Автоматизация звука в прямых слогах. Автоматизация звука. Артикуляционные упражнения Домашние задания на звук з для дошкольников

Тема: Автоматизация звука [ з ] в слогах, словах, предложениях.

Цель: закрепление правильной артикуляции звука [ з ] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Задача:

    образовательная - закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедом, самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях.

    развивающая - развивать фонематический слуха, развивать тонкую и общую моторику, развивать зрительное внимание, память, восприятие, речевого дыхания.

    воспитывающая - формировать аккуратность к работе, самостоятельности, ответственности, усидчивости, умение помогать друг другу.

Оборудование: индивидуальное зеркало, предметные картинки на заданный звук, слоговые таблицы, листья (из бумаги), карандаш.

Ход занятия

I . Организационный момент:

Приветствие (здравствуй!), сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости

Поздоровайся с ними

Чтобы начать наше занятие, мы с тобой должны разбудить наш язычок. Давайте, сделаем гимнастику для язычка

Для этого нам нужно зеркальце

1) Артикуляционные упражнения (выполнять перед зеркалом)

- Лягушка - хоботок - зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка,

А теперь слоненок я,

оботок есть у меня.

- Качели - улыбнуться, открыть рот, на счет «раз» – опустить кончик языка вниз, на счет «два» - поднять язычок вверх.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели

Даже солнышка коснулись

А потом назад вернулись.

- Часики улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому.

Влево - вправо кончик ходит,

Будто место не находит.

- Лошадка – улыбнуться, широко открыть рот, щелкнуть языком громко и энергично.

Рот широко открываю

К небу язык прижимаю

Прыгает вниз язычок

И раздается щелчок.

Молодец, а теперь немного мы подышим

II . Основная часть

1)Характеристика звука [з] по акустическим и артикуляционным признакам

- посмотри, кто к нам прилетел? (комарик)

Сегодня он будет помогать нам правильно говорить его любимый звук

Споем песенку комарика, какой это звук? (з-з-з)

- давай охарактеризуем звук [ з ]

согласный

бывает твердым и мягким

Молодец! А теперь немного мы подышим

2) Дыхательные упражнения

- надуть щеки и удержать набранный воздух (5 сек.)

На выдохе поем гласные звуки [а], [у], [о], [и]

Легко дуть на листок, лежащий на ладони

А сейчас мы посмотрим, что принес комарик?

Что это?

Какие то таблицы

А здесь еще что-то написано "слоговая таблица"- прочитай

ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ

УЗ-ЫЗ-АЗ-ОЗ

Комарику понравилось как ты читал. Он предлагает поиграть в игру "Поймай звук"

3) Развитие слухового внимания

Я буду произносить слоги, а ты должен хлопнуть, услышав звук [з]

Слушай очень внимательно

ЗУ, АШ, СА, ЗО, МА, ЗА, ЖУ, УЗ, КО, ЫЗ, АС.

4) Физкультурная минутка

А теперь не большая разминка (встанем)

- Ушки : дотянутся ухом до плеча (плечи не поднимать);

-Карандаш : представьте у тебя на макушке карандаш, а над головой лист бумаги, необходимо нарисовать (круг, квадрат, треугольник);

Комарик принес еще один конверт

Так посмотрим

Конверт, как конверт

Давай заглянем внутрь?

Смотри, а здесь какие – то картинки?

Это еще одно задание для тебя

Назови что изображено?

КОЗА, ЗАМОК, АРБУЗ, ЗОНТ, ВАЗА, ИЗБА

Определи место звука в слове (в начале, середине, конце)

Молодец!

Комарик очень любит чистоговорки

Повторяй

За-за-за - вот идет коза.

За-за-за - вот летает стрекоза.

За-за-за - у куклы синие глаза.

Зу-зу-зу - накормлю козу.

Зу-зу-зу - не боюсь козу.

Зы-зы-зы - нет козы.

Зы-зы-зы - у меня две козы.

III . Итог

    Релаксация (волшебный сон - мелодия)

С кем играли на занятии? (комарик)

Какой звук он нам помогал произносить? (з)

Татьяна Быкова
Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука з в словах и предложениях»

Тема : Автоматизация .

Цели : Закреплять правильное произношение звука З в словах и предложениях .

Задачи : 1. Коррекционно-обучающие :

Закрепление навыка произношения звука З в словах и предложениях ;

Дифференциация единственного и множественного числа существительных.

2. Коррекционно-развивающие :

Развитие фонематического слуха и восприятия;

Развитие слухового внимания и памяти;

Развитие фонематического представления звукобуквенного анализа и синтеза .

3. Коррекционно-воспитательные :

Вызвать интерес к занятиям ;

Воспитывать усидчивость.

Оборудование : игрушка Заяц, предметные картинки на прямоугольниках-кирпичиках и на треугольниках, мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сегодня на занятия к нам придёт гость , угадай, кто это будет.

Длинноухий трусишка Залез в огород, Увидел морковку, Хвать быстро – и в рот. (Заяц)

Правильно, это Зайчик, он хочет посмотреть, что интересного будет сегодня на занятии и ещё ему потребуется твоя помощь.

2. Артикуляционная гимнастика.

Давай покажем Зайчику, что умеет делать наш язычок :

1.«Улыбочка» 2.«Лягушка» 3. «Прятки» 4. «Почистим зубки» 5. Кошка сердится» 6. «Загоним мяч в ворота»

3. Произношение звука З . Характеристика звука .

Зайчик жалуется, что у него кто-то над ухом летает и поёт. Да это же просто комарик мимо пролетал, давай споём его песенку вместе :

З-З-З-З-З….

В каком положении находятся губки, когда мы произносим звук З ? – А где у нас язычок? Зубки? – Что с горлышком? -- Значит какой звук З ?

4. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза .

Вот и Зайчику звук З нравится , потому что с этого звука начинается его имя . А теперь давай определим место звука в других словах :

Зоя, звук , базар, запах, узор, воздух, закат, гнездо, газон, золушка.

5. Автоматизация в словах .

Давай покажем Зайчику, сколько слов мы знаем со звуком З . Повторяй за мной :

Зал – замок - завод

Ваза – база – фаза

Коза – лоза – пауза

Глаза – гроза – егоза

Заноза – мимоза – берёза.

6. Различение единственного и множественного числа существительных. Игра «Скажи наоборот» (с мячом) .

-А сейчас немного поиграем : я буду называть один предмет , а ты отвечаешь как будет много предметов :

Ваза-- вазы

Замок-- …

Загадка-- …

-И наоборот : Зубы-зуб

Гнезда-- …

Заколки-- …

7. Развитие слухового внимания. Игра «Построй дом» .

Оказывается, Зайчик к нам пришел не просто так, он просит помочь построить для него дом, потому что наступают холода. Но для дома надо выбрать только те кирпичики, в названии картинок которых слышится звук З . (ведро, жираф, изба, кукуруза, стул, коза, зонт, кубик, шапка, забор.)

8. Произношение звука З в предложениях .

Наш Зайчик очень любит чистоговорки и скороговорки :

Зу-зу-зу, Зайку моем мы в тазу.

За-за-за, закрывай скорей глаза.

Зэ-зэ-зэ, Зайка нам испек безе.

Заяц в поле зерна ел,

Зуб у зайца заболел.

Зайчику пора домой, он благодарит тебя за помощь и за интересное занятие .

Какой звук он помогал произносить?

Какой это звук ?

Ты сегодня была молодец!

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах. Наш гость - Лунтик» Цель: правильно и четко произносить звук [Л] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ Л] в слогах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Тема: Автоматизация звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ж] в предложениях и связном тексте» Тема: Автоматизация звука [Ж] в предложениях и связном тексте. Цели: Коррекционно – образовательные: отработка артикуляционных упражнений.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах. («В гостях у жука Жана») Цель: автоматизация звука [Ж] в cлогах, словах. Задачи: коррекционно – образовательные: уточнить артикуляцию и изолированное произношение.

Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе «Автоматизация звука [р] в слогах и словах» Цель: Коррекция произношения звука [р] Коррекционно-образовательные задачи: - закреплять умение произносить звук [р] изолированно, в слогах,.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ц] в словах, во фразах и предложениях» ЗАДАЧИ ПРИОРИТЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ: «Речевое развитие» Создавать условия для закрепления правильного произношения звука «ц» прямых.

Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях Цели: - закрепить артикуляционный уклад и изолированное произнесение звука «Ш»; - автоматизировать звук «Ш» в слогах, словах, предложениях;.

Конспект логопедического индивидуального занятия для детей 5–6 лет «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах» Тема: «Космос» Цель: Формирование правильного произношения звука [ш] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: формировать представления.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия

Слова со звуком З.

Звук З в начале слова.

За

Закон, забава, забавный, заболят, забарахлил, забастовка, забота, забежать, забелеть, заблеять, забег, забирать, забитый, забить, забияка, заблестеть, заблудиться, забодать, забой, забор, завод, замок, заяц, замуж, забой, заболеть, забор, забота, забрать, забыть, завал, завалинка, заварка, заварной, заваруха, завести, завернуть, завертеть, завершить, завеса, завести, завешать, завещать, завертывать, завивка, зависеть, зависнуть, зависть, завитой, завмаг, завод, заводчик, заводь, завтра, завтрак, завтракать, завуч, завхоз, завесить, завязать, завязка, завязнуть, завязь, загадка, загар, загасить, загвоздка, загиб, загибать, заглотить, заглохнуть, заглушать, загляденье, заглянуть, загноить, загнить, загнать, загнуть, заговор, загодя, заголовок, загонять, загородка, загореть, загородка, заготовка, заготовщик, заградить, загребать, загреметь, загрести, загривок, загрубеть, загрузить, загрузка, загрызть, загс, загубить, загулять, загустеть, зад, задавака, задавать, задание, задарить, задаром, задатки, задатки, задать, задачник, задвижка, задвинуть, задворки, задевать, задеть, задира, задёргать, задний, задолго, задолжать, задом, задор, задорный, задохнуться, задирать, задремать, задрожать, задубеть, задувать, задуматься, задурить, задуть, задушить, задымить, задышать, заезд, заезжий, заесть, заехать, заём, заёмный, заёмщик, зажарить, зажать, зажечь, зажигалка, зажим, зажить, зажмурить, завязать, зазвенеть, зазвонить, зазнайка, зазноба, зазор, заразить, заика, зайка, заикание, заинька, зайчик, заказ, заказчик, закат, закачать, закапать, закваска, закипеть, заклевать, заклеить, заклятие, заколка, закон, закончить, закрасить, закруглить, закончить, закормить, закурить, закрома, закоулок, закройщик, закуска, закрутка, закуток, зал, залежь, зачин, залог, залить, зачитать, зашагать, зашнуровать, заштопать, зашторить, зашеек, защемить, защёлка, защита, защитник, заявить, заядлый, заяц, зола, зодиак, золовка, золотить, зоология, зоопарк, зоосад.

Зо

Зоя, зонтик, зодчий, золотко, золушка, золотце, зонт, зонды, зоренька, зоркий, зольный.

Зу

Зуб, зубастый, зубец, зубило, зубр, зуд, зубочистка, зубр, зубило, зубрить, зубчатый, зубчик, зуд, зудеть, зурна.

Зы

Зыбь, зыбко, зык, зыбкий, зычный.

Звук З в середине слова.

За

Лазарь, лоза, лобзать, лазарет, назавтра, назад, намазать, проказа, проза, прозаик, пузо, пузатый, пейзаж, перевязать, коза, ваза, база, блуза, коза, роза, берёза, гроза, назад, мозаика, фраза, фруктоза, роза, Лиза, глаза, слеза, виза, луза, поза.

Зо

Позор, дозор, ревизор, газон, дозор, камзол, бизон, вазон, блузон, узор, горизонт, комбинезон, мозоль, возок.

Зу

Внизу, козу, вазу, лазутчик, лазурит, лазурь, назубок, грызун, Лизу, розу, книзу, разум, берёзу, лозунг, беззубый, разумный, разутый, мазут, изумруд.

Зы

Арбузы, тазы, козы, вазы, музыка, возы, называть, козырёк, козырять, газы, козы, грозы, берёзы, арбузы, морозы, пузырёк, показывать, приказывать, алмазы, мимозы, сервизы, карнизы, медузы, карапузы, паровозы, колхозы.

Звук З в стечении согласных.

Зразы, зрачок, зрелище, зрелость, зрелый, звукозапись, звукоряд, звучание, звучать, звук, звучный, звякнуть, здание, здесь, здоровый, здоровье, здравствуй, злак, злато, злейший, злить, зло, злоба, злодей, злыдень, злюка, змей, змеелов, змеёныш, знать, знания, знак, знакомый, знай, знамение, знакомить, знаток, знамя, значение, значок, зной, звон, звонкий, знобит, знойный, зрение, зреть, зритель, зря, зрячий, звание, звать, звезда, звездопад, звездочёт, звенеть, звено, звереть, зверинец, зверобой, зверолов, звёрёныш, зверский, зверюга, звонок, звук, звонить, зверь, звон, звонарь, звонкий.

Азбука, воздух, гнездо, гвозди, изба, езда, поезда, физрук, козни, кузнечик, кузница, лобзик, лезвие, лицезреть, название, назвать, назваться, назло, назреть, брызги, коммунизм, козлёнок, возня, кузнец, польза, проказник, болезни, праздник, гораздо, разве, разный, разница, поздно, ноздри, возраст, возле, морозный, грозный, бронза, грузди, брызги, язва, грязный, боязнь, гнёзда, слёзный, серьёзный, бездна, наездник, лезвие, полезный, отчизна, изредка, изгородь, издали, героизм, организм, казна, глазной, безрогий, разбойник, разбить, размах, мозги, опоздать, гвоздика, узлы, белизна, крутизна, изгиб, извините, безлюдный, излишки.

Словосочетания и фразы со звуком З.

Зоя забияка, запретная зона, на заводе забастовка, знание языка, забота о здоровье, зоркие глаза, заболят зубы, избыток азота, завести зайца, признак грозы, замок на заборе, знакомая музыка, поздний звонок, загрузить грузы, золотая казна, заголовок в газете, звуки мазурки, задолго до звездопада, безумная затея, коза заблеяла, забавный зайка, заводчик зверей, знакомый музыкант, закрыть глаза, заводная коза, завязать узлом, Зоина затея, заповедник зубров, загадать загадку, забота о заболевшем, розовая роза, забавная загадка, заботливая золовка, забить гвозди, зоркие глаза, заглушить звон, загон для бизонов, здание загорелось, забор из берёзы, задавать задание, раздался звон, завитки да завитушки, звонить на звоннице, звонкий звон, зовёт на заутреню, золотой закат, перезвонить Захару, закваска закончилась, роза завяла, загадай загадку, знает музыку, задвинул назад, знамя на здании, задавака зазнался, полезно для здоровья, загрузить в грузовик, коза привязана, загрузить в газель, Захар заснул, коза залезла, зажигалка зажглась, загрязнённый воздух, Зойкин зонтик, вызывает зуд, пузатый зубр, загар на загляденье, вазу разбили, завещать золото, зависть заела, завезли арбузы, азбука знаков, музыкальный зал, звучит музыка, знать назубок, заколола заколкой, заразное заболевание, знание законов, задорный козлик, незабудка завяла, фазан в гнезде, загс закрыт, магазин закрыт, заголовок газеты, брызги грязи, закон физики, забери назад, заглянуть на задворки, арбузы в тазах, в вазе гвоздики, на газоне розы, золовка замолчала, звёзды заблестели.

Я позвонил Зое.

Я забыл зонт.

Коза заблеяла: « Меня забыли!».

Я заехал на завод.

Я завязывал узлы.

На газели завезли в магазин заварку.

Я закрыл глаза.

Пузатый Мурзик грызет задачник.

Дед Захар рассказывал сказочки.

В музыкальном зале звучит звонкая музыка.

В зале затихла музыка.

Грузовик с арбузами завелся и загудел.

У Зои коза.

Закройщик заштопал зонт.

Возьми, Зоя, зонт.

Зверолов загнал зверёныша за забор.

Зоя зубрит азбуку.

Завхоз позвонил в магазин.

Зоя загадывает загадки.

Козы затоптали розы.

Зоина золовка музыкант.

Поезда везут грузы.

Звенит звонкий звонок.

Здоров как зубр.

Вокзал закрыт на замок.

Захар замерз на морозе.

Заплати за зайку и мозаику.

Зоя взяла зонт.

Зою зовут в зоопарк.

У Зои корзина с розами.

Из-за забора раздался звон.

Лиза задумалась и загрустила.

Захар забыл зонт у Лизы.

Занятия на воздухе полезны для здоровья.

Захар залез на забор.

Мы не знали названия груза.

Как зовут? - Зовут Зовуткой.

Захар забежал в закуток.

У меня зрелые арбузы.

Дед Мороз загадал загадку.

У меня заболели зубы.

Зима не без морозов.

В зоопарк привезли зубра.

Мне захотелось зайти в здание.

Коза привязана к забору.

От мороза на заре звенят берёзы.

Я опоздала на занятия.

В грозу в грязи от груза развалился кузов.

К завтраку были зразы.

Поезда идут без опоздания.

Глаза разбегаются от разнообразных изделий.

На переезде мы заметили знакомый знак.

Из кузова в кузов бросают арбузы.

Все с базара, а Назар на базар. Все на базар, а Назар с базара.

Стихи со звуком З.

за-за-за, за-за-за

Здесь привязана коза,

зы-зы-зы, зы-зы-зы

Мало травки у козы,

зу-зу-зу, зу-зу-зу

Отвязали мы козу.

за-за-за, за-за-за

Залезает в сад коза,

зу-зу-зу, зу-зу-зу

Привязали мы козу,

за-за-за, за-за-за

Здесь привязана коза...

(Начинай сначала!)

Загляните на минутку-

Не забудьте незабудки.

Незабудки, незабудки,

Не забудьте незабудки!

Лезут козы в грозу в лозу-

Лозу козы в грозу грызут.

И.Демьянов.

Из кузова в кузов

бросают арбузы.

В грозу, в грязи от груза

развалился кузов.

Два дрозда

Видишь, смотрят из гнезда

два молоденьких дрозда.

Клюв покажет первый дрозд,

а второй покажет хвост.

С. Маршак.

Не будь козой

Идёт коза... Растёт лоза,

густой листвой одета.

Глядит коза во все глаза:

Не для меня ли это?

Спешит коза - трещит лоза.

Козе и горя мало.

Закрыв глаза, грызёт коза -

всю красоту сжевала.

Когда, малыш, ты в сад бежишь,

обрызганный росою,

не рви цветов, не гни кустов!

Не надо быть козою!

П. Воронъко.

Поединок с ботинком

Ко мне братишка привязывается.

Шнурок у него не завязывается.

Шнурок на ботинке завязываю,

Завязываю и показываю,

Показываю и рассказываю.

Рассказываю, как завязываю.

Завязываю и развязываю,

Развязываю и завязываю...

И я научился не сразу ведь

Завязывать и развязывать...

Ш. Галиев.

***

Занят заклинатель змей

Звонкой музыкой своей.

А под музыку, друзья,

Затанцует и змея.

В. Берестов.

Хозяйка

Не привык трудиться зайка,

барсуку работать лень.

Только белочка-хозяйка

за работой целый день.

Где же зайка? Где же зайка?

Ты поди-ка разузнай-ка.

Видно, зайка стал зазнайка,

раз забыл тебя, хозяйка.

А. Стародубова.

Девчонка везла на возу

Козленка, козла и козу.

Лесок проезжала –

Часок подремала.

Девчонка в лесу проспала

Козленка, козу и козла.

«Завтра, – думал я вчера, –

Сяду завтракать с утра».

Завтрак тут, а где же завтра?

Я сегодня сел за завтрак.

В. Берестов.

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждает:

«Если я купил билет,

Кто я – заяц или нет?»

А. Шибаев.

Надвигается гроза,

Гром гремит над головой.

Надрывается коза,

Тащит козлика домой.

Г. Ладонщиков.

Зайчушка

Свинья и заяц подружились.

Под солнцем в луже развалились.

От грязи заяц стал черней

Чумазой спутницы своей.

И шепчет Хрюшка зайке в ушко:

«Ты не зайчишка, а Зай…чушка!»

С. Пронин.

Зябнут птицы, зябнут звери,

Закрывают в норах двери.

Залезают в дупла, гнёзда…

В синем небе звезды мерзнут,

Затухая на заре.

Ох, морозно в январе!

В. Суслов.

Черемуха

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

С.Есенин.

Звук [З].

В звезде найдешь ты букву З,

И в золоте, и в розе,

В земле, алмазе, бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

С.Маршак.

Знакомы вам её угрозы.

Она всем нам грозит морозом,

хоть в снег закуталась сама.

Кто гостья грозная? - Зима.

Мы заходим на вокзал,

и входим мы в огромный зал.

Быть в таком огромном зале

Можно только на вокзале.

Летит оса! Гудит оса!

Оса-гроза! Оса-слеза!

А чья слеза? Моя слеза.

А. Кондратьев.

Встретиться Змей и Змея захотели.

Встретиться Змей и Змея не сумели.

Змей в облаках, а Змея на земле.

Надо бы Змею спуститься к Змее.

Заяц, заяц, чем ты занят?

Кочерыжку разгрызаю.

А чему ты, заяц, рад?

Рад, что зубы не болят.

Г. Сапгир.

Считалка

Раз, два, три, четыре, пять.

Зайка, зонтик, змей, корзина,

ваза, воздух и резина,

зубы, козлик и тазы,

зоопарк, завод, возы.

Посчитай-ка не ленись,

да смотри не ошибись.

***

Зайка, заинька косой,

что ж ты бегаешь босой?

Подожди меня в лесу -

я ботинки принесу.

И. Кузьмин.

Знать бы, зачем залилась спозаранку

в зарослях в зелени крошка - зарянка?

Знать бы, зачем, заглядевшись в зенит,

звонко и весело зяблик звенит?

Знать бы, зачем зашуршала змея?

Знать бы, зачем зеленеет земля?

Знать бы...

В. Лунин.

Звездолёт

Зажглась зелёная звезда...

Запустят звездолёт туда.

Е. Благинина.

Зайка не спит, Зою зовёт.

Зайке коза спать не даёт.

Возьмите козу, козу-егозу,-

И зайка мой заснёт в тазу.

Зайка зевнёт и Зоя зевнёт.

Зайка заснёт и Зоя заснёт.

***

Пасутся весь день на лужайках зеленых

Коза-егоза и веселый козленок.

Коза-егоза и козленок-проказник

Бегут от меня и как будто бы дразнят.

В. Горяйнов.

Рассказы, тексты со звуком З.

Рассказы с картинками.

(Взрослый читает предложение, показывая картинку, чтобы ребенок мог добавить слово там, где оно требуется. Второй раз взрослый целиком читает предложения, выделяя голосом отрабатываемый звук, ребенок повторяет за ним. первом случае ребенок отрабатывает звук в слове, во втором – в предложениях. Затем ребенок сам составляет рассказ.)

Зонтик.

У Лизы есть розовый (зонтик).

Как-то ей захотелось показать свой (зонтик) Зое.

Засиделась Лиза у Зои и забыла у неё свой (зонтик).

И Зоя сама принесла этот (зонт) подруге.

Вот так гнездо.

У маленькой Зои есть красивый (зонт).

Один раз Зоя шла под (зонтиком) вдоль забора.

Вдруг подул ветер и унёс (зонт) за забор.

Перелезла Зоя через забор и видит свой (зонтик) на берёзе.

Какие – то птицы унесли его и сделали из него гнездо.

Рассказы с вопросами.

задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.)

1. Зоя и Зося знают много загадок.

Кто...? Что...?

Зоя их загадывает Зосе, а Зося - Зое.

Что делают...? Кто кому...?

Зося отгадывает все Зоины загадки, а Зоя Зосины - не все.

Что... Зося? Что... Зоя?

2. Зоя назвала свою куклу Зиной.

Кто...? Что сделала...? Как...?

А Зина на неё обиделась.

Кто...?

«Не называй куклу так, как меня зовут!» - попросила она.

О чём попросила...? Кто...?

Зоя согласилась и назвала куклу Лизой.

Что сделала...? Как...?

Тогда обиделась Лиза.

Кто...тогда? Почему...?

3. Зоя заботится о своей кукле Лизе.

Кто...? Что делает...? О ком...?

Как-то у куклы Лизы заболели зубы.

У кого...? Что случилось...?

Зоя завязала Лизе зубы.

Кто...? Что сделала...? Что...? Кому...?

А потом сказала: «Нельзя, Лиза, есть много конфет».

Что сказала...?

4. Папа с Лизой сделали змея.

Кто...? Что...?

Лиза позвала знакомых детей.

Кто...? Что сделала...? Кого...?

Все вместе стали запускать змея.

Что сделали...?

Золотистый змей взвился ввысь.

Что...? Какой...? Кто...?

«Этот змей полетит к звёздам»,- сказала Лиза.

Что сказала...?

5. Завтра в школе будет день здоровья.

Что...? Когда...? Что...? Где...?

В этот день в спортивном зале будут различные соревнования.

Кто...? Что...?

В школьном дворе будет забег младших ребят.

Кого...? Кто...?

Зоя и Лиза будут завтра участвовать в этом забеге.

Когда...? Что будут делать...?

6. Зоин папа - музыкант.

Кто...? Чей папа...?

Зоя тоже любит музыку.

Кто...? Что...?

Она хочет стать музыкантом.

Кем...?

7. Слово «язык» имеет разные значения.

Что...?

Объясните, какие значения имеет слово «язык».

Какие...? Что надо...?

Проказы старухи зимы.

Разозлилась зима. Задумала всех заморозить. Задула зима холодом, размела листья. Птицам некуда деваться, и полетели они за горы, за моря, где не злой зимы. Другие забились в щели. Не заморозила их зима. Злобно пошла на зверей. Запорошила землю. Приказывает морозам заморозить зверей. Идут морозы за морозами, один другого злее, пугают зверей. Забились звери на зимовье. Злая зима не забыла и рыб. Заморозила реки и озёра. А рыб не заморозила, им подо льдом не холодно. Накинулась зима на людей. Морозы заволокли узорами окна. А люди затопил печки. Заготавливают дрова, везут их на возах и похваливают морозы. Дети и те не боятся зимы. Бегают во дворе. Хватит зима злобно за ухо или за нос кого-нибудь. А тот потрёт – и разгорится лицо. Заплакала зима. Закапали зимние слёзы. Значит, близок конец зимы.

Зайка и коза.

У Лизы заводная коза. Заведут её - она забегает по доске. Забавная такая! Лиза сама заводит козу. А о своём зайке совсем забыла. Одна Зоя не забывает зайку. Баюкает его и песенку поёт:

Скоро мой зайка заснёт,

зайку никто не возьмёт!

Но зайка не спит. Он козы боится. Вот-вот забодает коза.

Я не заноза.

Зина очень любит всех дразнить. Васю она называет Зудилой, Настю - Злюкой, Лизу - Задирой.

Знаешь, как зовут того, кто всех дразнит и задевает? - спросила мама.

Как?

Занозой.

Зина насупилась, задумалась, а потом сказала:

Никогда никого не буду дразнить. Я не заноза.

Слова на З.

Лиза и Зоя играют в слова. Им надо называть по три слова на З. Кто последний назовёт, тот и победит.

Зайка, зонтик, ваза, - называет Зоя.

Козёл, козлёнок, коза, - не сдаётся Лиза.

Так нельзя! - заспорила Зоя. - Козёл, козленок, коза - это одно слово.

Нет, это три слова! - сказала Лиза.

А вы с кем согласны, с Зоей или с Лизой?

Что такое звёзды?

А что такое звёзды? - спросил однажды кузнечик.

Лягушонок задумался и сказал:

Большие слоны говорят: «Звёзды - это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь. Большие медведи думают: «Звёзды - это снежинки, что забыли упасть». Но ты тоже не верь, послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там, поджав длинные ножки.

Да, - сказал кузнечик.- Это больше похоже на правду. Звёзды - это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.

(Г. Цыферов)

Как назвать зайца?

Родился зайчонок. Задумалась мать: как его назвать? Захотелось назвать тигром. Узнали козлята, как зовут зайку, и не захотели играть. Заплакал заинька. Сказал матери, что козлята сразу разбегаются от него. Тогда мать назвала его волком.

Пошёл заинька гулять, увидел телят. Захотел с ними играть.

А как тебя зовут? - задают ему вопрос.

Меня зовут Волком, - говорит заинька. Телята стали бодать заиньку.

Попался злой Волк! - закричали телята.

Пришёл заинька домой, побитые бока облизывает. Избили его телята. Задумалась мать и назвала заиньку Зайкой. Пошёл заинька играть. Звери узнали, что его зовут Зайкой, и приняли в игру. И заиньке и зверям это имя понравилось. Так его за ним и закрепили.

Составление рассказа по теме.

1. Представь себе, что ты доктор Айболит и работаешь в зоопарке.

Расскажи, как ты лечил(-а) зверей: зубра, обезьяну, зайца, зебру, змею, слона. Рассказать тебе это помогут слова: заболеть, градусник, забинтовать, смазать йодом, зубы, глаза, компресс.

2. Вы с мамой играли в слова. Мама дала тебе задание найти цветы, в названиях которых есть звук З. Расскажи о том, какие это цветы, а потом - где и как ты их будешь искать.

3. У тебя случилась беда - заболел зуб. Расскажи о том, как его тебе лечили - сначала мама, потом зубной врач. Что тебе посоветовал врач после лечения? В своём рассказе используй слова: зуб, заболеть, завязать, зубная паста, обязательно, здоровые зубы.

Подготовила учитель - логопед Мартюшева Светлана Владимировна

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 96» город Пермь

Автоматизация звука [З] в изолированном виде

Упражнение «ЗНАКОМСТВО СО ЗВУКОМ» [З]

Губки улыбаются,

Зубки появляются.

Воздух носиком вдыхаем,

Задание: 1. Произносить текст, далее плавно и протяжно потянуть звук [З].

2. Подставить ладонь к губам, почувствовать воздушную струю.

Упражнение «КОМАР - ЗВЕНЕЛКА» [З]

Комар летит, его песенка звенит.

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З

Задание: 1. Произнести звук длительно, непрерывно.

2. Имитировать движение: «комар звенит»

Упражнение «КОМАР КУСАЕТ»

Комар не зевает, кого-то кусает.

З. З. З. З. З. З. З. З. З.

Задание: 1. Произнести звук коротко, отрывисто.

2. Указательным пальцем одной руки прикасаться к центру

ладони другой руки, имитировать движение: «комар кусает»

Упражнение «ХАРАКТЕР ЗВУКА» [З]

Внимательно читай, характер звука узнавай.

Задание: 1. Запомнить характерные признаки звука

2. Закрасить второе окошко синим карандашом.

Упражнение «КАКОЙ У ЗВУКА ХАРАКТЕР?» [З]

Внимательно читай, признак звука выбирай.

Задание: 1. Выбрать характерные признаки звука.

2. Зачеркнуть ненужные признаки.

Упражнение «ЦВЕТ И СИМВОЛ» [З]

Символ вспоминай, цвет подбирай

Задание: 1. Закрасить второе окошко в подходящий цвет.

2. Зачеркнуть ненужные символы.

Автоматизация звука [З] в прямых слогах

Упражнение «ДОРОЖКИ» [З]

По дорожке пробежали, звуки правильно назвали.

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-А-А-А-А-А-А-А-А

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-О-О-О-О-О-О-О-О

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-У-У-У-У-У-У-У-У

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-Э-Э-Э-Э-Э-Э-Э-Э-Э

Задание: 1. Произнести звуки длительно, непрерывно.

2. Произносить звуки и одновременно проводить указательным

пальцем по «дорожкам».

Упражнение «КОМАР И ПАЛЬЧИКИ 1» [З]

К кончику указательного пальца: ЗА — ЗА — ЗА.

К кончику среднего пальца: ЗА — ЗА — ЗА.

К кончику безымянного пальца: ЗА — ЗА — ЗА.

К кончику мизинца: ЗА — ЗА — ЗА.

Задание:

Упражнение «КОМАР И ПАЛЬЧИКИ 2 » [З]

Имитировать движение: «комар летает», далее указательным пальцем одной руки прикасаться к кончикам пальцев другой руки,

К кончику большого пальца: ЗА — ЗА — ЗА.

К кончику указательного пальца: ЗО — ЗО — ЗО.

К кончику среднего пальца: ЗУ — ЗУ — ЗУ.

К кончику безымянного пальца: ЗЫ — ЗЫ — ЗЫ.

К кончику мизинца: ЗЭ — ЗЭ — ЗЭ.

Задание: 1. Произнести слоги четко, правильно.

2. Найти картинку комара, наклеить в тетрадь.

Упражнение «ЗНАКОМСТВО » [З]

Соединить ладони и пальцы обеих рук. Постучать пальцами друг о друга .

Познакомились зайцы (большие пальцы): ЗА — ЗА — ЗА

Познакомились дрозды (указательные пальцы): ЗО — ЗО — ЗО.

Познакомились зубры (средние пальцы): ЗУ — ЗУ — ЗУ.

Познакомились козы (безымянные пальцы): ЗЫ — ЗЫ — ЗЫ.

Познакомились стрекозы (мизинцы): ЗЭ — ЗЭ — ЗЭ.

Задание: 1. Произнести слоги четко, правильно.

2. Найти подходящие картинки, наклеить в тетрадь.

Упражнение «ДОРОЖКИ НА ЛАДОШКЕ » [З]

Указательным пальцем (или концом карандаша) вести «дорожку» от кончика пальца в центр ладони.

1. Большой палец: А-А-А-А-АЗ-З-З-З-ЗА

2. Указательный палец: О-О-О-О-ОЗ-З-З-З-ЗО

3. Средний палец: У-У-У-У-УЗ-З-З-З-ЗУ

4. Безымянный палец: Ы-Ы-Ы-Ы-ЫЗ-З-З-З-ЗЫ

5. Мизинец: Э-Э-Э-Э-Э-ЭЗ-З-З-З-ЗЭ

Задание: 1. Произнести слоги плавно, непрерывно.

2. Обвести ладонь ребенка в тетради, раскрасить.

Упражнение «СЛОГОВЫЕ ЦЕПОЧКИ» [З]

Раз, два, три - слоги повтори. ЗА (точно так же в слогах ЗО, ЗУ, ЗЫ, ЗЭ ).

ЗА - ЗА - ЗЭ

ЗА - ЗА - ЗЫ

ЗА - ЗА - ЗУ

ЗА - ЗА - ЗО

ЗА - ЗЭ - ЗЭ

ЗА - ЗЫ - ЗЫ

ЗА - ЗУ - ЗУ

ЗА - ЗО - ЗО

ЗА - ЗЭ - ЗА

ЗА - ЗЫ - ЗА

ЗА - ЗУ - ЗА

ЗА - ЗО - ЗА

ЗА - ЗЭ - ЗЫ

ЗА - ЗЫ - ЗУ

ЗА - ЗУ - ЗО

ЗА - ЗО - ЗЭ

Задание: 1. Произнести слоги четко, правильно.

2. Найти и подчеркнуть слоги ______, ______ .

Упражнение «СЛОГИ В СТОЛБИКАХ» [З]

Столбик выбирай, слоги прочитай .

АЗА - ОЗО - УЗУ

ОЗУ - УЗА - АЗО

УЗЫ - ОЗЫ - АЗЫ

ОЗЭ - АЗЭ - УЗЭ

ЗДА - ЗДО - ЗДУ

ЗМО - ЗМУ - ЗМЫ

ЗЛУ - ЗЛЫ - ЗЛЭ

ЗВЫ - ЗВЭ - ЗВА

АЗА - ОЗО - УЗУ

ОЗО - УЗУ - АЗА

УЗУ - АЗА - ОЗО

АЗУ - ОЗУ - УЗУ

Задание: 1. Подчеркнуть букву «З» синим карандашом.

2. Найти в _____ столбике слоги «______», «______», обвести.

Автоматизация звука [З] в словах

Упражнение «ИМЕНА» [З]

Назови имена, узнай друзей или себя.

Зоя, Лиза, Наза, Эльза, Роза, Захар, Луиза, Зульфия, Назар, Елизар, Елизавета.

Задание: 1. Произнести слова четко, правильно.

2. Назвать только женские / мужские имена.

3. Подчеркнуть имена мальчиков синим карандашом, а имена девочек - красным.

Упражнение «ЗОВЕМ ДЕТЕЙ» [З]

Слоги покачали, имена назвали.

Зо - зо - Зо-я,

За - за - За-хар,

За - за - Ли-за,

За - за - Ро-за,

За - за - Эль-за,

За - за - На-зар

Задание:

2. Подчеркнуть имена мальчиков синим карандашом, а имена девочек - красным

Упражнение «КАЧЕЛИ» [З]

.

За - за - зал,

За - за - за-мок,

За - за - за-яц,

За - за - ко-за,

За - за - ло-за,

За - за - гла-за,

За - за - гро-за,

За - за - тор-мо-за,

За - за - би-рю-за,

За - за - стре-ко-за.,

Задание: 1. Произнести слоги и слова плавно, нараспев.

Упражнение «КАЧЕЛИ» [З]

Слоги покачали и слова назвали .

Зо - зо - зов,

Зо - зо - зонт,

Зо - зо - Зо-я,

Зо - зо - зон-тик,

Зо - зо - зорь-ка,

Зо - зо - би-зон,

Зо - зо - га-зон

Зо - зо - се-зон,

Зо - зо - зо-ло-то,

Зо - зо - зо-рень-ка.

Задание: 1. Произнести слоги и слова плавно, нараспев.

2. Найти в___ столбике слова: «________», «________», подчеркнуть.

Упражнение «КАЧЕЛИ» [З]

Слоги покачали и слова назвали .

Зу - зу - зуб,

Зу - зу - зубр,

Зу - зу - зу-бы,

Зу - зу - зуб-ры,

Зы - зы - зыбь,

Зы - зы - зыб-ка,

Зы - зы - та-зы,

Зы - зы - я-зык.

Задание: 1. Произнести слоги и слова плавно, нараспев.

2. Найти в___ столбике слова: «________», «________», подчеркнуть.

Упражнение «СТОЛБИКИ» [З]

ЗА- ЗО- ЗУ- ЗЫ-

зал, зов, зуб, зыбь,

заяц, зонт, зубр, зыбка,

замок, Зоя, зубы,

Задание:

Упражнение «СТОЛБИКИ» [З]

Столбики читай - слова запоминай

ЗА- ЗО- -ЗВ- -ЗН-

завод, зона, звук, зной,

забор, зорька, звон, знак,

закон, золото, звонок, знамя

Задание: 1. Произнести слова четко, правильно (в ___столбике).

2. Подчеркнуть букву «З» синим карандашом (в ___столбике).

3. Найти слова «__________», «__________», обвести.

Упражнение «СТОЛБИКИ» [З]

Столбики читай - слова запоминай

ЗА- -ЗА -ЗУ- -ЗЫ,

заноза, коза, азу, розы,

заколка, глаза, везут арбузы,

занавеска, гроза, мазут морозы

Задание: 1. Произнести слова четко, правильно (в ___столбике).

Речевой материал для автоматизации звука "З" у детей дошкольного возраста. Чистоговорки и стихи.

Цель: автоматизация звука "З" в речи ребенка.

Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука "З" в речи ребенка с помощью чистоговорок и стихотворений.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность ребенка.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Описание: Уважаемые коллеги, продолжаю публиковать копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков в речи ребенка, которые используются мною в логопедической работе с детьми. На этот раз позвольте представить вашему вниманию речевой материал, направленный на автоматизацию звука "З". Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.

Содержание
Чистоговорки на звук "З" я так же использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо").
Например: взрослый - "Упала ваза", ребенок - "За-за-за"
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки я использую, когда идет автоматизация данного звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорит ребенок. Второй вариант - это конкурс "Чтецов" - 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру "Кто быстрее?" - берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, "ЗУ", а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.

Вот некоторые из них.
За-за-за - уходи домой коза.
Зу-зу-зу - моем зайку мы в тазу.
Зы-зы-зы - дали в школе нам призы.
Зы-зы-зы - забыла зонт у Лизы.
Зу-зу-зу - возьми козу.
Зы-зы-зы - от мороза вянут розы.
За-за-за - закрывай скорей глаза.
Зы-зы-зы - мы уселись на возы.
За-за-за - звезду заметила коза.
За-за-за - загремела гроза.
Зу-зу-зу - вез я вазу на возу.
Ез-ез-ез - на забор фазан залез.
Озы-озы-озы - у роз острые занозы.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений

КОЗА-ЕГОЗА
За-за-за - коза-егоза.
Зу-зу-зу - ведут козу-егозу.
Зы-зы-зы - нет козы-егозы.

КОЗА
За-за-за - забрела в наш лес коза.
Зу-зу-зу - волк увидел ту козу.
Зы-зы-зы - испугался волк козы.

ВЕСНА
Зы-зы-зы - стояли зимою морозы.
Зы-зы-зы - сверкали снега как алмазы.
Зы-зы-зы - гремят снова майские розы.
Зы-зы-зы - зелеными стали березы.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
За-за-за - принесла шары коза.
Зы-зы-зы - день рожденья у козы.
Зэ-зэ-зэ - испекла коза безе.
Зу-зу-зу - все поздравили козу.

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук "З". На данном материале потом проводится конкурс "Чтецов". Вот некоторые из них.

Подвязала Лиза розы,
Засадила две занозы.

Загрузили в кузов
Семь возов арбузов.

На базар брели козлы.
На рогах несли узлы.
Развязались все узлы.
И заблеяли козлы.

Я пасу в степи козленка.
У козленка голос звонкий.
"Ме!" - козленок мой сказал.
Он козу к себе позвал.

Позабыты все заботы.
Музыканты взяли ноты.
И на зорьке зазвенели
Звуки скрипки и свирели.

Зазвенел в лесу звонок,
Зайцы сели за урок.
Всё зубрят до темноты,
Как запутывать следы.

Ездил в праздник Захар
За арбузом на базар.
За арбузом на обед
Карапузу пяти лет.

Заболел у зубра зуб.
Отказался есть он суп.
Знахарь к зубру заходил,
Зубру зуб заговорил.

Рассказала Лиза сказку
Про принцессу Златовласку.
Золотые волосы
У нее до пояса.

На базар в базарный день
Завезли в тазу сирень.
И из таза доставали,
Всем задаром раздавали.