Религиозный ликбез: Святой праведный Максим Тотемский. Святой праведный максим, иерей тотемский, христа ради юродивый Полное житие праведного Максима Тотемского, Христа ради юродивого

Полное имя - Максим Макарьевич Попов.

В начале своей жизни был священником при Воскресенской церкви на Варницах близ города Тотьмы .

После совершал подвиг юродства Христа ради в течение 45 лет.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Судя по фамилии Попов он мог происходить из священнического рода. Его отца звали Макарием.

    Неизвестно, когда и где он принял священный сан . Также неизвестными остались и причины, побудившие его принять на себя подвиг юродства .

    Максим пребывал в непрестанной молитве, посте и наготе, совершенно пренебрегая заботами о своём теле.

    Праведный Максим уже при жизни своей был отмечен благодатными дарами от Бога.

    Почитание и канонизация

    Затем над мощами его построили деревянную церковь во имя великомученицы Параскевы Пятницы .

    Поскольку при гробе блаженного крестьяне стали получать по своим молитвам исцеления, то свидетелями чудес было составлено сказание о нем. Однако в 1676 году при пожаре новой Воскресенской церкви оно сгорело.

    В 1680 году вследствие новых чудес от гроба блаженного Максима была сделана новая о нем запись, которая также была утрачена.

    Между тем, чудеса у гроба праведника продолжались. Поэтому в 1715 году священник Воскресенской церкви Иоанн Рохлецов с приходскими людьми обратился к архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому Иосифу с просьбой разрешить им поставить гробницу над мощами святого Максима и положить на ней его образ .

    В то время еще не были забыты чудеса, совершавшиеся по молитвам к этому праведнику . Владыка дал своё разрешение и благословил служить молебны , как и прочим угодникам Божиим .

    После этого в Воскресенской Варницкой церкви над местом погребения была устроена рака , а наружная стена церкви украсилась живописной фреской , изображавшей праведного Максима. В клеймах на раке были изображены чудеса, происходившие у гроба.

    Чудеса

    Первое изображенное чудо - исцеление жителя Тотьмы Бориса Тимофеевича Тарунина от лихорадки и расслабления, произошедшее в 1680 году. Второе чудо совершилось в 1691 году с крестьянином Арефой Малевинским, который девять недель был нездоров и находился в расслаблении. Ночью он увидел во сне, будто старый человек в одной рубашке подошёл к его постели и велел идти в церковь приложиться к надгробью. Когда больной выполнил повеленное ему, то выздоровел. Третье событие произошло с Анной Яковлевной Татауровой, которая излечилась в 1705 году от помешательства. Четвертое чудо исцелило в 1703 году расслабленного крестьянина Федора Васильевича Мамошова из деревни Кокорьина Старототемской волости.

    Случайно получился день разбора календарей))) Этот календарь мне, пардон, просто всучили. Но он оказался довольно интересным, особенно учитывая мою религиозную необразованность:) Православный иллюстрированный календарь "От Пасхи до Пасхи".

    Святой праведный Максим Тотемский

    "Праведный Максим, Христа ради юродивый, жил в городе Тотьма в первой половине XVII века. В течение 45 лет он нес подвиг юродства, пребывая в неустанной молитве и пренебрегая заботами о своем теле. Известно, что юродивые, блаженные пытались побороть в себе корень всех грехов - гордость. Смиряя себя, они тем самым сильнее воздействовали на людей, поскольку к обычной проповеди человек может отнестись равнодушно. В иносказательной форме юродивые обличали зло мира. Праведный Максим уже при жизни был отмечен благодатными дарами исцеления и прозорливости. Он почил в глубокой старости и был погребён при Воскресенской Варницкой церкви города Тотьмы. У гроба праведника совершалось множество чудес и исцелений." (текст из календаря)

    Немного из биографии:

    полное имя Максим Макарьевич Попов. Первоначально был священником при Воскресенской церкви на Варницах близ города Тотьмы, однако, после принял на себя подвиг юродства и совершал его в течение 45 лет.

    Жизнеописание и описание чудес блаженного Максима было составлено в XVII веке, но сгорело при пожаре Воскресенской церкви в 1676 году. В XVIII веке были вновь записаны его исцеления:

    Первое изображенное чудо — исцеление жителя Тотьмы Бориса Тимофеевича Тарунина от лихорадки и расслабления, произошедшее в 1680 году. Второе чудо совершилось в 1691 году с крестьянином Арефой Малевинским, который девять недель был нездоров и находился в расслаблении. Ночью он увидел во сне, будто старый человек в одной рубашке подошёл к его постели и велел идти в церковь приложиться к надгробью. Когда больной выполнил повеленное ему, то выздоровел. Третье событие произошло с Анной Яковлевной Татауровой, которая излечилась в 1705 году от помешательства. Четвертое чудо исцелило в 1703 году расслабленного крестьянина Федора Васильевича Мамошова из деревни Кокорьина Старототемской волости. Над мощами Максима Тотемского построили деревянную церковь во имя великомученицы Параскевы Пятницы.

    Местное почитание святого началось в 1715 году, в связи с многочисленными чудесами, происходившими при его гробе. В частности, четыре чуда, совершенные при мощах праведного, были представлены клеймами на его раке, находившейся внутри Воскресенской Варницкой церкви у левого клироса. Снаружи место погребения отмечала живописная фреска, изображавшая блаженного Максима, оконтуренная деревянным киотом.

    Святой праведный Максим, иерей Тотемский, Христа ради юродивый

    День памяти 29 января и в неделю 3-ю по Пятидесятнице Собор Вологодских святых.

    Странным и непонятным для мира кажется образ жизни юродивых. Многие не видят в нем ни чего хорошего, но находят еще много неприличного, бесполезного и даже вредного. Тем не менее юродство есть высокий и самый трудный подвиг жизни духовной и юродивые Христа ради являлись в православной церкви во все времена, как в Греции, так и у нас в России, подавая собою пример веры и терпения и своим буйством посрамляя мирское мудрование.

    Поставив себе целью ругаться миру, чтобы не быть поруганными от него, они твердо шествовали по тесному и скорбному пути, с любовию перенося все скорби и лишения, насмешки и ругательства, труды и болезни, их жизнь была уроком для современников, лучшим утешением и примером терпения для страждущих и самым сильным и непрестанным обличением страстей и пороков.

    Нередко они присовокупляли к тому и свое сильное слово, не стыдились и не боялись пред лицем сильных мира высказывать самые горькие истины, или же для большего укрепления народа в вере и для возбуждения слушателей от духовного сна приподнимали завесу будущего и грозили нераскаянным судом Божиим. Кто, кроме юродивого, осмелился бы предложить Грозному кусок сырого мяса в пост, или подозрительному Годунову напомнить о суде Божием, как то сделали Николай Салос и Иоанн большой колпак?

    К числу таких добровольных страдальцев и истинных рабов Божиих, просиявших в нашем отечестве, принадлежит священноиерей Максим, проходивший подвиг юродства 45 лет в непрестанных молитвах, в посте, наготе и совершенном небрежении о теле, и бывший духовною солью для жителей Тотьмы, богатых солью вещественною.

    Праведный Максим жил в Тотьме в первой половине XVII века.

    Полное имя-Максим Макарьевич Попов. Судя по фамилии Попов он мог происходить из семьи священнического рода.

    Праведный Максим уже при жизни своей был отмечен благодатными дарами от Бога.

    Почил он в глубокой старости 16 января 1650 года и был погребен при Воскресенской Варницкой церкви города Тотьмы.

    Труженическая, святая жизнь его и чудесные исцеления, истекавшие от гроба, были причиною того, что тогда же очевидными свидетелями было составлено сказание о нем, но сказание это сгорело в 1676 году во время пожара в Воскресенской церкви.

    В 1680 году, вследствие новых чудес от гроба праведного Максима была составлена новая запись о нем, которая в последствии также была утрачена, так, что нам неизвестно ныне, где и когда родился праведный Максим, когда и в какой церкви был рукоположен в священника и долго ли проходил пастырское служение.

    В 1715 году священник Воскресенской церкви Иоанн Рохлецов с приходскими людьми обратился к архиепископу Великоустюжскому Иосифу с просьбой разрешить им поставить гробницу над мощами святого Максима в Параскевиевской церкви, над сими мощами построенной и положить на гробнице образ святого; то и другое было им дозволено.

    Из чудес, совершившиеся у места погребения праведного Максима, дошли до нас только следующие четыре, которые изображены на клеймах, украшающих гробницу угодника Божия.

    В 1680 году житель Тотьмы Борис Тимофеев Тарунин заболел лихорадкою и лежал полгода расслабленным. Когда он призвал на помощь праведного Максима, тотчас получил исцеление.

    В 1691 году крестьянин Арефа Малевинский девять недель не вставал с постели от лихорадки, когда же стал призывать на помощь святого Максима, болезнь его совсем прошла.

    Федор Васильев Мамошов, крестьянин старототемской волости, верхней Иденьги, деревни Кокорьина, девять лет был нездоров и находился в расслаблении. Ночью на 5 ноября 1703 года он видел во сне, будто старый человек в одной рубашке подошел к его постели и сказал ему: «Федор, перестань скорбеть. И, взявши его за плечо. Повел в церковь и велел приложиться к надгробию праведного Максима. Пробудившись, Федор почувствовал себя настолько здоровым, что мог пешком отправиться к Воскресенской церкви для поклонения гробу своего целителя.

    Анна Яковлевна Татурова в 1705 году в течение месяца была в исступлении ума. Ночью во сне явился ей праведный Максим и велел отслужить две панихиды над его гробом, обещая ей за то выздоровление. Пробудившись, больная пришла в сознание и стала просить, чтобы ее свезли ко гробу праведного, где по совершении панихид тотчас же почувствовала себя совершенно здоровою.

    Источники информации:

    Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковию и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 664-667.)

    https://azbyka.ru/days/sv-maksim-totemskij ,

    Wikipedia.org/wiki/Максим_Тотемский.

    Краткое житие праведного Максима Тотемского, Христа ради юродивого

    Жил в пер-вой по-ло-вине XVII в. В те-че-ние 45 лет он про-хо-дил доб-ро-воль-ный по-двиг юрод-ства Хри-ста ра-ди и пре-бы-вал в непре-стан-ной мо-лит-ве, по-сте, на-го-те, со-вер-шен-но пре-не-бре-гал за-бо-та-ми о сво-ем те-ле. Бла-жен-ный Мак-сим уже при жиз-ни от-ли-чал-ся бла-го-дат-ны-ми да-ра-ми от Бо-га. По-чил он в глу-бо-кой ста-ро-сти 16 ян-ва-ря 1650 г. и был по-гре-бен при Вос-кре-сен-ской Вар-ниц-кой церк-ви г. Тотьмы. По смер-ти про-сла-вил-ся мно-ги-ми чу-де-са-ми.

    Так, в 1680 г. жи-тель Тотьмы Та-ру-нин за-бо-лел ли-хо-рад-кой и ле-жал пол-го-да рас-слаб-лен-ным. Ко-гда он при-звал на по-мощь св. Мак-си-ма, тот-час по-лу-чил ис-це-ле-ние. В 1705 г. по-лу-чи-ла ис-це-ле-ние от гро-ба пра-вед-но-го А.Я. Та-та-у-ро-ва, в те-че-ние ме-ся-ца на-хо-див-ша-я-ся в ис-туп-ле-нии ума.

    Полное житие праведного Максима Тотемского, Христа ради юродивого

    Пра-вед-ный Мак-сим был свя-щен-ни-ком в го-ро-де Тотьме в пер-вой по-ло-вине XVII ве-ка. Он име-но-вал-ся Мак-сим Ма-ка-рьев, сын По-пов. По-став-лен-ный в иерея, в те-че-ние 45 лет он про-хо-дил доб-ро-воль-ный по-двиг юрод-ства Хри-ста ра-ди и пре-бы-вал в непре-стан-ной мо-лит-ве, в по-сте, на-го-те, со-вер-шен-но пре-не-бре-гал за-бо-та-ми о сво-ем те-ле.

    Пра-вед-ный свя-щен-но-и-е-рей Мак-сим уже при жиз-ни сво-ей был от-ли-чен бла-го-дат-ны-ми да-ра-ми от Бо-га. Он по-чил в глу-бо-кой ста-ро-сти 16 ян-ва-ря 1650 го-да и был по-гре-бен при Вос-кре-сен-ской Вар-ниц-кой церк-ви го-ро-да Тотьмы. Тру-же-ни-че-ская и свя-тая жизнь его и чу-дес-ные ис-це-ле-ния, ис-те-кав-шие от его гро-ба, по-слу-жи-ли по-буж-де-ни-ем к со-став-ле-нию пись-мен-но-го ска-за-ния о нем, но ска-за-ние это сго-ре-ло в по-жа-ре Вос-кре-сен-ской церк-ви в 1676 го-ду. Позд-нее утра-че-но и со-став-лен-ное в 1680 го-ду но-вое ска-за-ние. Меж-ду тем чу-де-са у гро-ба пра-вед-ни-ка про-дол-жа-лись.

    В 1715 го-ду свя-щен-ник Вос-кре-сен-ской церк-ви Иоанн Рохле-цов с при-ход-ски-ми людь-ми об-ра-тил-ся к ар-хи-епи-ско-пу Ве-ли-ко-Устюж-ско-му Иоси-фу с прось-бой раз-ре-шить им по-ста-вить гроб-ни-цу над мо-ща-ми свя-то-го Мак-си-ма в Па-рас-ке-ви-ев-ской церк-ви, над си-ми мо-ща-ми по-стро-ен-ной, и по-ло-жить на гроб-ни-це об-раз свя-то-го. Вла-ды-ка дал свое раз-ре-ше-ние и бла-го-сло-вил слу-жить мо-леб-ны как про-чим угод-ни-кам Бо-жи-им.

    В то вре-мя бы-ли еще всем па-мят-ны чу-де-са, со-вер-шив-ши-е-ся у ме-ста по-гре-бе-ния пра-вед-но-го Мак-си-ма, и чу-де-са эти бы-ли изо-бра-же-ны на клей-мах, укра-ша-ю-щих гроб-ни-цу угод-ни-ка Бо-жия.

    В 1680 го-ду жи-тель Тотьмы Бо-рис Ти-мо-фе-ев Та-ру-нин за-бо-лел ли-хо-рад-кою и ле-жал пол-го-да рас-слаб-лен-ным. Ко-гда он при-звал на по-мощь пра-вед-но-го Мак-си-ма, тот-час по-лу-чил ис-це-ле-ние.

    В 1691 го-ду кре-стья-нин Аре-фа Мале-вин-ский де-вять недель не вста-вал с по-сте-ли от ли-хо-рад-ки; ко-гда же стал при-зы-вать на по-мощь свя-то-го Мак-си-ма, бо-лезнь его со-всем про-шла.

    Кре-стья-нин Фе-о-дор Ва-си-льев Ма-мо-шов де-вять лет был нездо-ров и на-хо-дил-ся в рас-слаб-ле-нии. Но-чью на 5 но-яб-ря 1703 го-да он ви-дел во сне, буд-то ста-рый че-ло-век в од-ной ру-баш-ке по-до-шел к его по-сте-ли и ска-зал ему: «Фе-о-дор, пе-ре-стань скор-беть». И, взяв-ши его за пле-чо, по-вел в цер-ковь и ве-лел при-ло-жить-ся к над-гро-бию пра-вед-но-го Мак-си-ма. Про-бу-див-шись, Фе-о-дор по-чув-ство-вал се-бя на-столь-ко здо-ро-вым, что мог пеш-ком от-пра-вить-ся к Вос-кре-сен-ской церк-ви для по-кло-не-ния гро-бу сво-е-го це-ли-те-ля.

    Ан-на Яко-вле-ва Та-та-у-ро-ва в 1705 го-ду в те-че-ние ме-ся-ца бы-ла в ис-ступ-ле-нии ума. Но-чью во сне явил-ся ей пра-вед-ный Мак-сим и ве-лел от-слу-жить две па-ни-хи-ды над его гро-бом, обе-щая ей за то вы-здо-ров-ле-ние. Про-бу-див-шись, боль-ная при-шла в со-зна-ние и ста-ла про-сить, чтобы ее свез-ли ко гро-бу пра-вед-но-го, где она по со-вер-ше-нии па-ни-хид тот-час же по-чув-ство-ва-ла се-бя со-вер-шен-но здо-ро-вою.

    Молитвы

    Тропарь праведному Максиму Тотемскому, Христа ради юродивому

    Непоро́чным свяще́нством Бо́гови послужи́в,/ посреде́ мирска́го мяте́жа юро́дство избра́л еси́,/ взем бо крест, после́довал еси́ Христу́ невозвра́тным по́мыслом/ и, с любо́вию к Нему́ доброде́тельми приближа́яся,/ земна́я оста́вив, Небе́сная восприя́л еси́,/ блаже́нне Макси́ме, о́тче наш,/ моли́ Христа́ Бо́га/ сохрани́тися гра́ду То́тьме невреди́му// и спасти́ся душа́м на́шим.

    Перевод: Безупречным священством Богу послужив, посреди мирской суеты ты избрал , взяв крест последовал Христу с неуклонной волей и, с любовью к Нему приближаясь, земное оставив, Небесное получил ты, блаженный Максим, отче наш, моли Христа Бога сохраниться городу Тотьме невредимым и спастись душам нашим.

    Кондак праведному Максиму Тотемскому, Христа ради юродивому

    Боже́ственному гла́су после́дуя,/ возревнова́л еси́ наставля́ти па́ству свою́/ не му́дростию сло́ва, но бу́йством жития́ безмяте́жнаго,/ непреста́нными моли́твами и сле́зными струя́ми/ ду́шу и те́ло омыва́я,/ возду́шными стихи́ями плоть изнуря́я,/ те́мже и по сме́рти чудесы́ тя Госпо́дь просла́ви,/ да с ве́рою зове́м к тебе́:// ра́дуйся, Богому́дре о́тче наш Макси́ме.

    Перевод: Божественному призыву последуя, возревновал ты направлять свою не мудростью слова, но юродством жизни () бесстрастной, непрестанными молитвами и потоками слез душу и тело омывая, природными стихиями плоть изнуряя, потому и после смерти чудесами тебя Господь прославил, да с верой взываем к тебе: «Радуйся, Богомудрый отче наш Максим».

    Молитва праведному Максиму Тотемскому, Христа ради юродивому

    О, преблаже́нне и досточу́дне уго́дниче Бо́жий, Макси́ме пра́ведный! Восприя́в благода́ть Свята́го Ду́ха, пе́рвее послужи́л еси́ непоро́чным свяще́нством Пресвяте́й Тро́ице, предстоя́ Престо́лу Бо́жию и принося́ о лю́дех Безкро́вныя Же́ртвы. Егда́ же, ко Го́споду кра́йним жела́нием одержи́м, юро́дивое житие́ Христа́ ра́ди избра́л еси́, мирски́я пре́лести отри́нул еси́, нагото́ю теле́сною, я́коже багряни́цею, оде́яся, со́лнечный зной и вели́кий мраз с любо́вию претерпе́, подвиза́яся во гра́де То́тьме, и сего́ ра́ди насле́довал еси́ Небе́сный Черто́г в селе́ниях пра́ведных. Но я́ко име́яй дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу, проле́й о нас, о свя́тче Бо́жий, те́плыя моли́твы, да изба́вимся мы вся́кия ну́жды и вся́каго сопроти́внаго зла. Не преста́й моли́ти Сло́ва, Христа́ Бо́га на́шего, о гра́де и лю́дех, сохрани́тися им неврежде́нным от гла́да и я́звы, огня́ и меча́ и от наше́ствия супоста́тов. Низпосли́ с Небесе́, о свяще́нная главо́, преблаже́нне Макси́ме, на нас, усе́рдно притека́ющих к тебе́ и с любо́вию лобыза́ющих святы́й о́браз твой, мир, благода́ть и спасе́ние душа́м на́шим, да и мы со все́ми святы́ми насле́дницы бу́дем Небе́снаго Ца́рствия, воспева́юще ку́пно Святу́ю Тро́ицу, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

    Максим Тотемский - святой Русской Православной Церкви, праведный, блаженный , Христа ради юродивый .

    Полное имя - Максим Макарьевич Попов.

    В начале своей жизни был священником при Воскресенской церкви на Варницах близ города Тотьмы .

    После совершал подвиг юродства Христа ради в течение 45 лет.

    Жизнеописание

    Судя по фамилии Попов он мог происходить из священнического рода. Его отца звали Макарием.

    Неизвестно, когда и где он принял священный сан . Также неизвестными остались и причины, побудившие его принять на себя подвиг юродства .

    Максим пребывал в непрестанной молитве, посте и наготе, совершенно пренебрегая заботами о своём теле.

    Праведный Максим уже при жизни своей был отмечен благодатными дарами от Бога.

    Почитание и канонизация

    Затем над мощами его построили деревянную церковь во имя великомученицы Параскевы Пятницы .

    Поскольку при гробе блаженного крестьяне стали получать по своим молитвам исцеления, то свидетелями чудес было составлено сказание о нем. Однако в 1676 году при пожаре новой Воскресенской церкви оно сгорело.

    В 1680 году вследствие новых чудес от гроба блаженного Максима была сделана новая о нем запись, которая также была утрачена.

    Между тем, чудеса у гроба праведника продолжались. Поэтому в 1715 году священник Воскресенской церкви Иоанн Рохлецов с приходскими людьми обратился к архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому Иосифу с просьбой разрешить им поставить гробницу над мощами святого Максима и положить на ней его образ .

    В то время еще не были забыты чудеса, совершавшиеся по молитвам к этому праведнику . Владыка дал своё разрешение и благословил служить молебны , как и прочим угодникам Божиим .

    После этого в Воскресенской Варницкой церкви над местом погребения была устроена рака , а наружная стена церкви украсилась живописной фреской , изображавшей праведного Максима. В клеймах на раке были изображены чудеса, происходившие у гроба.

    Чудеса

    Первое изображенное чудо - исцеление жителя Тотьмы Бориса Тимофеевича Тарунина от лихорадки и расслабления, произошедшее в 1680 году. Второе чудо совершилось в 1691 году с крестьянином Арефой Малевинским, который девять недель был нездоров и находился в расслаблении. Ночью он увидел во сне, будто старый человек в одной рубашке подошёл к его постели и велел идти в церковь приложиться к надгробью. Когда больной выполнил повеленное ему, то выздоровел. Третье событие произошло с Анной Яковлевной Татауровой, которая излечилась в 1705 году от помешательства. Четвертое чудо исцелило в 1703 году расслабленного крестьянина Федора Васильевича Мамошова из деревни Кокорьина Старототемской волости.

    День памяти

    Память священноиерея Максима искренно чтилась жителями Тотьмы, особенно в день его кончины 16/29 января.

    Напишите отзыв о статье "Максим Тотемский"

    Литература

    • Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. Вологда, 1880
    • Житие преподобного Феодосия Тотемского чудотворца. - Вологда.: ООО «Учебная литература», 2005. - 192 с.

    См. также

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Максим Тотемский

    Князь очень постарел в этот год. В нем появились резкие признаки старости: неожиданные засыпанья, забывчивость ближайших по времени событий и памятливость к давнишним, и детское тщеславие, с которым он принимал роль главы московской оппозиции. Несмотря на то, когда старик, особенно по вечерам, выходил к чаю в своей шубке и пудренном парике, и начинал, затронутый кем нибудь, свои отрывистые рассказы о прошедшем, или еще более отрывистые и резкие суждения о настоящем, он возбуждал во всех своих гостях одинаковое чувство почтительного уважения. Для посетителей весь этот старинный дом с огромными трюмо, дореволюционной мебелью, этими лакеями в пудре, и сам прошлого века крутой и умный старик с его кроткою дочерью и хорошенькой француженкой, которые благоговели перед ним, – представлял величественно приятное зрелище. Но посетители не думали о том, что кроме этих двух трех часов, во время которых они видели хозяев, было еще 22 часа в сутки, во время которых шла тайная внутренняя жизнь дома.
    В последнее время в Москве эта внутренняя жизнь сделалась очень тяжела для княжны Марьи. Она была лишена в Москве тех своих лучших радостей – бесед с божьими людьми и уединения, – которые освежали ее в Лысых Горах, и не имела никаких выгод и радостей столичной жизни. В свет она не ездила; все знали, что отец не пускает ее без себя, а сам он по нездоровью не мог ездить, и ее уже не приглашали на обеды и вечера. Надежду на замужество княжна Марья совсем оставила. Она видела ту холодность и озлобление, с которыми князь Николай Андреич принимал и спроваживал от себя молодых людей, могущих быть женихами, иногда являвшихся в их дом. Друзей у княжны Марьи не было: в этот приезд в Москву она разочаровалась в своих двух самых близких людях. М lle Bourienne, с которой она и прежде не могла быть вполне откровенна, теперь стала ей неприятна и она по некоторым причинам стала отдаляться от нее. Жюли, которая была в Москве и к которой княжна Марья писала пять лет сряду, оказалась совершенно чужою ей, когда княжна Марья вновь сошлась с нею лично. Жюли в это время, по случаю смерти братьев сделавшись одной из самых богатых невест в Москве, находилась во всем разгаре светских удовольствий. Она была окружена молодыми людьми, которые, как она думала, вдруг оценили ее достоинства. Жюли находилась в том периоде стареющейся светской барышни, которая чувствует, что наступил последний шанс замужества, и теперь или никогда должна решиться ее участь. Княжна Марья с грустной улыбкой вспоминала по четвергам, что ей теперь писать не к кому, так как Жюли, Жюли, от присутствия которой ей не было никакой радости, была здесь и виделась с нею каждую неделю. Она, как старый эмигрант, отказавшийся жениться на даме, у которой он проводил несколько лет свои вечера, жалела о том, что Жюли была здесь и ей некому писать. Княжне Марье в Москве не с кем было поговорить, некому поверить своего горя, а горя много прибавилось нового за это время. Срок возвращения князя Андрея и его женитьбы приближался, а его поручение приготовить к тому отца не только не было исполнено, но дело напротив казалось совсем испорчено, и напоминание о графине Ростовой выводило из себя старого князя, и так уже большую часть времени бывшего не в духе. Новое горе, прибавившееся в последнее время для княжны Марьи, были уроки, которые она давала шестилетнему племяннику. В своих отношениях с Николушкой она с ужасом узнавала в себе свойство раздражительности своего отца. Сколько раз она ни говорила себе, что не надо позволять себе горячиться уча племянника, почти всякий раз, как она садилась с указкой за французскую азбуку, ей так хотелось поскорее, полегче перелить из себя свое знание в ребенка, уже боявшегося, что вот вот тетя рассердится, что она при малейшем невнимании со стороны мальчика вздрагивала, торопилась, горячилась, возвышала голос, иногда дергала его за руку и ставила в угол. Поставив его в угол, она сама начинала плакать над своей злой, дурной натурой, и Николушка, подражая ей рыданьями, без позволенья выходил из угла, подходил к ней и отдергивал от лица ее мокрые руки, и утешал ее. Но более, более всего горя доставляла княжне раздражительность ее отца, всегда направленная против дочери и дошедшая в последнее время до жестокости. Ежели бы он заставлял ее все ночи класть поклоны, ежели бы он бил ее, заставлял таскать дрова и воду, – ей бы и в голову не пришло, что ее положение трудно; но этот любящий мучитель, самый жестокий от того, что он любил и за то мучил себя и ее, – умышленно умел не только оскорбить, унизить ее, но и доказать ей, что она всегда и во всем была виновата. В последнее время в нем появилась новая черта, более всего мучившая княжну Марью – это было его большее сближение с m lle Bourienne. Пришедшая ему, в первую минуту по получении известия о намерении своего сына, мысль шутка о том, что ежели Андрей женится, то и он сам женится на Bourienne, – видимо понравилась ему, и он с упорством последнее время (как казалось княжне Марье) только для того, чтобы ее оскорбить, выказывал особенную ласку к m lle Bоurienne и выказывал свое недовольство к дочери выказываньем любви к Bourienne.