрасное место. Монахи-отшельники пришли сюда в 10 веке.

Эрехтейон это античный греческий храм на северной стороне Акропольского холма Афин. Эрехтейон был посвящён Афине и Посейдону, однако название получил по имени греческого героя Эрихтония.

Эрехтейон официально назывался «Храм, в котором древняя статуя [образ]». Слово «Эрехтейон» упоминается только Павсанием во II веке, использовавшим его из-за того, что здесь поклонялись, в том числе, Эрихтонию/Эрехтею.

История храма Эрехтейон

Эрехтейон граничил с руинами более древнего («градохранительницы») времён правления тирана Писистрата (561 – 527 гг. до н.э.), разрушенного во время персидского вторжения 480 года до н.э. По поводу него существует две версии: первая гласит, что главная статуя Афины была уничтожена вместе с храмом Афины Полиады; согласно второй версии, эту статую спасли и позже вернули в полуразрушенный храм, где она простояла до появления Эрехтейона; тогда как согласно третьей, после набега персов статую поставили в Протоэрехтейон – некое святилище, построенное около 465 года до н.э.

План Эрехтиона

Геродот, посетивший Акрополь в середине V века до н.э., писал, что среди сожжённых святилищ на северной стороне было одно, которое афиняне начала пятого века до н.э. называли «храмом рождённого из земли Эрехтея ». Он определённо занимал место сегодняшнего Эрехтейона, поскольку, как писал Геродот, он включал известные следы соревнования Афины и Посейдона – след от трезубца, источник с солёной водой и оливковое дерево.

Северный портик виден слева, портик Кариатид по центру и восточный портик справа

После сожжения Акрополя персами Перикл создал целую программу по восстановлению стоявших здесь святилищ. Несмотря на финансовые трудности, планировалось, в том числе, возвести роскошный храм для культа Афины Полиады и Посейдона-Эрехтея. Храм, который мы видим сегодня, был построен между 421 и 406 годами до н.э. Его архитектором мог быть Мнесикл, тогда как скульптором определённо был Фидий, нанятый Периклом для работ как в Эрехтейоне, так и в Парфеноне.

Священная олива Афины на территории Пандросиона, за которой виден вход в Эрехтион. Вход в портик находился слева от оливы.

Даже после начала строительства в будущем теменосе (священном участке земли) Эрехтейона продолжало стоять множество построек : святилище Афины Полиады (не путать с храмом), могила Кекропа в границах Кекропейона, алтари Посейдона-Эрехтея, Зевса Гипатоса, Бута и Гефеста, священное оливковое дерево и источник солёной воды, а также следы трезубца Посейдона. Алтарь Посейдона-Эрехтея первоначально находился, вероятно, возле гробницы Эрехтея , которая, в свою очередь, вместе с солёным источником должна была находиться в пределах адитона (закрытой части) храма, поскольку его культ считался мистическим. Следы трезубца должны были оказаться под северным портиком, поскольку для напоминания о месте удара архитекторы оставили в крыше отверстие (во время восстановления эту особенность сохранили). Под этим же портиком должен был находиться источник, собиравшийся в резервуаре, считавшийся «морем Эрехтея». В части храма Афины Полиады жила змея , которая по поверью афинян была воплощением духа основателя города и Акрополя Кекропа, имевшего полузмеиный облик. Главная жрица Афины должна была кормить эту змею медовыми пирожными. Если змея отказывалась есть, то это считалось плохим предзнаменованием.

Отверстие слева в крыше северного портика в том месте, где опускался трезубец Посейдона

Общепринятая версия состоит в том, что храм назван в честь мифологического героя Эрихтония, хотя, возможно, он назван по имени царя Афин Эрехтея, который, как считается, был похоронен здесь. Эрехтей упоминается в гомеровской Илиаде как великий правитель, из-за чего его часто ассоциировали с Эрихтонием (о них ниже).

Архитектура

Неправильная форма Эрехтейона связана, вероятно, с тем, что древним строителям было важно включить в него несколько прилегающих священных участков земли, упомянутых выше. Здание, таким образом, состояло из четырёх частей, самой большей из которых была восточная целла с ионическим портиком на шести колоннах. У храма было ещё два портика – один на северной стороне с шестью ионическими колоннами и кессонным потолком, и один на южной стороне с шестью колоннами в виде женских фигур (см. ниже). В северном и восточном портиках находились входы в Эрехтейон, символизировавшие, вероятно, раздельность культа двух божеств.

Храм стоял на склоне и при этом был окружён местами поклонения древним хтоническим богам, из-за чего простое выравнивание площадки было невозможно. Как следствие, он был построен таким образом, что его западная и северная стороны находились на три метра ниже южной и восточной.

Эрехтейон полностью сделан из пентелийского мрамора , и только фризы выполнены из редкого чёрного известняка из города Элевсин, причём скульптурные рельефы, которые к нему крепились, также были белые, что весьма необычно. Мотивы, изображённые на фризах неизвестны. Обычно это были пёстрые фигуры в движении на монохромном фоне.

Из античных бухгалтерских записей и свидетельств Плутарха следует, что всё здание было разрисовано фресками, проёмы дверей и оконные наличники были покрыты искусной резьбой, а столбы красиво отделаны (сейчас можно увидеть только малую часть). Они были разукрашены, покрыты золотом и позолоченной бронзой, в них были встроены разноцветные стеклянные шарики. В Эрехтейоне были обнаружены самые древние образцы ионики (яйцеобразного орнамента) и гильоша (орнамента из пересекающихся линий).

Площадка к востоку от северного портика была вымощена большими плитами из пентелийского мрамора, причём сделано это было с большой аккуратностью, не встречающейся больше нигде вблизи Эрехтейона. На западной и южной стороне этого дворика сохранились лестницы из трёх ступеней, ведущие в храм; а более длинные лестницы на северной и восточной сторонах со временем разрушились. Вероятно, что на этой площадке стоял памятник, а на северной стороне были установлены троны жрецов, и здесь проводились какие-то религиозные церемонии. Часть плит площадки сохранилась.

Площадка возле северного портика

Об оригинальном плане Эрехтейона известно крайне мало. На современных схемах он разделён на две и более комнат, однако, сколько точно их было, и был ли у здания второй уровень, неизвестно. Восточная часть храма, которая обычно считается частью Афины Полиады, скорее всего, была местом культа Посейдона-Эрехтея, поскольку Павсаний , подошедший сюда с востока, сначала вошёл в помещение, в котором стояли алтари Посейдона-Эрехтея, Гефеста и Бута. Он не видел никаких культовых статуй, поэтому назвал эту часть «икимата» (здание), а не «наос» (храм). На стенах икимата он видел изображения членов жреческого клана Этеобутадов (Έτεοβουτάδαι), считавшихся потомками Бута и Хтонии (Бут был братом-близнецом Эрехтея и первым жрецом Афины и Посейдона на Акрополе; см. ниже). Чтобы посетители могли видеть эти росписи, было необходимо хорошее освещение и, возможно, именно из-за этого с каждой стороны от входа было сделано по окну, что крайне редко можно увидеть в греческих храмах. В восточном помещении для трёх культов было, соответственно, три жреца . Во время раскопок были найдены подписанные основания двух тронов, на которых сидели жрецы Бута и Гефеста. В западной части храма, по описанию Павсания, стояла деревянная статуя Афины Полиады.

Вид на Эрехтейон с востока

В течение своей истории храм претерпел множество изменений , несколько раз был разрушен, причём первый раз, возможно, ещё до завершения строительства. В I веке до н.э. при осаде Афин римским генералом Суллой Эрехтейон сгорел, после чего был вновь восстановлен. В VII веке он стал христианской базиликой , из-за чего все внутренние стены были убраны и построены новые. После завоевания части территории Греции крестоносцами и образования герцогства Афинского (1204 – 1458), Эрехтейон стал епископским дворцом. В период Османского правления (1458 – 1832) дворец был превращён в гарем командира гарнизона, и его северный портик был замурован. Во время Войны за независимость от турок (1821 — 1830) была взорвана крыша северного портика и разрушены боковые стены целлы.

Кессонный потолок северного портика

На южной стороне Эрехтейона находится портик Кариатид , крыша которого держится на колоннах в виде шести женщин в ниспадающих одеждах. Этот портик был построен для того, чтобы замаскировать огромную деревянную балку, которой укрепили юго-западный угол храма после того, как примыкающие здания (Кекропейон и ) были снесены.

Этот портик появился позже основного здания. Создание его скульптур приписывают Алкамену или Каллимаху.

Портик Кариатид. Вид с восточной стороны

Кариатиды Эрехтейона стоят, перенеся основной вес на одну ногу – на левую те три, что стоят справа, и на правую те три, которые стоят слева. Если смотреть на портик с южной стороны, то кариатиды выглядят очень неустойчиво – так, как будто бы готовы соскользнуть с края. Но если посмотреть на портик со стороны угла, то есть рассматривать его не как на плоскую картинку, а как трёхмерное изображение , то кариатиды выглядят очень устойчивыми за счёт того, что на первый план у всех них выходят прямые опорные ноги, которые, благодаря вертикальным складкам одежды, напоминают колонны с каннелюрами.

Поза и распределение веса Кариатид

Одна кариатида с частью антаблемента, находящегося над ней, была увезена в 1801 году в Англию лордом Элгином. Он пытался извлечь и вторую скульптуру, но возникли технические трудности и тогда её попытались распилить. В результате кариатида была просто разбита и оставлена на месте.

Все кариатиды портика являются копиями , тогда как пять оригинальных статуй находятся в музее Акрополя, а шестая – в Британском музее Лондона.

Правильный вид на портик Кариатид с запада

Кариатидами эти скульптуры стали называть лишь в недавнее время, тогда как раньше, согласно надписи, найденной в храме, они именовались просто «коры » («девушки»). Подобные девушки участвовали в Панафинейский процессии и несли для статуи Афины Полиады пеплос и другие предметы.

Кариатида – это любая скульптура женщины, выполняющая те же функции, что и обычная колонна. Греческое слово «кариатиды» буквально переводится как «служанки города Кария» (город находится на Пелопоннесе). Кариатиды держат антаблемент прямо на голове, чем отличаются от канефор , между антаблементом и головой которых находится корзина с плодами или цветами (например, знаменитая «прачка» в ).

Правильный вид на портик Кариатид с востока

Размеры Эрехтейона

Северный портик: длина 10,72 м, осевое расстояние внешних колонн 3,09 м (3,15 м угловые и 3,067 передние), диаметр внешних колонн 0,817 м (угловых 0,824 м), высота колонн 7,64, высота антаблемента 1,68 м.

Восточный портик: длина 11,63 м, осевое расстояние внешних колонн 2,11 м, диаметр внешних колонн 0,6 м, высота колонн 6,59, высота антаблемента 1,54 м спереди и 1,51 по сторонам.

Западный портик: осевое расстояние внешних колонн 1,97 м, диаметр внешних колонн 0,62 м, высота колонн 5,61 м, высота антаблемента 1,54.

Вход в западную часть Эрехтейона из северного портика

Эрехтей I, Эрехтей II и Эрихтоний

Эрехтей I (Ἐρεχθεύς) в греческой мифологии был архаическим царём Афин и основателем полиса (города-государства). Как бог он ассоциировался с Посейдоном и именовался «Посейдон-Эрехтей ». Эрехтей как мифическая фигура и Эрехтей как исторический персонаж были слиты в единого героя в утерянной трагедии Еврипида «Эрехтей» (423 г. до н.э.).

В гомеровской «Илиаде» Эрехтей был сыном «плодородной Земли», которого она родила от Гефеста (поэтому в храме стоял и его алтарь). Его воспитанием же занималась не сама Гея, а нашедшая его Афина, которая отдала корзину с ним аррефориям, жившим в Пандросейоне. Эрехтей считался прародителем всех афинян, которые даже именовали себя «сынами Эрехтея».

Ионический капитель колонны в северном портике

Эрихтоний (Ἐριχθόνιος) был сыном Эрехтея, который также правил в Афинах. Плутарх объединил оба имени в мифе о рождении Эрехтея. Ранние греческие авторы также не делали различий между ним и его внуком, Эрехтеем II. Лишь в IV веке до н.э. эти персонажи разделились. О появлении Эрихтония на свет существует такая же легенда, как о рождении Эрехтея I.

Украшение двери в северном портике

Эрехтей II – сын Пандиона I и Зевксиппы (сам Пандион I был сыном Эрихтония). Согласно «Псевдо Аполлодору» у Эрехтея II был брат-близнец Бут, женившийся на его дочери Хтонии. Братья разделили власть, доставшуюся им от отца – Эрехтей II стал правителем, а Бут стал верховным жрецом Афины Полиады с правом передавать этот пост по наследству. Согласно уцелевшему фрагменту трагедии Эврипида, Эрехтей II, завоевав Элевсин, был поражён трезубцем Посейдона, поскольку убитый царь Элевсина оказался его сыном. Заканчивается трагедия словами Афины , адресованными вдове Эрехтея Пракситее: «… и для твоего мужа я распоряжусь построить святилище в центре города; он будет известен благодаря тому, кто убил его, под именем «Священный Посейдон»; но среди горожан, когда будут убиваться жертвенные животные, его также будут называть «Эрехтей». Тебе, однако, поскольку ты отстроила основание города [пожертвовала своими дочерьми для его спасения], я дарую обязанность первой приносить жертвы на огне и называться моей жрицей».

Вероятно, что все три героя были дубликатами одного исторического персонажа, придуманными афинянами для того, чтобы удлинить свою историю и тем самым закрепить свои права на землю.

Главный, восточный портик Эрехтейона. Через него внутрь входила Панафинейская процессия. Правая колонна с антаблементом — копия

Культ Эрехтея и Афины

Культ Эрехтея и Афины на Акрополе считается старейшим и наиболее почитаемым в городе. Они оба были доолимпийскими хтоническими (земными и подземными) богами.

Эрехтей был богом, трясущим и ломающим землю. Это было его афинское имя, тогда как на территории остальной Греции он был в основном известен как Посейдон .

Вид на дверь в Пандросион с восточной стороны Эрехтиона

Афина, которой часто поклонялись в тех же храмах, что и Эрехтею, не была ни его женой, ни дочерью. Такое сосуществование неродственных и не имеющих друг другу никакого другого отношения бога и богини можно объяснить тем, что раньше им, вероятно, отдельно поклонялись две разные группы людей, живущих рядом с Акрополем. Они договорились жить в мире и поэтому устроили на этом холме единый храм, символизировавший их добрососедство.

Правая часть фронтона восточного портика (копия). Под ней фриз из чёрного известняка

Геродот часто упоминает пеласгов, селившихся вокруг Акропольского холма не только в доисторическое время, но и позже, на заре исторического периода. Пеласгами было и племя кранаев (Κραναοί), в честь которых Афины называли «Афины кранаев». Также вблизи Акрополя жили ионийцы, изгнанные ахейцами с Пелопоннеса, и большая группа кекропидов, благодаря которым Аттика какое-то время называлась «Кекропия». Все эти группы боролись друг с другом за землю и за установление своего божества. Поэты мифотворцы позже представили эту борьбу как борьбу богов «за обладание землёй». Наиболее известным из таких мифов является история состязания Посейдона и Афины, которое происходило во время пика противостояния старых хтонических и новых олимпийских богов (то есть, вероятно, в Тёмные века в 1150 – 900 году до н.э.). Хтонический Посейдон был побеждён, поскольку ему противостояла молодая олимпийская богиня. Афина была одним из первых хтонических богов, покинувших подземный пантеон, и примкнувших к олимпийскому (небесному) пантеону. Её хтоническая сущность сохранилась лишь в популярных культах (как, например, её культ в Эрехтейоне).

Верхняя часть восточной стены Эрехтейона

Культ Афины

Со второй половины VI века до н.э. на Акрополе расцвёл культ Афины. С V века Афина Парфенос стала отдельной богиней со своим характером. Она стала прекрасной официальной богиней государства, жившей в самом большом храме, в честь которой в течение нескольких дней проводили Большие Панафинеи. Её статуя работы Фидия в Парфеноне насчитывала 12 метров в высоту. Она весила больше тонны, и её одежда и оружие были сделаны из золота.

Кариатидами называют гипсовые статуи девушек, облаченных в свободную одежду, которые используются в качестве поддерживающих элементов – колонн или пилястров. Архитектурная родословная гипсовых Кариатид простирается в глубь веков по меньшей мере на три тысячи лет. Сегодня Кариатида является одной из самых знаменитых лепных скульптур , которая используется в качестве декоративного элемента многих гипсовых композиций и вдохновляет дизайнеров на создание все новых шедевров гипсового искусства.

История создания Кариатиды

Несомненно, наиболее известные примеры Кариатид - шесть великолепных лепных девушек, которые составляют так называемое крыльцо девиц, прикрепленное к Эрехтейону на Акрополе в Афинах. Сам же Эрехтейон, который возводился древними греками как храм, является одним из главных памятников древнегреческой архитектуры. В дальнейшем Эрехтейон и гипсовые Кариатиды, построенные в 5 веке до нашей эры, копировались знаменитыми архитекторами и скульпторами снова и снова, от Древнего Рима до современного Лондона и Чикаго.


Фото:

Кариатиды, которые мы можем сегодня увидеть на Акрополе - копии. Одна из оригинальных статуй была везена людьми лорда Элджина в начале 1800-х годов. История этой статуи очень необычна, ведь, когда лорд возвращался на Родину султан Селима III разрешил ему «вывезти из страны только один кусок камня с надписями». Будучи ценителем искусства, лорд Элджин выбрал великолепную статую девушки, чем вызвал неоднозначную реакцию окружения. Теперь ее можно увидеть в Британском музее, в то время как остальные пять с тех пор были перенесены в Музей Акрополя в Афинах.

Несмотря на потрясающую красоту скульптурной композиции «крыльцо девиц» (которое также называют крыльцом Кариатид), она фактически была добавлена в храм из соображений практичности. Дело в том, что чтобы поддержать западный конец крыши Эрехтейона, архитектору требовалось несколько 4,5-метровых мощных . Именно поэтому были добавлены два крыльца, чтобы скрыть поддерживающие элементы и добиться великолепной эстетики храма.

Несмотря на то что при упоминании о древних Кариатидах, разговор чаще всего сводится именно к Эрехтейону, на самом деле «крыльцо девиц» далеко не первый пример использования гипсовых лепных статуй женщин в качестве поддерживающих элементов. Так, например, Кариатиды в Дельфах по крайней мере на двести-триста лет старше, а использование женщин в качестве поддержки при возведении религиозных объектов, таких как ритуальные бассейны, и в качестве ручек для зеркал считается еще более древней традицией.

Мировое «турне» древнегреческих Кариатид

Достаточно один раз взглянуть на великолепных Кариатид Акрополя, чтобы понять, что лорд Элджин далеко не единственный ценитель искусства, который хотел бы обладать таким произведением лепного искусства. За много столетий до его сомнительных действий в Акрополе римляне использовали копии этих скульптур в Пантеоне и Форуме Августа в Риме, а также на Вилле Адриана в Тиволи. С тех пор Эрехтейон и его лепные девицы вдохновляли дизайнеров и архитекторов по всему миру.

Кариатиды Лондона

Не далеко от Британского музея находится церковь Святого Панкраса, построенная между 1819 и 1822 годами в стиле греческого возрождения. Проект для новой церкви Святого Панкраса был разработан в Париже в 1818 году, всего через два года после того, как Британский музей приобрел коллекцию скульптур, привезенных из Акрополя Элджином. Вдохновленные великолепием искусства древних греков, успешные британские архитекторы, Уильям и Генри Уильям Инвуд, использовали в своем дизайне ряд архитектурных элементов, традиционных для Греции. На портике имеются характерные ионические колонны, над входом в склеп находится точная копия «крыльца девиц», а потолок восьмиугольной башни был скопирован с мраморной Башни Ветров в Афинской Агоре.


Фото:

Интересно, что когда Генри Уильям Инвуд осознал, что его проекты произвели большое впечатление на европейских ценителей, он решил сам отправиться в Афины. Там он немедленно принялся за то, чтобы делать гипсовые слепки различных украшений Эрехтейона. Следует заметить, что Элджин не был с ним солидарен. Хотя Инвуд, должно быть, уже знал о полемике капризного лорда, он не считал возможным разрушать великолепные архитектурные творения Акрополя и ограничивался лишь гипсовыми копиями, чем помог сохранить уникальные предметы древнегреческого искусства.

Кариатиды церкви святого Панкраса имеют также уникальную иконографию, которая связывает их с их положением на входе в склеп. Они стоят перед каменным саркофагом, и каждая гипсовая женщина держит либо погашенный факел, либо пустой кувшин. Эти особые символические особенности делают их уникальными, однако нет никаких сомнений, что трибуна в церкви Святого Панкраса является прямой имитацией Эрехтейона на Акрополе.

Американские Кариатиды

Через Атлантический океан в Чикаго - еще одно поразительное, путешествие греческих Кариатид Эрехтейона. В 1893 году в Чикаго состоялась Всемирная выставка Колумба, посвященная 400-летию со дня прибытия Христофора Колумба в Новый Свет. Экспонаты, представленные на выставке, были посвящены важным историческим событиям различных эпох. Впоследствии на базе экспонатов выставки был образован Филдовский музей естественной истории.


Фото:

Классическое оформление музея сразу бросается в глаза - ответственным архитектором был Уильям Пирс Андерсон. Здание музея выполнено в стиле неоклассицизма, что создает торжественное и величественное впечатление на зрителя. Сравнение здания музея с современным инновационным центром Чикаго, с его небоскребами из стекла и металла, лишь усиливает визуальное воздействие такого своеобразного внешнего вида.

Каждая сторона портика - это балконы, которые были созданы архитектором, вдохновленным великолепием Эрехтейона. У каждого из них есть столбы-кариатиды, разработанные скульптором Генри Герингом. Сам архитектор сказал об этих скульптурах, - «они лучшие образцы декоративной скульптуры, которые были созданы во все времена». Изначально Герингу было поручено создать ряд неоклассических скульптур, которые должны были украсить здание музея, однако сам художник решил по-другому. Создав четыре балкона с восемью гипсовыми кариатидами, архитектор над каждой из них расположил невысокие рельефные панели, каждая из которых представляет один из четырех тематических разделов музея, а именно антропологию, ботанику, геологию и зоологию.

Кариатиды в Сербии

Еще один уникальный пример использования тех самых Кариатид — Старый Дворец в Белграде, также известный как Старый Двор, который был домом династии Обренович — коренной линии сербских правителей - в конце девятнадцатого века — в начале двадцатого века. Построенный к концу 19-го века, этот дворец с его неоклассическим великолепием должен был вытеснить все прежние резиденции сербских правителей. Сегодня это здание считается экспертами и историками одним из высших достижений сербской архитектуры того периода.

Две наиболее характерные внешние классические особенности дворца – великолепные Кариатиды и дорические колонны. Присмотревшись к ним, несложно заметить, что выглядят они практически идентично кариатидам на Эрехтейоне в Афинах. Здание было повреждено во время Первой и Второй мировых войн, и с тех пор оно было существенно перестроено и реконструировано. Сегодня в этом здании находится Белградская городская ассамблея.


Фото:

Кариатиды, так же как квадриги, до сих пор используются в архитектурных творениях по всему миру. Некоторые из них нужны исключительно в декоративных целях, в то время как другие сохранили первоначальную функцию и устанавливаются в качестве опорного столба. Кариатиды церкви Святого Панкраса поддерживают свод массивного здания, тогда как чикагские Кариатиды являются декоративными, поскольку есть фотографии, показывающие навесы без опорных столбов.

Это всего лишь три примера использования Кариатид в качестве украшения и функционального элемента в архитектуре. Тем не менее эти примеры демонстрируют, как наше настоящее сильно зависит от нашего прошлого. По сей день, великолепные гипсовые Кариатиды действительно возникают повсюду, особенно когда вы меньше всего ожидаете их увидеть. Например, великолепный фонтан на улице Риволи в Париже, лестницы Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, фонтаны и дворцы Рима.

Гипсовые Кариатиды – классика мировой скульптуры. Сегодня стилизованные опорные женские статуи очень часто используются дизайнерами не только в классических интерьерных композициях, но и в качестве отдельного элемента современных минималистических мотивов, тонкой нитью, соединяя древнее прошлое и наше время.

Одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру .

Если такая статуя изображает женщину с корзиной плодов или цветов на голове, то она называется также канефорой. Название, присвоенное этому архитектурному мотиву, произошло, как полагают, от девушек г. Кария, в Аркадии, которые, на праздниках в честь богини Артемиды , совершали религиозные танцы с корзинами на головах.

Самые замечательные из античных кариатид украшают собой часовню нимфы Пандросы , в афинском акрополе. Наиболее известные кариатиды античного времени - в портике Эрехтейона (афинский Акрополь) и в сокровищнице сифносцев в Дельфах. Витрувий передает легенду, согласно которой карийцы выступили на стороне персов против греков, и когда последние одержали победу, то истребили всех мужчин в Карии, а женщин угнали в рабство; с тех пор архитекторы изображают кариянок под ношей вечного искупления.В средние века кариатиды почти совсем не употреблялись, и снова стали нередко являться в архитектуре, начиная с эпохи Возрождения . В новейшем искусстве кариатидами называются не только женские фигуры, одетые, или полуобнажённые, поддерживающие балки, или какие бы то ни было выступы здания, но и подобные же мужские фигуры, хотя более правильное название последних - атланты .

См.также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кариатиды" в других словарях:

    кариатиды - мн., ж. cariatides pl., f. <гр. karyatides карийские девы, жрицы храма Артемиды в Карии (в области Лакония) . БАС 1. Вертикальная опора в виде женской фигуры. поддерживающая балочное перекрытие. СИС 1985. Кариатиды, женския статуи без рук, в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Женские фигуры, статуи, поддерживающие карнизы зданий вместо колонн или столбов. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. КАРИАТИДЫ статуи, играющие роль колонн или подпорок, поддерживающих части… … Словарь иностранных слов русского языка

    Кариатиды - арх. эл т, введенный др. греч. зодчеством: опора балочного перекрытия в виде жен. фигуры (обычно задрапированной). К. могут использоваться в функции колонн, декорировать кронштейны или вообще не иметь конструктивной функции. В рус. архитектуре К … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Изображение людей (собств. женских фигур), поставленных для украшения и поддержки балконов, выступов и т. п. вместо колонн (мужские фигуры назывались теламонами) Ср. ...Солнце золотит Равно своим лучом красу их карьятид И твой фасад с его… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Кариатиды - 1. Жрицы храма Артемиды в Карии (область Лаконика). 2. Колонны в виде женских задрапированных фигур, поддерживающие крышу или поперечные балки. Были распространены в античной архитектуре и европейском зодчестве 17 19 вв. Наиболее известные… … Античный мир. Словарь-справочник.

    КАРИАТИДЫ Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

    КАРИАТИДЫ - 1. Жрицы храма Артемиды в Карий (область Лаконика). 2. Колонны в виде женских задрапированных фигур, поддерживающие крышу или поперечные балки. Были распространены в античной архитектуре и европейском зодчестве 17 19 вв. Наиболее известные… … Список древнегреческих имен

    Каріатиды изображеніе людей (собств. женскихъ фигуръ), поставленныхъ для украшенія и поддержки балконовъ, выступовъ и т. п. вмѣсто колоннъ (мужскія фигуры назывались теламонами). Ср. ...Солнце золотитъ Равно своимъ лучемъ красу ихъ карьятидъ И… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Кариатиды - колонны в виде женских фигур, поддерживающие выступающую часть здания (балкон, галерею и подобное): ஐ ...с довольно интересными ножками они напоминали кариатид... Высокий замок … Мир Лема - словарь и путеводитель

    Атланты и кариатиды Жанр … Википедия

Книги

  • Кариатиды. Роман , Александр Романовский. Персонажи романа Кариатиды живут и действуют в период кризиса бывшего СССР, результатом которого явился его полный развал. В борьбе за собственное благополучие ивыживание эти люди используют…