Руна одал сс. Древнегерманские руны. Гитлер и флаг со свастикой

НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ

Настоящий краткий очерк ни в коей мере не является апологией СС, гитлеровского режима, Национал-Социалистической Германской Рабочей партии (НСДАП) и (или) пропагандой справедливо осужденных всем прогрессивным человечеством национал-социалистических, фашистских или иных тоталитарных человеконенавистнических символов, идей и взглядов, антисемитизма или юдофобии, нося исключительно популярно-ознакомительный характер.

Рун не должен резать
Тот, кто в них не смыслит
В непонятных знаках
Каждый может сбиться.

Сага об Эгиле.

Некоторые руны и руноподобные знаки - наряду с общенацистским крюковидным крестом, его вариантами - «зонненрадом» («солнечным колесом»), или «зензенкрейцем» («косовидным крестом») и «общеэсэсовской» руной «Сиг» («Совуло») - стали эмблемами управлений СС и фронтовых дивизий Ваффен-СС. Так, например, «косовидный крест» служил эмблемой (тактическим знаком) 5-й танковой дивизии СС «Викинг», 11-й добровольческой мотопехотной дивизии СС «Нордланд» и датского «Корпуса Шальбурга».

Руна «Тейваз» («руна Тюра»), имеющая форму вертикальной стрелы без оперения («громовой стрелы»), стала символом Имперского училища руководителей («Рейхсфюрершуле») СА и СС, отдела комплектации, обучения и воспитания Главного Управления СС, а также тактическим знаком (эмблемой) 32-й добровольческой гренадерской (пехотной) дивизии Ваффен-СС «30 января» (названной так в честь даты прихода Гитлера к власти в Германии в 1933 году).

Руна «Одаль» («Одал» или «Отилиа») стала символом Главного управления расы и поселений СС, а также эмблемой 7-й добровольческой горной дивизии Ваффен-СС «Принц Ойген (Евгений)».

Следует заметить, что использовавшийся на петлицах чинов дивизии «Принц Ойген» (а также на овальной нарукавной нашивке ее командира Артура Флепса) вариант руны «Одаль» (с дополнительно загнутыми нижними концами) некоторые зарубежные и отечественные рунологи (например, Антон Платов в своем капитальном исследовании «Магические искусства Древней Европы», «София», ИД «Гелиос», М., 2002, сс. 289 и 376) склонны рассматривать как отдельную, «нерегулярную» руну «Эрда» («руну Земли»).

Согласно их толкованию, руна земли и земной богини, носящей в германских языках одно и то же имя - «Эрда», символизирует, с одной стороны, собственно землю и ее святость, а с другой - родную землю, родину, род (именно поэтому «руна земли» стала эмблемой Главного управления расы и поселений СС /1/). Данное обстоятельство роднит руну «Эрда» с ее упрощенным вариантом (без загнутых нижних концов) - «классической руной «Одаль». Основное значение руны «Одаль» - наследство, наследие (как духовное, так и материальное), род, семью, родину, родной дом, имущество, традиции. Все это делало руну «Одаль» руной-оберегом, охраняющей семью, собственность, благополучие рода.

Тем не менее, судя по всему, в Третьем рейхе вообще, и в СС - в частности, различий между рунами «Одаль» и «Эрда» не делалось (в отношении обоих вариантов, как и в отношении третьего варианта - со стреловидными нижними концами, использовавшегося в качестве эмблемы голландской дивизии СС «Ландсторм Недерланд», - использовалось название «Одаль-руна»).

Древнегерманский знак-оберег «вольфсангель» («волчий крюк»), напоминающий своей формой заглавную латинскую литеру «N», пересеченную посредине вертикальной линией, стал эмблемой 2-й танковой дивизии СС «Рейх» (позднее - «Дас Рейх»), территориальных частей «Нидерландских СС» и фронтовой 23-й добровольческой мотопехотной гренадерской дивизии СС «Нидерланды (Недерланд)». Знак «вольфсангель», известный у «нордических» народов с незапамятных времен и известный в нескольких, различающихся по конфигурации вариантах, использовался для отпугивания волков и оборотней (по-немецки: вервольфов; по-древненорвежски: ульфхединов или варульвов, по-гречески: ликантропов; по-славянски: волкодлаков или вурдалаков).

Известный до Великой войны немецкий писатель-«народник» Герман Лёнс (пошедший, несмотря на свой преклонный возраст, добровольцем на войну и убитый в 1914 году во Фландрии) популяризовал «волчий крюк» среди широких читательских масс, сделав «вольфсангель» тайным знаком героев своей исторической хроники «Вервольф» - отряд крестьянской самообороны эпохи Тридцатилетней войны. Интересно, что в построенной героями «Вервольфа» церкви алтарь был украшен двумя перекрещенными «волчьими крюками», образовывавшими крюковидный крест, служивший также охранительным знаком дома главного героя - предводителя «вервольфов» Вульфа («Волка»).

Руна «Альгиз» - знаком принадлежности к медицинскому персоналу «Шуцштаффеля».

Руна «Гагалль (Хагалль)» - символ непоколебимой веры (в данном случае - «веры в правоту всепобеждающих идей национал-социализма») - служила тактическим знаком 6-й горнострелковой дивизии СС «Норд.

Руна «Гер» олицетворяла духовную общность эсэсовцев, как «Ордена избранных мужей нордической крови».

«Жертвенная руна» («Опферруне») - готовность эсэсовцев к самопожертвованию и память о «мучениках национал-социалистического движения», павших во время мюнхенского «путча Гитлера-Людендорфа» 9 ноября 1923 года.

Руна «Эйф» («Эйфруне») - ревностное служение вождю и энтузиазм (ее носили прошедшие особо строгий отбор адъютанты Гитлера из числа чинов «частей СС общего назначения).

«Руна жизни» («Лебенруне» или «Лебенсруне») - символ жизни - использовалась в атрибутике находившегося под опекой СС Общества «Лебенсборн» («Источник жизни») и помещалась в документах СС и на надгробиях эсэсовцев перед датой рождения.

«Руна смерти» («Тотенруне») использовалась в документах и надгробиях для обозначения даты смерти эсэсовца. Данное обстоятельство, кстати, нередко используется сторонниками гипотезы об «антихристианстве» СС, обосновываемом как раз установкой на могилах павших эсэсовцев «руны смерти» вместо Христианского Креста. Однако все подобные утверждения представляются нам неосновательными. В качестве обоснования этой точки зрения мы вновь обратимся к Дмитрию Жукову, отмечающему, что: ритуал похорон эсэсовцев почти не отличался от похорон чинов германского вермахта (на могилах которых всегда ставились обычные, прямые кресты, чаще всего увенчанные стальной каской павшего) - почетный караул, траурный марш на мелодию песни «Был у меня товарищ» (а в отсутствие оркестра - исполнение этой песни хором), возложение венков или просто цветов, последний прощальный салют...ну, как на грех, ровным счетом ничего «языческого» и «антихристианского»!

К тому же на могилах павших чинов Ваффен-СС ставились преимущественно не «руны смерти», а обычные, лапчатые или уширенные кресты (широко распространенные у всех христианских народов) с наклонным коловратом в перекрестье, а нередко и простые традиционные прямые христианские кресты. Причем речь идет не о захоронениях иностранных добровольцев Ваффен-СС (для которых - за исключением мусульман - христианские похороны были сами собой разумеющимися), а о могилах чинов таких соединений Ваффен-СС, как «дивизия СС особого назначения»«, она-же дивизия СС-ФТ (впоследствии - 2-я танковая дивизия «Рейх», а с 1943 года - «Дас Рейх»), «полицейские» дивизии СС и даже 3-я танковая дивизия СС «Тотенкопф (Мертвая голова)», то есть формирований, из которых «христианский дух» якобы особенно усердно «выбивался» нацистскими «оккультистами» и «черными магами» (отмечавшими, как мы увидим дальше, Рождество Христово - попробовали бы сделать это воины «христолюбивой» - по новейшим утверждениям! - советской «Рабоче-Крестьянской» Красной Армии!) особенно настойчиво. Поэтому утверждения иных «конспирологов», что в «Шуцштаффеле» с началом войны христианская символика якобы почти исчезает, лишены всяческих оснований.

Да и тот факт, что еще в начале Второй мировой войны, по меньшей мере, две трети чинов СС (а на тот момент никаких иностранных добровольцев в рядах «Шуцштаффеля» еще не числилось, если не считать австрийцев - являвшихся, впрочем, в массе своей рьяными католиками) официально заявляли о себе как о христианах и платили соответствующий церковный налог (который, кстати, до конца жизни платили и Генрих Гиммлер, и сам «фюрер и рейхсканцлер» Адольф Гитлер!), никому не возбранялось принимать участие в христианских ритуалах. Но довольно об этом.

Руна «Тюр» («Тюрруне»), известная также как «боевая руна» («Кампфруне»), древний символ германского бога войны Тюра (у славян - Чура), Тира, Тиу или Циу, была знаком статуса военного предводителя. Нарукавную нашивку в форме «боевой руны» носили на левом плече выпускники «Имперского училища руководителей» («Рейхсфюрершуле») СА, в которой до самой «Ночи Длинных Ножей» 1934 года обучался также командный состав СС. И лишь после 1934 года право ношения «боевой руны» было присвоено чинам отдела комплектации, обучения и подготовки Главного управления СС.

Рунический «знак блага», или «Гейльсцейхен» - типичная «сплетенная» или «вязаная» руна, сочетающая в себе сдвоенную руну «совуло» с соединенными рунами «Тейваз» («руной Тюра») и «Ас» («руной Вотана-Одина») означавший счастье, удачу и процветание, фигурировал среди других рунических знаков на эсэсовском кольце с мертвой головой. Но подчеркнем еще раз, что перечисленные выше 14 рун и рунических знаков использовались исключительно в эмблематике СС.

Огромное большинство чинов как «черных», так и «зеленых» СС имели только самое общее представление о значении этих рун (всякое организованное изучение значения и символизма рун среди чинов СС прекратилось не позднее 1939 года). А все сенсационные утверждения «исследователей оккультного рейха» о том, что во время Второй мировой войны в СС якобы часто применялось гадание по рунам, да еще с целью обеспечить победу на поле боя (!) и даже в войне (!), являются ни на чем не основанным, глупейшим вздором.

С другой стороны, отечественный историк Дмитрий Жуков с полным основанием указывает на то, что сам по себе интерес некоторых чинов или структур СС к рунологии и наличие в СС рунических эмблем ни в коей мере не означают враждебности «Черного Ордена» вере в Бога и, в частности, христианству - именно потому, что в СС руническим знакам - вопреки досужим домыслам, не придавалось никакого магического значения.

Как отмечал барон Юлиус Эвола в своем труде «Гитлер и тайные сообщества», «интерес национал-социализма к рунам...должен быть расценен как чисто символический, без какого-либо эзотерического значения», аналогично интересу итальянских фашистов к использованию некоторых символов времен Древнего Рима - прежде всего, знаменитых «фаши» или «литторио», то есть фасций (связок прутьев с вложенным в них топором) ликторов (почетной стражи древнеримских должностных лиц-магистратов), римских орлов, эмблем в виде гладиев (древнеримских мечей), римского приветствия (выброс правой руки вперед и вверх), боевого клича «Эйяла!» древнеримского и т.п.

В другом своем труде барон Эвола выразился по данному вопросу еще категоричнее: «В области понимания символов непреодолимым препятствием (для германских национал-социалистов с их - по мнению итальянского «критика фашизма справа»! - слишком рационалистическим мышлением - В.А.) стало неприятие трансцендентного измерения, что привело, в частности, к пренебрежению древним «магическим» аспектом рун». Таким образом, использование рун и руноподобных символов типа «волчьего крюка», «солнечного колеса» и т.п., в СС было исключительно данью памяти германской исторической традиции, или же было продиктовано чисто эстетическими соображениями.

В негерманских («восточных») добровольческих формированиях Ваффен-СС руническая символика почти не использовалась. Но это делалось вовсе не потому, что их считали представителями низших рас, «недостойными» носить эсэсовские руны. Подобные утверждения делаются довольно часто, причем обычно со ссылкой на то, что, например, Главное Управление СС Готтлоба-Христиана Бергера издало крайне сомнительную в плане содержания брошюру о «недочеловечности» славян. Данный факт действительно имел место, но следует напомнить, что этот глупый и оскорбительный для славян памфлет, появившийся - при невыясненных обстоятельствах - в лоне «Амтсгруппы (Управленческой группы) Ц (Amtsgruppe C)» Главного Управления СС, был запрещен для продажи с начала 1943 года, то есть еще до самого своего выхода в свет (он был отпечатан только в 1944 году!) и почти весь тираж был, по указанию Готтлоба-Христиана Бергера, немедленно уничтожен (от всего тиража осталось только несколько архивных экземпляров - на радость будущим «конспирологам» и «разгребателям грязи»).

В то же время не подлежит никакому сомнению факт, что имперский министр пропаганды доктор Йозеф Геббельс (почему-то имевший, по мнению сценариста популярного советского телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны» только... среднее образование!) издал 15 февраля 1944 года директиву, в которой категорически запретил любую форму дискриминации в отношении всех европейских и, в частности, славянских народов.

При этом следует также оговориться, что и до данной директивы Йозефа Геббельса (фавориткой которого была чешская киноактриса Лида Барова, в то время как фавориткой самого Адольфа Гитлера была русская актриса Ольга Чехова; даже если принять версию, что последняя работала на советскую разведку, это ничего не меняет в плане отношения лидеров Германской державы к славянам!) никто в Третьем рейхе не высказывал никаких сомнений в «расовой полноценности» представителей славянских народов, традиционно служивших Первому рейху (во всяком случае, с того времени, как его роль стала играть Австрийская империя) - хорватов, боснийцев, украинцев-галичан (Галиция до 1918 года входила в состав австрийской части Двуединой австро-венгерской монархии Габсбургов), словаков, словенцев. Сказанное относится и к «рейхсдейчам» и «фольксдейчам» польского и иного славянского происхождения, которых было «пруд пруди» в рядах вермахта, НСДАП и СС - «нордических арийцев» с явно славянскими фамилиями: Бредов, Лоссов, Вулков, Буссов, Рандов, Лютцов, Долецалек, Глобочник, Конопацкий-Конопат, Чайковский, Высоцкий, Бангерский, Радецкий, Каминский, Барановский, Бассевиц, Бах-Зелевский, Болек, Вислицени, Гравиц, Паннвиц, Приттвиц, Дибич и даже Доленга-Козеровский и Штрахвиц фон Гросс-Цаухе унд Камминец.

В упомянутой выше брошюре «Унтерменш» содержатся как образы «недочеловеков» (в первую очередь евреев, но также негров, монголов, кавказцев и тюрок - что, впрочем, не мешало вермахту и Ваффен-СС формировать на антибольшевицком фронте многочисленные тюркские, кавказские и даже монгольские - в частности, калмыцкие, вспомогательные военные части!), так и положительные отзывы о славянах - например, о болгарских крестьянках и словацкой молодежи, с сочувствием говорится о русских и украинских детях (да и взрослых), умерших от голода, поразившего некогда хлебородные области при власти коммунистов, о разрушенных коммунистами православных церквях, о жертвах произведенных НКВД перед приходом немецких войск массовых расстрелов узников советских тюрем (в Виннице и других городах) и т.д. Никаких идей о «недочеловечности славян» (и тем более, обращенных к эсэсовцам «призывов истреблять славянских недочеловеков») в брошюре, при всем желании найти невозможно (разумеется, если взять на себя труд ознакомиться с ее содержанием, а не действовать по старому советскому принципу: «Сам я Пастернака (Даниэля, Синявского, Солженицына) не читал, но гневно осуждаю...»). В этом убеждают как иллюстративный ряд, так и текст брошюры. Необходимость беспощадной борьбы с Советским Союзом преподносилась «зеленым эсэсовцам» и, соответственно, воспринималась ими как необходимость устранения «еврейско-большевицкой системы», использующей разные народы для сохранения своей власти (что в общем и целом вполне согласовывалось с общей тенденцией германской пропаганды на Восточном фронте).

Разумеется, поскольку большинство коммунистов было представителями русского, белоруского и украинского народов, война поневоле превращалась в противостояние германцев и славян. Однако это противостояние (как совершенно правильно указывает современный российский историк Иван Ковтун, автор весьма интересной и содержательной книги «Мертвая голова. История Третьей танковой дивизии СС») носило политическую окраску. Упор на расовый фактор нацисты делали только в отношении евреев.

Другое дело, что Генрих Гиммлер и сам фюрер Третьего рейха (если верить доктору Генри Пиккеру, автору «Застольных разговоров Гитлера», аутентичность которых вызывает у серьезных исследователей все больше сомнений), стремились к германизации всего наиболее ценного человеческого материала из негерманских народов, чтобы добиться ситуации, когда «иноплеменные народы уже не смогут больше постоянно обновлять свою правящую элиту за счет притока в нее германской крови, поскольку этому раз и навсегда будет положен конец».

В то же время известно, что Готтлоб-Христиан Бергер получил директиву доктора Геббельса через Генриха Гиммлера и немедленно передал ее всем рефератам (департаментам) своего Управления как «приказ рейхсфюрера СС». Не подлежит сомнению также и тот факт, что именно Гиммлер и Бергер, вместе с другими видными деятелями национал-социалистического режима (например, Бальдуром фон Ширахом), начиная с 1943 года, всеми силами стремились поставить на ноги антисоветскую Русскую Освободительную Армию (РОА) генерал-лейтенанта А.А. Власова.

Если верить воспоминаниям духовника генерала Власова протоиерея о. А. Киселеву о встрече Власова с Гиммлером 16 сентября 1844 г., Гиммлер, в ответ на замечание Власова об оскорбительности памфлета «Унтерменш» для славян и, в частности, для русских, сказал: «Брошюра, о которой Вы мне напомнили, относилась исключительно к "большевистскому человеку", продукту системы, к тому, что угрожает Германии тем же, что он сделал на Вашей родине. В каждом народе есть "унтерменш". Разница...в том, что в России унтерменши держат власть в своих руках, в то время, как в Германии я посадил их под замок и засовы. Вашей первой задачей является провести ту же акцию и у Вас в отечестве» (Киселев А. прот. Облик генерала Власова. Записки военного священника. - Нью-Йорк, б/г., с. 178). Согласно присутствовавшему на встрече С. Штеенбергу, Гиммлер подчеркнул, «что обеим сторонам следует избегать обобщений. В памфлете речь шла о человеческих созданиях при коммунистической системе, которые угрожают России не меньше, чем Германии. Сам факт данной встречи доказывает, что никто не считает недочеловеками всех русских».

В тот самый момент, когда должно было начаться распространение брошюры о «недочеловечности» славян, Главное управление СС, как явствует из документов, было занято выбором форм и цвета национальных эмблем для «восточных добровольцев», то есть, занималось делом, вряд ли совместимым с отношением к славянам как к «недочеловекам» (с момента перенесения военных действий на территорию СССР немецкие солдаты, судя по письмам, дневниковым записям и рапортам, и без того не переставали удивляться тому, что вместо «азиатских унтерменшей» встречают среди русских, белорусов и украинцев в огромном количестве голубоглазых блондинов и вообще «лучших представителей европейского расового типа»).

Как писал оберстгруппенфюрер СС и генерал-оберст Ваффен-СС Пауль Гауссер в своих воспоминаниях: «Романтические национально-политические спекуляции, которым время от времени, возможно, поддавались некоторые личности, были отклонены на основании первого же военного и человеческого опыта столкновения с народами России. Деятельность областных и других комиссаров (партийных чиновников НСДАП на оккупированных восточных территориях - В.А.) воспринималась (в Ваффен-СС - В.А.), в-общем, с недоверием и практически не поддерживалась, даже при категорических требованиях (выдвигаемых партийным руководством - В.А.). Добровольный переход русских солдат (на сторону Третьего рейха - В.А.), которые потом часто становились активными и чрезвычайно надежными участниками нашей борьбы, а также возрастающие тяготы войны - что, не в последнюю очередь, было следствием неправильных политических действий германского руководства - укрепили убежденность фронтовых частей в необходимости этой борьбы. Добровольцы почти всех европейских наций, вскоре принявшие участие в данном конфликте в составе своих собственных и немецких войск, а впоследствии в рамках частей СС (французы, бельгийцы, голландцы, швейцарцы, испанцы, датчане, норвежцы, шведы, финны, эстонцы, латыши, болгары, румыны, хорваты, сербы, албанцы, итальянцы, представители различных народов России, украинцы, кавказцы, а также индийцы) доказали, что победа над большевизмом рассматривалась как общая задача.

Однако германское политическое руководство, к сожалению, не сделало соответствующего всеобъемлющего политического заявления, которое поставило бы это общее стремление в конкретные рамки; лозунг «Новый порядок» не был достаточно убедительно конкретизирован, так что этот вопрос возникал снова и снова - когда это было возможно - среди напряженных тяжелых боев. Хотя в объяснении понятия рейх не было речи о слиянии наций, и даже наоборот, постоянно подчеркивалось своеобразие каждого народа, то обстоятельство, что Адольф Гитлер считал еще не своевременным полное и программное объяснение данного пункта, привело к упущению некоторых политических возможностей. На Международном конгрессе журналистов 1943 года в Вене Леон Дегрель (командир дивизии СС «Валлония», оберштурмбаннфюрер СС, награжденный Рыцарским крестом с Дубовыми листьями и Мечами, Золотого знака «За рукопашный бой», Золотого Германского креста, Золотого знака «За ранение») призвал всех участников «узнать, наконец, за что, а не только против чего мы боремся». Сами добровольцы своим поведением и своими высказываниями никогда не делали тайны из того, что они воевали лишь для того, чтобы не допустить большевизма» (Paul Hausser. Waffen SS im Einsatz, Goettingen, 1953).

Наглядным доказательством постоянного» живого интереса Готтлоба-Христиана Бергера к этой теме служит его распоряжение от 26 февраля 1945 года, в котором он повторяет, что иностранный контингент представляет собой не наемников, но европейских добровольцев - союзников Третьего рейха, сражающихся за свои собственные национальные интересы:

«Руны "Сиг" (СС) могут носить только люди, пригодные к службе в СС и рожденные в Германии или других германских странах; все прочие отряды СС, состоящие из представителей других народов, носят на воротнике свои национальные знаки отличия. Нелепо было бы навязывать руны СС иностранцам, ибо это подчеркивало бы, что речь идет о наемниках. Если же они будут носить национальные знаки отличия, это подчеркнет то обстоятельство, что они сражаются за свою личную свободу и за свою страну».

В соответствии с мыслью Готтлоба-Христиана Бергера, совершенно ясно изложенной в вышеприведенном распоряжении, восточные добровольцы носили на черных петлицах своих серо-зеленых мундиров Ваффен-СС не сдвоенные «меровингские» (если верить Гуревичу и Карпецу) руны «Сиг» («Совуло»), а совершенно иные символы, как правило, указывавшие на национальную принадлежность соответствующего формирования. Так, петличным знаком 14-й украинской дивизии Ваффен-СС «Галиция (Галичина)» был геральдический галицийский лев (герб города Львова) или «трезубец (по-украински: тризуб) Святого Владимира»; петличным знаком 29-й русской дивизии СС «РОНА» (Русской Освободительной Народной Армии) - Георгиевский Крест, пересеченный двумя скрещенными мечами; петличным знаком 30-й русской дивизии Ваффен-СС - двойной крест (именуемый в православной традиции патриаршим крестом или крестом Святой Евфросинии Полоцкой); петличным знаком болгарского полка СС - коронованный лев с болгарского герба; петличным знаком «Восточно-тюркского соединения Ваффен-СС» - голова волка; петличным знаком «Кавказского соединения Ваффен-СС» - круглый щит, наложенный на кавказский кинжал в ножнах; петличным знаком боснийской дивизии СС «Ханджар» - рука с кривым мечом-ханджаром под свастикой; петличным знаком «Индийского легиона СС» - голова тигра.

Еще одним доказательством того, что ношение на петлицах не рун «Сиг» («Совуло»), а иных эмблем было отнюдь не свидетельством дискриминации носивших их «восточных» эсэсовцев как «людей второго сорта», служит тот общеизвестный факт, что свои собственные петличные знаки имелись не только у «восточных», но и у «западных» формирований Ваффен-СС. Так, петличным знаком 28-й добровольческой гренадерской дивизии СС «Валлония» служил бургундский «суковатый» крест; петличным знаком Норвежского легиона СС - лев с секирой Святого Олава в лапах; петличным знаком норвежской Полицейской роты СС - тот же лев с секирой, но только коронованный (как на государственном гербе Норвегии); петличным знаком французской 33-й гренадерской дивизии войск СС «Шарлемань (Карл Великий)» - кельтский крест (вариант «солнечного колеса», известный у норвежцев как «Крест Святого Олава») или меч Святой Жанны (д’Арк) с двумя дубовыми листьями по бокам клинка (для входивших в состав дивизии бывших чинов антикоммунистической «Французской Милиции«); петличным знаком Британского Добровольческого корпуса СС - три британских леопарда (льва) и т.д. Как уже говорилось выше, для ношения чинами 5-й танковой дивизии СС «Викинг» в петлицах были предусмотрены знаки в форме форштевня ладьи викингов - «драккара». До наших дней дошло некоторое количество черных эсэсовских петлиц с подобными знаками. Однако на всех фотографиях чинов дивизии, которые приходилось видеть автору данной книги, на петлицах просматриваются только сдвоенные руны «Сиг» («Соль», «Совуло»).

Как бы то ни было, символика «эскадрильи прикрытия» НСДАП ни в коей мере не была призвана демонстрировать «граду и миру» якобы антихристианский характер СС. Как нам уже известно, форма эсэсовцев содержала в себе элементы эмблематики отборных армейских частей прусской королевской армии и армии Второго рейха Гогенцоллернов, а основные цвета «Шуцштаффеля» (черный и белый, или, выражаясь языком геральдики - чернь и серебро) восходили к средневековым военно-монашеским Орденам - палестинскому Ордену Благой Смерти, Ордену тамплиеров, Тевтонскому Ордену Пресвятой Девы Марии и Ордену госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского.

Эсэсовская атрибутика, как правило, уходила корнями отнюдь не в языческий, а в христианский символизм - за исключением разве что рун, использование которых в СС, как было показано выше, являлось исключительно свидетельством уважения к отечественной истории. Хотя, как было достаточно убедительно показано выше, руны были вполне усвоены христианскими культурой и искусством (в том числе и церковным) Северной Европы, найдя широкое распространение и в новой, христианской, среде. Как пишет А.Е. Мусин в своем уже цитировавшемся нами выше труде «Milites Christi Древней Руси», на предметах из кладов, зарытых викингами - в частности, на территории современной Белоруссии часто встречается связанная с Христианством «руна из трех символов, читаемая как gud. Она означает «Бог», именно в значении христианского Бога. Персонажи Вальгаллы обозначались в рунической письменности иначе...» .

И не случайно папа римский Иоанн Павел II, совершая незадолго до своей кончины от лица всей римско-католической Церкви публичное покаяние за грехи прошлого, каялся, в числе прочего, за такие грехи западных христиан, как «инквизиция, крестовые походы и особенно нацистский «холокост». Согласитесь, уважаемые читатели, что, если бы нацисты не были христианами (да еще являлись бы «врагами христианства»!), папа римский не стал бы каяться в их грехах, как относящихся к числу грехов христианской Церкви Запада...

Здесь конец и Богу нашему слава!

ПРИМЕЧАНИЕ

/1/ SS-Rasse-und Siedlungs-Haptamt.

Определение происхождения и значения рун стало навязчивой идеей для оккультных ученых из Аненербе, они считали что каждая руна - это не просто буква, это символ, обозначающий важное слово или идею. Они верили, что руна несет в себе смысл обозначаемого понятия, который может быть извлечен и использован в собственных целях. Это мифологическое значение рун натолкнуло Гиммлера на мысль использовать эти знаки в качестве защитных и вдохновляющих талисманов. Напрймер, двойная руна Зиг, используемая СС, означает победу. А эта же руна, повернутая горизонтально, означала успешные завоевания, отвагу, силу, единство, долг и физическую энергию.

Ниже изложенные трактовки основных рун и рунических символов использовавшихся в Третьем Рейхе, являются оригинальными трактовками из документов СС с некоторыми дополнениями и уточнениями. Всего в этой статье описаны 14 основных До 1939 года, для новобранцев СС курс лекций по руническому символизму был обязательным, после 1940, когда изучение символизма СС было прекращено, многие из новых членов СС имели лишь смутное представление о значении рун.

А.Свастика
Свастика — один из древнейших орнаментальных мотивов, встречающийся в искусстве многих стран. В разных религиях имеет разное значение. Символ бесконечности бытия, а также знак удачи, силы и власти. В Индии свастика символизирует солнце. У древних скандинавов свастика, развёрнутая налево, была одним из символов бога войны Тора. Свастика использвалась также в России и на Украине: ей украшали одежду и предметы быта.Свастику очень широко использовали члены Добровольческого корпуса ещё до того, как она стала символом НСДАП. Т.н. изогнутая свастика или зонненрад присутствовала на гербе общества Туле. Свастику в качестве символа одним из первых использовал поэт Альфред Шулер — антисемит и ярый националист. Гитлер был знаком с Шулером, и, возможно, именно тогда ему пришла в голову идея сделать свастику символом своего движения. Присутствовала на .
В.Зонненрад
«Солнечное колесо» или «солнечная свастика» — древнескандинавский солярный знак, сивол грома, огня и плодородия арийских магов и колдунов. Был изображён на штандартах дивизий «Викинг» и «Нордланд». Его носили в петлице члены норвежских и датских СС.
С.Зиг-руна
Атрибут бога войны Тора. Символизировала власть, энергию и борьбу, а также гром, молнию и солнечный диск в движении. В 1935 году гауптштурмфюрер СС Вальтер Хек, художник-график в мастерской Фердинанда Хофштаттера в Бонне, скомбинировал две зиг-руны и получил всем знакомую эмблему СС. Право на использование этой эмблемы было куплено СС у Хека за символическую сумму в 2,5 рейхсмарки.
D.Гер-руна
Символ коллективизма и товарищеской взаимовыручки. Присутствовала на штандарте дивизии СС «Нордланд».
Е.Вольфсангель
«Волчий крюк» — языческий оберег, защищавший владельца от происков тёмных сил и дававший власть над оборотнем — вервольфом. В средневековой геральдике обозначал надёжную защиту. В XV веке стал эмблемой горожан, сражавшихся с наёмниками германских князей. Это древнейший символ свободы и независимости. До сих пор присутствует на гербе немецкого городка Вольфштайн. Вольфсангель первоначально являлся эмблемой НСДАП. Использовался в символике дивизии СС «Рейх».
F.Вариант вольфсангеля
Эмблема WA (Weer Afdeelingen) — голландского эквивалента НСДАП. Её носили на фуражке и рукаве члены голландских СС. Имелась на штандарте дивизии СС «Ландшторм Нидерланд».
G.Опфер-руна
Символ самопожертвования. После 1918 года эту руну использовали ветераны войны как знак принадлежности к «Стальному шлему». Памятный знак с опфер-руной был выпущен в честь мучеников 9 ноября — 16 нацистов, убитых во время Пивного путча. Присутствовала на спортивном значке для инвалидов.
Н.Айф-руна
Символ целеустремлённости и энтузиазма. Её некоторое время носили в петлице адъютанты Гитлера и высших чинов СА и СС. Мундир с айф-руной в 1929 году носил Рудольф Гесс.
I.Лебен-руна
Символ жизни. Ставилась в официальных документах перед датой рождения.
J.Тотен-руна
Символ смерти. Ставилась в официальных документах и на могильных плитах перед датой смерти.
К.Тюр-руна
Символ непримиримости в бою, непременный атрибут бога войны Тора. На могилах эсэсовцев устанавливался знак в виде этой руны вместо христианского креста. Иногда татуировалась под левым плечевым сгибом членов СС вмете с условным обозначением группы крови. Её носили на рукаве сотрудники отдела пополнения, регистрации и обучения в Главном оперативном управлении СС. Использовалась в символике дивизии СС «30 января».
L.Хайльсцайхен
Символ успеха и удачи. Присутствовал на кольце «Мёртвая голова».
М.Хагалль-руна
Символ непоколебимой веры. Присутствовал на кольце «Мёртвая голова».
N.Одаль-руна
Символ семьи и кровного родства. Его носили на рукаве сотрудники РуСХА. Символ дивизии СС «Принц Ойген».

14.10.2007 17:23

Две руны "Зиг" образовали название наших СС. Мертвая голова, свастика и руна "Хагал" демонстрируют непоколебимую уверенность в окончательной победе нашей философии.
Г. Гиммлер

"...Великие боги - Один, Ве и Вилли вырезали мужчину из ясеня, а женщину из ивы. Старший из детей Бора, Один, вдохнул в людей душу и дал жизнь. Чтобы одарить их новыми знаниями, Один отправился в Утгард, Страну Зла, к Мировому Древу. Там он вырвал глаз и принес его в жертву, но этого показалось мало Стражам Древа. Тогда он отдал свою жизнь - решил умереть, чтобы воскреснуть. Девять дней он висел на суку пронзенный копьем. Каждая из восьми ночей Посвящения открывала ему новые тайны бытия. На девятое утро Один увидел под собой начертанные на камне руны-буквы. Отец его матери, великан Бельторн, научил его вырезать и окрашивать руны, и Мировое Древо стало называться с тех пор - Иггдрасиль..."

Так рассказывает об обретении рун древними германцами "Снорриева Эдда" (1222-1225 гг.), возможно, единственный полный обзор героического эпоса древних германцев, основанный на сказаниях, прорицаниях, заклинаниях, изречениях, культовых и религиозных обрядах германских племен. В "Эдде" Один почитался как бог войны и покровитель умерших героев Валгаллы. Он считался магом и некромантом.

Руны и рунические письма представляют собой знаки древнейшего германского алфавита, высекавшиеся на камне, металле и кости, и получившие распространение преимущественно в Северной Европе. Каждая руна имела имя и магическое значение, выходившие за сугубо лингвистические рамки. Начертание и состав менялся в течении времени и приобрели магическое значение в тевтонской астрологии.

Вполне естественно, что Генрих Гиммлер, с юных лет проявлявший повышенный интерес к духовному миру "нордических предков" и искренне считавший себя реинкарацией основателя Первого Рейха Генриха Птицелова, избранного в 919 году королем всех германцев, не мог пройти мимо "арийского наследия", идеально вписывающегося в его мировоззрение. По замыслу рейхсфюрера СС, рунам предстояло сыграть особую роль в символике СС: по его личной инициативе в рамках программы "Аненербе" - "Общества по изучению и распространению культурного наследия предков" - был учрежден Институт рунического письма.

До 1939 года все члены Аппарата СС изучали значения рун в рамках курса общей подготовки. До 1945 года в СС активно использовались 14 рун, однако уже в 1940 году обязательное изучение рун отменили, что придало рунам еще больше таинственности.


Свастика - один из древнейших идеографических символов. Название происходит от двусложного санскритского слова, обозначающего в переводе "благосостояние". Представляет собою собой правильный равносторонний крест со "сломанными" под прямым углом концами. Символизирует бесконечность существования и цикличность возрождения. Как эмблема "расовой чистоты арийской нации" впервые стала использоваться в Германии накануне Первой Мировой войны. После 1918 года изображалась на полковых и дивизионных штандартах "фрайкорпса", например, бригады Эрхарда. В августе 1920 года Гитлер использовал правостороннюю свастику при оформлении партийного знамени и сравнил впоследствии свое озарение с "эффектом разорвавшийся бомбы". Свастика стала символов НСДАП и Третьего Рейха. Этот символ достаточно часто использовался как Войсками СС, так и Аппаратом СС, в том числе и Германскими СС, например, формированиями СС во Фландрии.


"Зоннерад", "солнечное колесо" или "солнечная свастика" - древнескандинавский знак, символ грома, огня и плодородия арийских магов и колдунов. В Войсках СС "Зоннерад" был эмблемой добровольческой моторизованной дивизии "Викинг", полка и позже дивизии Войск СС "Нордланд", в большинстве своем укомплектованных выходцами из Скандинавии. "Солнечная свастика" также использовалась в символике корпуса "Шальбург", являвшегося датским формированием Аппарата СС.


Руна "Зиг", атрибут бога войны Тора. Знак власти, энергии, борьбы и смерти. В 1933 году гауптштурмфюрер СС Вальтер Хек, художник-график в мастерской Фердинанда Хофштаттера в Бонне, разрабатывая макет нового значка, объединил две руны "Зиг". Выразительная молниеобразная форма произвела впечатление на Гиммлера, который избрал "сдвоенную молнию" эмблемой СС. За возможность использования знака бюджетно-финансовый отдел СС выплатил правообладателю гонорар в размере 2,5 (!) рейхсмарок. Кроме того, Хек разработал и эмблему СА, объединив руническую "S" и готическую "А".


Руна "Гер", символ коллективизма и товарищеской взаимовыручки царящих в рядах СС, использовалась в одном из вариантов дивизионного штандарта 11-ой моторизированной добровольческой дивизии Войск СС "Нордланд".


Руна "Вольфсангель", "волчий крюк" - языческий оберег, защищавший его владельца от происков "темных сил" и дающий власть над оборотнем - вервольфом. В средневековой геральдике обозначал " волчий капкан" - надежную защиту. В XV веке стал эмблемой горожан, сражавшихся с наемникам германских князей. Это древнейший символ свободы и независимости, известный еще со времен Тридцатилетней войны и как "Знак произвола". В настоящее время сохранился на гербе немецкого города Вольфштайн. "Вольфсангель" первоначально являлся эмблемой НСДАП, а в Войсках СС использовался в качестве дивизионных эмблем некоторых танковых подразделений, например, танковой дивизии СС "Рейх".

Wolfsangel (2-ой вариант)
Эмблема ВА (Weer Afdeelingen) - голландского эквивалента НСДАП. Знак членов Германских СС на территории Голландии. Позднее использовался при оформлении триумфального штандарта 34-ой добровольческой пехотной дивизии Войск СС "Ландшторм Недерланд".


Руна "Опфер", символ самопожертвования. После 1918 года эту руну использовали ветераны войны как знак принадлежности к "Стальному шлему". Позднее памятный знак с руной "Опфер" был выпущен в честь так называемых "мучеников 9-го ноября" - 16-ти сторонников Гитлера, убитых полицией во время "Пивного путча" в 1923 г. Также использовалась как элемент графического дизайна нашивок за ранение (СА) и инвалидов СС.


Руна "Айф", символ целеустремленности и энтузиазма. Знак спецформирований СС, в частности, личных адъютантов Гитлера и особо приближенных лиц. Китель с айфруной в 1929 году носил Рудольф Гесс.


Руна "Жизни" - такие знаки носили на мундирах участники разработанной Гиммлером программы селекционного отбора "Лебенсборн СС" - "Источник жизни". Применялась в эсэсовской сфрагистике и делопроизводстве: руна проставлялась на личных документах и высекалась на надгробных плитах членов СС для обозначения даты рождения.


Руна "Тотен", знак смерти - для обозначения в документах и надгробных плитах "даты ухода в "Чертог мертвых" - в германской мифологии так назывался дворец Одина, куда попадают павшие в битве воины.


Руна "Тир", символ непримиримости в сражении, непременный атрибут бога войны, грома и плодородия Тира. Надгробный знак в виде руны "Тир" устанавливался на могилах эсэсовцев вместо христианского креста. Иногда татуировалась под левым плечевым сгибом членов СС вместе с обозначением группы крови. Нашивка на левом рукаве мундира указывала на окончание офицерской "спецшколы СА рейхсфюрера СС" (до 1934 года) и впоследствии трансформировалась в нагрудный знак сотрудников управления СС по подготовке резервов. В Войсках СС использовалась в символике 32-ой добровольческой пехотной дивизии СС "30 января", сформированной в феврале 1945 года и укомплектованной профессорско-преподавательским и курсантским составом юнкерских школ СС.


Руна "Хайльсцайхен", символ успеха и удачи - элементы рунической орнаменталистики, в частности, гравировались на эсэсовском наградном кольце "Мертвая голова".


Руна "Хагалл", символизировала несгибаемость веры (в нацистском понимании этого слова), требовавшейся от каждого члена СС. Эту руну широко использовали во время различных эсэсовских церемоний, в частности, на свадьбах.


Руна "Одал", символ семьи и кровного родства. Нагрудный знак сотрудников Главного управления СС по вопросам расы и поселений, а также эмблема 7-ой горнострелковой дивизии Войск СС "Принц Ойген", вставшей первым соединением в составе СС, укомплектованным исключительно "фольксдойче".

Руна Зиг обрела печальную известность благодаря нацистам. Фердинанд Хохштеттер впервые продемонстрировал удвоенное начертание, которое впечатлило Гиммлера, и впоследствии «двойная руна» стала считаться символом СС.

Знак несет глубокий смысл и считается атрибутом Тора, скандинавского бога войны. Зиг наделяет обладателя руны солнечной энергией, и вдохновляет на свершение подвигов. С ее помощью практики быстрее достигают намеченной цели, восстанавливают жизненные силы и становятся удачливыми в бою.

Зиг – это ещё одно название руны Соулу, которая символизирует целостность, желание самореализоваться и найти верный жизненный путь. Знаку соответствует число одиннадцать, тотемное животное – лебедь, дерево – ива, жёлто-зелёный и фиолетовый цвета.

Значение руны

Значение Зиг толкуется как победа, удача в бою, подъём сил. С помощью энергии руны воин заставляет врагов в страхе скрыться с поля битвы, совершить подвиг и повысить боевой дух. В условиях мирной жизни значение символа будет полезно тем, чья работа связана с конкуренцией, недоброжелательно настроенным коллективом или начальником-самодуром.

В древности воины чертили Зиг на щите во время подготовки к битве, шептали её во время боя, чтобы призвать на помощь божественные силы. Достойному воину руна дарила неуязвимость, как гласят поверья.

Знак также используется в целительстве – энергия руны благотворно влияет на область солнечного сплетения, лёгких и носоглотку.

Так как у Зиг нет обратного начертания, толкования символа в гаданиях положительны. Руна трактуется как приближение исполнения желаний, молниеносные блестящие решения проблем, успех в любви и деньгах. Есть и негативное толкование, которое в мантике предостерегает от спешки. В раскладе Зиг указывает на то, что стоит избегать ссор и отложить на некоторое время исполнение запланированных дел. Часто символ указывает на то, что человек озабочен вопросами здоровья.

Значение в нордической традиции

Древнегерманские народы изображали Зиг на металле, кости и камне, чтобы использовать символ как передатчик магической энергии. На протяжении долгого времени скандинавские руны были позабыты и использовались в магических практиках небольшим количеством посвящённых. В начале прошлого века могущественные символы снова обрели популярность, благодаря приверженцам режима Гитлера и страсти тоталитарного лидера к исследованию эзотерического наследия предков.

Нордическая традиция относит Зиг ко второй рунической группе Футарка, главное значение руны – успех.

Каким смыслом наделили руну Зиг славяне

Древние предки современных славян использовали руны как обереги для повседневного использования, вплетая изображения символов в предметы обихода. Руническая вышивка в одежде помогала предкам наладить связь с богами и подключиться к источнику силы. Те же функции выполняли обережные знаки на стенах домов, украшения и рисунки на оружии.

Зиг в понимании древних славян неразрывно связана с энергией Солнца и символизирует целостность человеческой души, стремящейся к великому знанию. Предки связывали знак с победой над темной стороной личности – только такой воин способен одолеть врага. Победе над собой сопутствует жертвенность – это перекликается с жертвой Одина, который провисел на дереве Иггдрасиль девять дней и девять ночей.

Как пользоваться руной Зиг

Зиг используют для гадания в составе набора из 24 или 25 рун, а также как амулет. Руну включают в рунеставы и наносят её изображение на природные носители, чтобы получить энергию символа.

Руну вышивают на ткани, рисуют на бумаге, выжигают на деревянных плашках, чтобы пополнить запас жизненных сил перед сложным этапом в жизни. Нанося руну, оператор посылает мысленную просьбу богам о помощи. Главным компонентом подобных ритуалов остаётся вера – без уверенности в том, что обряд сработает, чуда не произойдёт, сомнения и страхи затормозят действие руны.

Активируют руну огнём, дыханием, кровью или силой стихий, оговаривают стандартным методом. Обязательно указывают на непричинение носителю физического, энергетического и психического вреда, а также время действия оберега.

Создают и защитные амулеты с изображением руны Зиг. Такие талисманы востребованы у тех, кто работает в напряжённой обстановке среди негативно настроенных коллег или с большим количеством людей.

Для чего нужен амулет

Оберег с руной Зиг используют для защиты владельца, с его помощью человек добьётся поставленных целей и молниеносно одолеет врага. На поверхность заготовки наносят один или более символов, в зависимости от назначения оберега. Нанося рунестав из большого количества знаков, оператор просчитывает сочетаемость и возможные побочные эффекты, а также учитывает особенности изготовления амулета с использованием рунической энергии.

Правила создания амулетов:

  • Выберите день недели. Вторник станет подходящим днём для создания оберега, в субботу проводятся обряды для привлечения успеха.
  • Подберите цвет для заготовки. Помимо жёлто-зелёного и фиолетового, используют красный для дополнительной мощи, коричневый для стойкости, чёрный для защиты.
  • Соблюдайте концентрацию на конечном результате во время создания амулета. Посторонние мысли нарушают вибрации оператора и вредят настройкам оберега.
  • Оператор активирует амулет с помощью жертвоприношения, если заряжает руны силой божества. Для этого оставляют заготовку на 8–10 часов рядом с бокалом вина или тарелкой рыбы и оговаривают, кому подносят угощение.
  • Начинающий практик делает амулеты только для себя. К более обширной практике и созданию амулетов для других переходят после продолжительной работы и полного понимания природы рунических символов.
  • Готовый оберег должен быть приятен владельцу на ощупь и визуально, вызывать положительные эмоции.
  • Когда время использования оберега выйдет, закопайте амулет в землю и принесите благодарности высшим силам.

Стоит ли делать татуировку

Изображения рун наносят на тело, чтобы заручиться продолжительной энергетической поддержкой символа. Кроме щадящих средств для украшения тела, вроде хны мехенди, отдельные практики используют рунические татуировки. Такой шаг нужно тщательно обдумать, ведь впоследствии избавиться от влияния символа будет невозможно, даже после удаления татуировки лазером.

Татуировка с Зиг подойдет воинам – офицерам и солдатам-контрактникам, тем, кто постоянно присутствует в среде боевых действий. Носителей-военных руна наделит способностью сломить врага. Для представителей мирных профессий Зиг – не лучший вариант. Помимо общепринятых позитивных значений руны, существуют трактовки, которые подразумевают потери и проблемы со здоровьем.

Зиг советует не попадать в конфликтные ситуации и не ввязываться в ссоры. Кроме того, знак указывает на то, что человек должен ставить перед собой новые и новые цели, постоянно стремясь к совершенству – поэтому так важно уметь мечтать и чувствовать поток солнечной энергии.

Символ предупреждает о возможных проблемах со здоровьем – необходимо посетить врача, чтобы предпринять профилактические меры.