Жертвоприношение богам у древних славян. Человеческие жертвоприношения у древних славян, хвалиться нечем. Бескровные жертвы – миф

Языческие жертвоприношения людей присущи всем народам: африканским племенам, гуннам, галлам, скифам, евреям, арабам... И славяне не исключение в этом вопросе. Источников, которые описывают человеческие жертвоприношения у славян множество.

Как отмечает Седов В.В. «Древние авторы (Маврикий, Иоанн Эфесский) неоднократно упоминают о многочисленных стадах, находившихся во владениях славян. На славянских поселениях найдены небольшие глиняные фигурки животных, очевидно связанные с ритуалом жертвоприношения, подчеркивающие значение домашних животных в жизни и быте славян».
Экономическая основа жизни славянства – земледелие – наложила значительный отпечаток на языческие верования. Согласно языческому календарю, большинство обрядовых празднеств отражало определенный цикл сельскохозяйственных работ.»

Но, с 6 по 10 век много свидетельств о человеческих жертвоприношениях. Об этом писал в VI в. Маврикий. О таком же обычае упоминал св. Бонифаций в VIII в., подробно его описывали арабские писатели IX-X вв. Такое умерщвление женщин Масуди в «Золотых лугах» объясняет тем, что «жены пламенно желают быть сожженными вместе со своими мужьями, чтобы вслед за ними войти в рай». Если Фадлан и Масуди описывают это обрядовое действие как ритуальное сожжение, то в сочинение Ибн-Русте “Дорогие ценности” он описывает этот обряд так: «Если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно любила его, то она приносит к его трупу два столба, их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперёк, привязывают посреди этой перекладины верёвку, она становится на скамейку и конец [верёвки] завязывает вокруг своей шеи».

Фадлан отмечает : «когда умер вышеупомянутый человек, то сказали его девушкам: кто умрет с ним? и одна из них ответила: я!». Ток же указывает и Ибн Мискавейх описывая поход русов на мусульман: если погибал кто из Русов то «слугу его, согласно их обычаю (хоронили вместе)».

Немецкие хронисты и в частности, Титмар Мерзебургский говорит, что у славян «страшный гнев богов умилостивляется кровью людей и животных». Если у Фадлана описан обычай приносить овец и прочий скот в жертву богам для улучшения торговли, то Титмар говорит что гнев богов «умилостивляется кровью людей».

Первые реальные упоминания о человеческих жертвоприношениях, которые не поддаются опровержению встречаются у Гельмольда в «Славянской хронике».

По Гельмольду, славяне «приносят богам своим жертвы волами, и овцами, а многие и людьми-христианами, кровь которых, как уверяют они, доставляет особенное наслаждение их богам».

Святовит ежегодно приносят в жертву «человека-христианина, какого укажет жребий» Особенно увеличивалось число христиан, принесенных в жертву, при восстаниях славян, например, когда в 1066 г. ободриты принесли в жертву епископа Иоанна и многих священников: «Епископу Иоанну, старцу, схваченному с другими христианами в Магнополе, то есть в Микилинбурге, жизнь, была сохранена для торжества [язычников]. За свою приверженность Христу он был [сначала] избит палками, потом его водили на поругание по всем славянским городам, а когда невозможно было заставить его отречься от имени Христова, варвары отрубили ему руки и ноги, тело выбросили на дорогу, голову же отсекли и, воткнув на копье, принесли ее в жертву богу своему Редегасту в знак победы. Все это происходило в столице славян, Ретре, в четвертые иды ноября».

« Повесть временных лет» описывает как после похода князя Владимира на ятвягов в 983 г.: старцы и бояре выбирали по жребию отрока или девицу «на него же падетъ, того зарежем богом», и жребий пал на сына варяга-христианина: «Приводяху сына и дщери своя, и заколоху пред ними, и бе вся земля осквернена». Отец отказался и пролилась кровь. Это были первые мученики православной веры.

Свидетельства Льва Диакона, говорят и о наличии другого обряда: «воины князя Святослава после битвы собрали своих мертвецов и сожгли их, заколов при этом, по обычаю предков, множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили нескольких младенцев и петухов, топя их в водах Истра». В этом описании есть интересные моменты. Так, единоверцев сжигают, а жертвоприношение осуществляется путём утопления. Вода у славян издревле считалась путём на «Тот свет». Поэтому заложных покойников топили в болотах. Хотя этот рудимент по Афанасьеву отслеживается умерщвлении колдуньи «в XIX в. в Белоруссии во время засухи топили старуху»

В «П овести временных лет» есть свидетельства и ритуальных умерщвлений. В Суздале во время голода в 1024 г. по инициативе волхвов «избиваху старую чадь по дьяволю наоученъю и бесованию, глаголще тако си держать гобино»; в 1071 г. также при голоде в Ростовской земле волхвы заявили: «ве свеве, кто обилье держитъ», «ту же нарицаху лучьшие жены глаголаща, тако си жито держитъ…», «и привожаху к нима сестры своя, матере и жены своя… и оубивашета многы жены».

Данные действия нельзя интерпретировать по другому как жертвоприношение. Цель жертвоприношения умилостивить богов и послать урожай. Велецкая Н.Н. считает, что таким способом волхвы «отправляли своих представителей на тот свет для предотвращения неурожая».

Существовали другие причины для жертвоприношений в «Слове о маловерии» Серапиона (XIII в.) говорится, что его современники сжигали огнем неповинных людей при бедственных событиях жизни – неурожае, бездождии, холоде.

По мнению многих учёных (Афанасьев, Топоров) отголоски древнего обычая человеческих жертвоприношений у восточных и южных славян сохранялись почти до современности. Они прослеживаются в деградированном и трансформированном виде, когда вместо человека на тот свет отправляли чучело или куклу, устраивали инсценировку такой жертвы во время праздника (похороны Костромы, Ярилы, Морены, проводы Масленицы).

Подтверждает человеческие жертвоприношения археология. Особенно много ритуальных ям, колодцев и т.п. находят в капищах возле Звенигорода.

Так, в сооружении 3, расположенном на дороге, ведущей на священную гору, лежал скорченный скелет подростка и кругом него в один слой уложены разрубленные на части туши коров, их наиболее мясные и съедобные части (позвонки с ребрами, бедренные кости) и четыре коровьи челюсти. Среди костей в земляной пол был воткнут наконечник стрелы. Это сооружение принадлежит к типу жертвенных ям, широко известных в славянских землях. В нем нет признаков жилых или хозяйственных помещений, что указывает на жертвоприношение, а не на обряд похорон.

Второй скорченный скелет на городище Звенигород найден в колодце, расположенном на террасе в южной части святилища. Скелет принадлежал мужчине лет 30-35, череп которого на темени пробит острым орудием. Рядом со скелетом лежал топор, оковка деревянной лопаты и обломки посуды XII в. Возможно, что около убитого положены орудия, при помощи которых было совершено жертвоприношение.

Но, есть мнения, что кости и некоторые трупы нельзя дифференцировать как жертвоприношения ввиду слабых контекстуальных привязок. Так кости и части тела могли быть принесены на капище из походов. И волхв отправлял в мир иной то, что осталось от воина. Так же тела могу быть похоронены на капище в честь уважения. Существовало несколько похоронных обычаем Это и захоронение в позе эмбриона, и трупосожжении, и трупосожжении с закапывание в землю и трупоположения. Несколько видов могли перекликаться в одну эпоху, поэтому то что считается насильственной смертью, может быть и обряд похорон. Но, всё это нам не даёт право исключить жертвоприношения у славян. Оно было, но уже с 6 века это было не повсеместно, а к 10 веку это уже было ближе к изуверству, рудиментально это закрепилось вплоть до 19 века.

В Звенигороде находили и трупы детей и младенцев, отдельные части тела и многое другое, что позволяет однозначно утверждать, что человеческие жертвоприношения у славян имели место быть. Так же много костей найдено возле Храма Аркона. В местах человеческих жертвоприношений очень часто находили крестики, а в Звенигороде было найдено даже кадило. Это позволят говорить о том, что язычники в жертву приносили христиан.

Ритуалы жертвоприношений всё же бытовали и у западных и у южных и у восточных славян. Н это совершенно не говорит о новизне обрядов - жертвоприношения были нормой для языческого мира. И по оставшимся свидетельствам можно говорить, что они были распространены, в язычестве, повсеместно и язычество не существует без кульминации - принесение человека в жертву богам.

Практика жертвоприношений существовала во все времена и практически у всех народов мира. Практиковалось такое и на Руси.

Бескровные жертвы – миф?

Существует мнение, что жертвоприношения древнеславянским божествам являлись бескровными. Якобы им «подносили» лишь зерно, фрукты и другую пищу. Однако есть и масса совсем иных свидетельств.

В начале Х века арабский путешественник Ахмад Ибн-Фадлан описал похороны знатного руса, на которых в жертву вместе с усопшим были принесены домашняя птица и скотина, а также одна из его жен или наложниц.

В жертву могли приносить и пленных. Византийский историк Лев Диакон свидетельствует: «Воины князя Святослава после битвы собрали своих мертвецов и сожгли их, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили нескольких младенцев и петухов, топя их в водах Истра» .

Немецкий хронист Титмар Мерзебургский утверждает, что у славян «страшный гнев богов умилостивляется кровью людей и животных» . Гельмольд из Босау в «Славянской хронике» сообщает, что славяне «приносят богам своим жертвы волами, и овцами, а многие и людьми-христианами, кровь которых, как уверяют они, доставляет особенное наслаждение их богам» .

«Повесть временных лет» утверждает, что в 983 году в правление князя Владимира еще до принятия Русью христианства в Киеве должны были принести жертву Перуну. Жребий пал на сына одного христианина-варяга. Отец отказался отдавать свое чадо на заклание, и оба были растерзаны язычниками. Феодор и Иоанн считаются первыми христианскими мучениками на Руси.

Смерть Снегурочке!

В некоторых регионах традиция человеческих жертвоприношений существовала вплоть до XVII века! Несчастных заживо разрывали на куски и разбрасывали их мясо по полям – считалось, что тогда хлеб уродится, а ведь от этого зависело всеобщее благосостояние.

Празднование Масленицы на Руси первоначально было связано с прославлением бога Солнца Ярилы. Отсюда и термин, дошедший до наших дней – «Кровавая Масленица». Пролитая кровь гарантировала защиту от невзгод – например, засух и наводнений.

Даже традиционный образ Снегурочки, по мнению фольклористов, может быть связан с обычаем принесения в жертву Богу зимы живой девушки: ее опаивали и привязывали в лесу, где она стояла до весны, покрытая снегом и льдом. По одной из версий, предшественницей Снегурочки являлась так называемая Кострома, которая, если верить обрядовым песням, при странных обстоятельствах умирает во время праздника. Впоследствии возникла традиция сжигать чучело Костромы на Масленицу. Вот что пишет об этом академик Б.А. Рыбаков в книге «Язычество Древней Руси»: «Во временных трансформациях обряда кукла Костромы или Купалы заменила собою не божество Кострому или Купалу (правы исследователи, отрицающие существование представлений о таких богинях), а жертву, человеческую жертву, приносимую в благодарение этим природным силам и их символам» .

Также, по мнению исследователя, в русалок на Руси превращались, согласно поверьям, вовсе не девушки, утопившиеся по доброй воле, а которых утопили насильно, принесли в жертву речному божеству.

Бытовала также в славянский период традиция отводить немощных стариков, становящихся обузой для своей семьи, в глухой лес и там оставлять под деревом. Кого-то съедали дикие звери, кто-то погибал от голода и холода… Либо их забивали насмерть ударом по голове, топили, закапывали живьем в землю. Это тоже выглядит как жертвоприношение. Могли «откупаться» людьми от диких зверей. Например, если деревню начинал терроризировать медведь, загрызал скот, устраивали «медвежью свадьбу», привязав в лесу к дереву у медвежьего логова выбранную по жребию девушку в наряде невесты. Этот обряд описан в книге Ю.В. Кривошеева «Религия восточных славян накануне крещения Руси».

Теорию о принесении славянами Древней Руси в жертву людей подтверждают и археологические находки. В частности, в районе Звенигорода был обнаружен ритуальный могильник, в котором находился скорченный скелет подростка, окруженный разрубленными на части останками коров. В земляной пол был воткнут наконечник стрелы, что характерно именно для жертвенных ритуалов славян. Находили и другие похожим образом захороненные трупы, в основном детей и младенцев.

Жертвоприношения в эпоху христианства

В Российской империи, если где-нибудь начинался падеж скота, местные крестьянки совершали так называемый обряд опахивания. При этом приносили в жертву животное. Однако, если на пути процессии попадался какой-нибудь мужчина, то он считался олицетворением болезни или смерти, против которой был направлен ритуал. Такого бедолагу колотили чем придется, пока не забивали насмерть, поэтому, завидев шествие, все лица мужского пола пытались убежать подальше или спрятаться.

В 1861 году один из жителей Туруханского края, чтобы спастись от эпидемии смертельной болезни, добровольно принес в жертву свою малолетнюю родственницу, закопав ее живьем в землю.

В наше время жертвоприношения практикуются разве что членами сатанинских сект. И то по большей части это ритуальные убийства животных – например, кошек и крыс. Хотя случается всякое. Да, ритуальные убийства встречаются нечасто, но с другой стороны, это не такая уж и редкость…


Сложная тема человеческих жертвоприношений, в родноверии поднимается редко
. Тут нужно учитывать 2 момента.

Во-первых, часть родноверов отрицает вообще возможность хоть каких-либо кровавых треб.

Во-вторых , те, кто понимает, что кровавые требы были, просто не говорит об этом в слух. Но этот сложный вопрос придётся осветить. До нас это уже сделано многими авторами. Поэтому не ставим себе в задачу дать хронологию, или заявить о проблеме.

Встала необходимость поговорить о типологии жертвоприношений .

Существует 2 вида жертвоприношений, условно мы их поделим на человеческие жертвоприношения и жертвоприношение животных, растений, пищи и т.п. Не человеческие жертвоприношения (требы) были повсеместны у язычников. Задабривали богов во время торговли, праздников, просьб и т.п.

Если говорить о человеческих жертвоприношениях, можно выделить 3 типа жертвоприношений .

Добровольное, жертвоприношение христианина, вынужденное жертвоприношение язычников во время кризисных ситуаций. Человеческая жертва самая сильная, поэтому менее распространённая.

Человеческие жертвоприношения можно разделить и по типу. Сожжения (кремации) удостаивались только язычники, христиан могли закалывать или разрубать на части. Это связано с представлениями предков о загробном мире. Пленные и христиане, как иноверцы, не могли удостоиться такого вида жертвоприношения.

Так же хотелось бы задаться вопросом. Является ли жертвоприношением добровольное умерщвление жены умершего славянина? По ходу работы попытаемся разобраться в этих вопросах.

Человеческие жертвоприношения известны многим народом. Славяне не исключение в этом вопросе. Источников, которые описывают человеческое жертвоприношение у славян очень много.

Как отмечает Седов В.В. «Древние авторы (Маврикий, Иоанн Эфесский) неоднократно упоминают о многочисленных стадах, находившихся во владениях славян. На славянских поселениях найдены небольшие глиняные фигурки животных, очевидно связанные с ритуалом жертвоприношения, подчеркивающие значение домашних животных в жизни и быте славян ».

Экономическая основа жизни славянства - земледелие - наложила значительный отпечаток на языческие верования. Согласно языческому календарю, большинство обрядовых празднеств отражало определенный цикл сельскохозяйственных работ. Сельскохозяйственные продукты были основными языческими жертвоприношениями.

Но, с 6 по 10 век есть много свидетельств о человеческих жертвоприношениях. Правда указывается только о добровольном умерщвлении женщин, после кончины мужа. Об этом писал еще в VI в. Маврикий. О таком же обычае упоминал св. Бонифаций в VIII в., подробно его описывали арабские писатели IX-X вв. Такое добровольное умерщвление славянских женщин Масуди в «Золотых лугах» объясняет тем, что «жены пламенно желают быть сожженными вместе со своими мужьями, чтобы вслед за ними войти в рай». Если Фадлан и Масуди описывают это обрядовое действие как ритуальное сожжение, то в сочинение Ибн-Русте “Дорогие ценности” он описывает этот обряд так: «Если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно любила его, то она приносит к его трупу два столба, их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперёк, привязывают посреди этой перекладины верёвку, она становится на скамейку и конец [верёвки] завязывает вокруг своей шеи ». Про особую любовь отмечает и Фадлан: «когда умер вышеупомянутый человек, то сказали его девушкам: кто умрет с ним? и одна из них ответила: я! ». Так же, не заметно принудительных коннотаций. На добровольность указывает и Ибн Мискавейх описывая поход Русов на мусульман. Если погибал кто из Русов то «слугу его, если он любил его, согласно их обычаю (хоронили вместе)».

На наш взгляд, приписка этих похоронных обрядов к жертвоприношениям крайне условно. В мировоззрении славян язычников загробный мир значительно лучше явного. Поэтому славяне и умирали в бою не отступая и на костёр за мужем всходили. Это было заложено в ментальности. Да, если смотреть на это с сегодняшней мировоззренческой позиции, то это действие имеет, безусловно, жертвенную окраску. Но, предки рассматривали это как уход за супругом в лучшую жизнь, и это не рассматривалась как жертва . Более уместным будет отнести это к похоронной традиции, и собственно, вынести за скобки в данной проблеме. В подтверждение наших слов приведём цитату из труда Псевдо-Маврикия: «Жены же их целомудренны сверх всякой человеческой природы, так что многие из них кончину своих мужей почитают собственной смертью и добровольно удушают себя, не считая жизнью существование во вдовстве ».

Немецкие хронисты и в частности, Титмар Мерзебургский говорит, что у славян «страшный гнев богов умилостивляется кровью людей и животных». Если у Фадлана описан обычай приносить овец и прочий скот в жертву богам для улучшения торговли, то Титмар говорит что гнев богов «умилостивляется кровью людей». Вот только остаётся непонятным, кровь тоже использовалась как треба. Было ли в обряде именно умерщвление, или просто описывалась клятва кровью, по источнику не понятно.

Первые реальные упоминания о человеческих жертвоприношениях, которые не поддаются опровержению встречаются у Гельмольда в «Славянской хронике».

По Гельмольду, славяне «приносят богам своим жертвы волами, и овцами, а многие и людьми-христианами, кровь которых, как уверяют они, доставляет особенное наслаждение их богам ». Свянтовиту ежегодно приносят в жертву «человека-христианина, какого укажет жребий» ...

По мнению многих учёных (Афанасьев, Топоров) отголоски древнего обычая человеческих жертвоприношений у восточных и южных славян сохранялись почти до современности. Они прослеживаются в деградированном и трансформированном виде, когда вместо человека на тот свет отправляли чучело или куклу, устраивали инсценировку такой жертвы во время праздника (похороны Костромы, Ярилы, Морены, проводы Масленицы).

Подтверждает человеческие жертвоприношения археология. Особенно много ритуальных ям, колодцев и т.п. находят в капищах возле Звенигорода.

Так, в сооружении 3, расположенном на дороге, ведущей на священную гору, лежал скорченный скелет подростка и кругом него в один слой уложены разрубленные на части туши коров, их наиболее мясные и съедобные части (позвонки с ребрами, бедренные кости) и четыре коровьи челюсти. Среди костей в земляной пол был воткнут наконечник стрелы. Это сооружение принадлежит к типу жертвенных ям, широко известных в славянских землях. В нем нет признаков жилых или хозяйственных помещений, что указывает на жертвоприношение, а не на обряд похорон.

Второй скорченный скелет на городище Звенигород найден в колодце, расположенном на террасе в южной части святилища. Скелет принадлежал мужчине лет 30-35, череп которого на темени пробит острым орудием. Рядом со скелетом лежал топор, оковка деревянной лопаты и обломки посуды XII в. Возможно, что около убитого положены орудия, при помощи которых было совершено жертвоприношение.

Но, есть мнения, что кости и некоторые трупы нельзя дифференцировать как жертвоприношения ввиду слабых контекстуальных привязок. Так кости и части тела могли быть принесены на капище из походов. И волхв отправлял в мир иной то, что осталось от воина. Так же тела могу быть похоронены на капище в честь уважения. Существовало несколько похоронных обычаем Это и захоронение в позе эмбриона, и трупосожжении, и трупосожжении с закапывание в землю и трупоположения. Несколько видов могли перекликаться в одну эпоху, поэтому то что считается насильственной смертью, может быть и обряд похорон. Но, всё это нам не даёт право исключить жертвоприношения у славян. Оно было, но уже с 6 века это было не повсеместно, а к 10 веку это уже было ближе к изуверству, рудиментально это закрепилось вплоть до 19 века.

В Звенигороде находили и трупы детей и младенцев, отдельные части тела и многое другое, что позволяет однозначно утверждать, что человеческие жертвоприношения у славян имели место быть. Так же много костей найдено возле Храмы Аркона. В местах человеческих жертвоприношений очень часто находили крестики, а в Звенигороде было найдено даже кадило. Это позволят говорить о том, что скорее всего, в жертву всё же приносили христиан.

Вопросы, касательно жертвоприношений у славян далеко не все изучены. И есть множество их интерпретаций. Но далеко не все типы и виды жертвоприношений, были насильственными. Ритуалы жертвоприношений всё же бытовали и у западных и у южных и у восточных славян. Но это совершенно не говорит о их чрезмерной жестокости или новизне обрядов. Жертвоприношения известны практически у всех индоевропейцев.

Были ли подношения древнеславянским Богам бескровными?

Почему считаю это искусственно созданным мифом. Во первых, если говорить о догосударственном период и периоде начала складывания государства Киевской Руси. Тогда существовало множество племен и племенных объединений на территории будущей Киевской Руси, естественно они воевали друг с другом, когда территориальные границы их проживания стали ближе друг к другу. Об этом говорят и летописи, в том числе многим известна история как княгиня Ольга отомстила древлянам:

Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:

1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: „Хороша ли вам честь?». Они же ответили: „Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их..

2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.

4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В ПВЛ(Повесть временных лет) летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицыИскоростеня. По ПВЛ после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились. Схожая легенда о сожжении города с помощью птиц излагается также Саксоном Грамматиком (XII век) в его компиляции устных датских преданий о подвигах викингов и скальдом Снорри Стурлусоном.

После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени проводил в военных походах и не занимался управлением государством.
(http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%EB%FC%E3%E0_(%EA%ED%FF%E3%E8%ED%FF_%CA%E8%E5%E2%F1%EA%E0%FF) .

Исходя из этого отрывка, видно, что происходили столкновения различных племенных объединений, и была установлена выплата дани. Следовательно, древние славяне не были изолированы друг от друга, существовали военные столкновения друг с другом и приграничными государствами, в том числе были и походы на Византию.

Приверженцы неоязыческих течений утверждают, что в их авторитетных источниках – Велесовой книге и Славяно-арийских ведах сказано, что древние славяне были исключительно мирными, питались вегетарианской пищей и приносили требы своим Богам в виде злаковых, мёда, кваса, молока и т.п. но приношений в жертву животных и людей у них не существовало. И это единственные источники на которые они ссылаются, остальные же – свидетельства иноземных путешественников, хронистов, летописи, археологические и фольклорные изыскания якобы все были подчинены цели уничтожить ведическое знание, что все ни сфальсифицированы, но извините, если бы так было на самом деле, то не существовало бы, ни Киевской Руси, не было бы нашей страны с её историей и богатой культурной традицией. Территории, по которым селились славянские мирные племена, захватили бы соседи и расселились там.

Ну что ж, предлагаю поподробнее рассмотреть источники. Для начала хотелось бы привести выдержку из Академического энциклопедического словаря славянской мифологии (подготовленного Институтом славяноведения и балканистики РАН), который предлагает такое понимание жертвы:

« Жертва, жертвоприношение - в языческой (дохристианской) традиции главный религиозный обряд. Религиозным культом руководили жрецы, название которых в русском языке родственно слову «жертва». В языческую эпоху существовала иерархия жертв, приносившихся при отправлении культа. Так, арабский автор Ибн-Фадлан описывал в начале Х века похороны знатного руса, на которых приносили в жертву кур, собак, коров, коней, наконец, девушку-наложницу. О принесении в жертву наложницы или вдовы на похоронах мужа у русов и славян сообщают и другие средневековые авторы. Жертвоприношение человека было высшим ритуальным актом, увенчивающим иерархию прочих жертв. Людей, согласно средневековым русским источникам, приносили в жертву Перуну в Киеве: в 983 году жребий, указывающий на жертву, пал на сына варяга-христианина; тот отказался выдать сына на заклание перед идолом Перуна, и оба варяга были растерзаны язычниками. Так же по жребию приносили в жертву христиан и Свентовиту в Арконе, Триглаву, Припегале и другим богам. Немецкий хронист Гельмольд рассказал о мученической смерти епископы Иоанна в земле балтийских славян в 1066 году: захваченного в плен епископа язычники водили по своим городам, избивая его и издеваясь над ним, а когда епископ отказался отречься от Христа, отрубили ему руки и ноги, тело выбросили на дорогу, голову же, воткнув на копье, принесли в жертву богу Радегасту в своем культовом центре Ретре.

Ритуальное расчленение жертвы - характерный обряд, символика которого связана, в частности, с актом сотворения мира». Это - неплохое введение в понятие жертвы; но несколько удивляет оставление без комментария двух взаимоисключающих точек зрения: христианской (расчленение тела умершего - это преступление и святотатство) и языческой (расчленение тела - это сакральный акт).

Далее рассматриваются типы жертвоприношения: строительная жертва (подчеркивается использование лошади, петуха или курицы и, иногда, человека), свадебная жертва (чехи вблизи священного дерева рубили голову петуху), жертва во здравие скота (на Юрьев день болгары закалывали белого ягненка, первого из родившихся в отаре), жертвы во время главных календарных праздников (на Рождество южные славяне резали овец и кур на пороге дома или на рождественском полене, бадняке; на Петров и Ильин день резали быков, баранов, петухов. Бескровные жертвы (зерно, еду, питье, ткани) приносили на Варварин день и в другие праздники. То есть, существовали всё-таки как кровавые, так и бескровные жертвоприношения у славян.

Неоязычкики часто цитируют и ссылаются на изыскания ученого археолога Б.А. Рыбакова , но вместе с тем совершенно упускают из виду то, что он писал о человеческих жертвоприношениях у древних славян. Процитирую отрывок из его монографии "Рождение Руси" :

Погребальные обряды славян сильно усложнились к концу языческого периода в связи с развитием дружинного элемента. Со знатными русами сжигали их оружие, доспехи, коней. По свидетельствам арабских путешественников, наблюдавших русские похороны, на могиле богатого руса совершалось ритуальное убийство его жены. Все эти рассказы полностью подтверждены археологическими раскопками курганов.

Бог Род был верховным божеством неба и вселенной. Ему приносили кровавые жертвы. Особый праздник, приходящийся на 20 июля (день бога-громовержца), документирован для славян района Родня календарем IV века нашей эры, а в 983 году в этот срок был принесен в жертву молодой варяг, проживавший в Киеве....Уртаб-Родень. Сюда, в место сосредоточения торгового флота с полюдьем, в город, контролируемый самим великим князем киевским (и до сих пор называемый Княжьей Горой), не пускают иностранных торговцев. Здесь в святилище Рода (по имени которого назван город) приносили в жертву чужаков....

Бог, управляющий небом, грозой и тучами, был особенно страшен в эти дни; его немилость могла обречь на голод целые племена. День Рода-Перуна (Ильин день -- 20 июля) был самым мрачным и самым трагическим днем во всем годовом цикле славянских молений. В этот день не водили веселых хороводов, не пели песен, а приносили кровавые жертвы грозному и требовательному божеству....Рядом с Бабиной горой расположен на другом холме могильник с трупосожжениями и трупоположениями. Особенностью этого могильника является захоронение здесь младенческих черепов без ритуального инвентаря. Они составляют 25% всех трупоположений. Предположение о ритуальном характере Бабиной горы и наличие младенческих захоронений в некрополе заставляют нас вспомнить слова средневековых писателей о древних языческих жертвоприношениях. Кирилл Туровский в проповеди на фомину неделю ("красная горка") писал: "Отселе (отныне) бо не приемлеть ад требы, заколаемых отцы младенецъ, ни смерть почести -- преста бо идолослужение и пагубное бесовское насилие"....Другой автор, несколько более ранний (писал в начале XII в.), перечисляя бесчеловечные языческие обряды, упомянул и "Таверская деторезанья идолом от первенець"......Суммируя эти разрозненные и разновременные сведения, Бабину гору можно представить себе как святилище женского божества вроде Макоши, где в исключительных случаях (абсолютное количество младенческих захоронений невелико - их всего 6) происходило упомянутое Кириллом Туровским "идолослужение". Особых случаев в те времена было достаточно, так как весь этот участок Среднего Поднепровья был зоной сарматских набегов.

Информация к комментарию

Настя пишет:

" ... Таким образом, возникновение новой Православной культуры и традиции стало новым этапом развития сознания наших предков. Ну а возвращаться к исконному, жизни по заветам предков, полностью реконструируя прошлое древних славян, это значит и вернуться к тем понятиям и условиям выживаемости в суровом мире, в том числе и к человеческим жертвоприношениям. А это значит вернуть своё сознание на уровень каменного века. Конечно неоязычники не признают этого факта, а искажают историческое прошлое в выгодную для себя сторону, основываясь лишь только на своих источниках - САВ (Славяно - арийские веды) и Велесову книгу."

Согласен с подобными взглядами. Те люди, которые пропагандируют возврат язычества в Россию, думаю, хоть "чем - то", но изучали историю Руси и если так, то значит намеренно пытаются исказить нашу историю, пытаясь выкинуть временную летопись из нашей жизни. Скоро договорятся, что не было ВОВ - (война 41-1945 года) и многие "умники" уже пытаются скрыть этот факт. Подтверждением тому, являются многочисленные опросы населения в различных странах, где уже не знают о факте существования Великой Отечественной Войны. Значит удается скрывать сии факты? Значит добиваются своих целей?

Полным ходом, кстати она и не прекращалась, идет борьба с Православием. Специально камуфлируются факты о жертвоприношениях при существовании язычества, о войнах, которые были всегда и во всех странах, пропагандируя, что на Руси войн не было, видимо имеют ввиду в древней языческой Руси, когда государства не было, но если не было государства, то о какой Руси можно вести разговор? О княжествах? Но так это были княжества, а не единое государство. Там не было войн? А кто же тогда защищался от захвата территорий и сам захватывал их. Кот Васька? Кстати, войны и по сей день не прекращаются. Украина - это не Русь? Это бывшая Киевская Русь, - разве не так? Может быть там сейчас тихо и спокойно? Нет распрей там, не убивают друг друга? Что на деле происходит? Убивают друг друга - власть душит свой же народ. Разве ранее подобного не было? Были на территории Руси войны, они и сейчас продолжаются и никуда не исчезали.

Противники Православия хотят навязать массовый психоз о превосходстве язычества над всеми видами религий, а ведь объединение Руси произошло не под знаменами Треглава или бога Перуна и не при читке Велесовой книги или вымышленных табличек славяно - арийских вед, а происходило под знаменами Спаса нерукотворного. Православие сыграло огромную роль в объединении Руси и в то же время наша вера взяла самое лучшее из традиций и жизненных устоев язычества, которые сохранились и по сей день.

Православие является более развитым религиозном учением, нежели язычество. То есть, одно перетекло в другое, максимально, при этом, сохранив все самое замечательное и положительное, которое существовало в язычестве. Глупо было бы считать, что язычество вытравлено из населения Руси - нет нет и еще раз нет. Все самое лучшее сохранилось и живет в нас и ныне. По сей день идут распри нашей веры с западным Христианством - Католицизмом и наше Православие его не признает в той мере, в которой нам пытаются его навязать.

Можно смело сказать что наше Православие уникально и оно достойно называться уникальной религией.

Что бы было понятно всем о чем идет речь, давайте посмотрим фильм по этой ссылке http://www.youtube.com/watch?v=PpNb84e-AHc Разговор не закончен и будет продолжен в следующих статьях...


Часто звучит такая мысль, что человеческое общество, лишенное своего прошлого становится ведомым в любую, угодную заинтересованной в этом силе, сторону. Становится обществом рабов, не осознавая этого. Полагаю, что именно этим методом сознательно и пользуются, те кто усиленно пропагандирует возвращение к язычеству. А именно стремятся выбить под нами прочную основу, определяющую жизнестойкость, сплоченность, на протяжении многих веков, настоящую русскую народную духовную культуру - Православие, (которое согласна с masterrom-ой на все 100 % состоит из того Христианства, что пришло к нам из Византии, отличающегося от изменившегося западного и самых лучших общечеловеческих ценностей, существовавших у наших предков в период язычества). И намерены они заменить эту основу эфемерной, построенной на лжи, разбавленной, конечно, и правильными утверждениями, иначе обман будет виден сразу. Ну а если нет основы, духовного стержня, то со страной и его народом можно делать что угодно, например стравливать людей между собой, устраивая гражданские войны, доводя общество государство до развала.

Согласна, что эту тему необходимо продолжать в следующих статьях.

Один из самых распространённых мифов, придуманных некогда про славянскую веру - это миф о её крайней жестокости и кровожадности.

Считается, что человеческие жертвоприношения были для наших предков делом обычным, причём совершались они на глазах у всей разношерстной публики, посетившей в праздничный день капище: на убийство человека-де смотрели и женщины, и дети, и сумасшедшие, и люди с ослабленной психикой.

Для христианской церкви, очень жёстко соперничавшей с родной верой славян, сочинение подобных мифов имело вполне прикладное значение.

Разве имеет право на жизнь религия, где волхвы - профессиональные убийцы, а верующие - невольные их сообщники? Конечно, нет!

Остаётся только изобразить славянскую веру таковой и заставить народ в это поверить.

Один из самых надёжных, по мнению церкви и официальной науки, источников, якобы подтверждающих, что у славян были распространены ритуальные убийства людей - древнерусские летописи.

Но так ли уж серьёзны их свидетельства?

О человеческих жертвоприношениях наши летописи упоминают дважды.

«Повесть Временных Лет» рассказывает, что в 980 году князь Владимир «поставил кумиры на холме за теремным двором... И приносили им жертвы, и приводили своих сыновей и дочерей, и осквернилась кровью земля Русская и холм тот», а три года спустя, по свидетельству той же летописи, киевляне решили во что бы то ни стало «зарезать в жертву богам» молодого варяжского юношу: когда его отец отказался отдать своего сына «бесам», киевляне «кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили».

В первом случае летописец говорит, что Русская земля осквернилась кровью: если бы ритуальные убийства совершались часто и последовательно, оскверняться на Русской земле, по логике летописи, было бы уже нечему.

Как справедливо заметил С. Лесной в своей книге «Откуда ты, Русь?», «если бы до Владимира существовали человеческие жертвоприношения, то нечего было об этом летописцу писать и негодовать: дело было бы обычное; на деле же подчёркнуто, что именно с Владимира земля Русская осквернилась кровью людей, принесённых в жертву» .

Впрочем, неизвестно, говорил ли вообще летописец о собственно человеческих жертвоприношениях - если наши предки приводили на капище своих сыновей и дочерей (как буддисты водят своих детей в храмы, мусульмане - в мечети и т.п.), то это ещё совсем не значит, что их там непременно убивали, а касаемо того, что, как говорит летопись, «преблагой Бог не захотел гибели грешников» - здесь речь идёт, очевидно, о духовной смерти: христианские «просветители», как известно, были почему-то уверены, что они одни обладают некой «божественной истиной», а все остальные, Богом якобы отвергнутые, глупы, слепы и нравственно разлагаются.

Что касается убийства варягов - разве можно назвать преступление, совершенное буйной толпой, религиозным жертвоприношением?

Летописец не упоминает о присутствии при этом злодеянии ни волхвов, ни жрецов, совершалось оно, слава Богам, вовсе не на капище, да и религиозным ритуалом произошедшее назвать язык не поворачивается.

Интересно, что киевлянам захотелось убить юношу-варяга не абы когда, а именно после того, как князь Владимир «победил ятвягов, и завоевал их землю».

По всей видимости, в жителях Киева взыграли патриотические чувства и зачесались руки, а отношения с варягами, и, тем паче христианами, были тогда крайне напряжёнными.

Выходит, варяги просто-напросто попали под горячую руку, причём, варяг-отец кажется, сделал всё возможное, чтобы толпа не угомонилась, буйствовала как можно дольше и с максимально возможным количеством жертв и разрушений: глумился над славянскими Богами, как только мог.

Древнерусские летописи ничего не говорят о традиции человеческих жертвоприношений на Руси, даже наоборот: ритуальное убийство человека (если таковые и совершались) было событием «сверхнетрадиционным», событием государственного масштаба.

Вообще, если приглядеться ко всем признаваемым официальной наукой источникам, уверяющим, что принесение людей в жертву Богам было у славян достаточно распространённым явлением, можно заметить одну общую деталь: их авторы относились к нашим предкам и их религии с громадным предубеждением и старались перещеголять друг друга по количеству и качеству поклёпов на славянскую веру.

Яркий пример подобного «идеологического летописания» приводит Б.А. Рыбаков в книге «Язычество Древней Руси»:

«...Там, где Григорий Богослов говорит о человеческих жертвах у крымских тавров, он употребляет слово enoktonia, т.е. ритуальное убийство иноземцев, а русский автор заменил его “деторезаньем”, т.е. принесением в жертву младенцев» .

Увы, трудно не согласиться с фразой из решения Синода от 1734 года: «Летописи полны лжи и позорят русский народ».

Славян пытались оклеветать даже те народы, у которых на этот счёт, мягко говоря, рыльце в пушку.

Ни у кого, например, не вызывает сомнений, что у греков человеческие жертвоприношения были в ходу и приняли вид вполне устоявшегося обычая, но это не мешает современной западной цивилизации считать себя наследницей античной культуры, и, мало того, этим гордиться.

В случае же со славянами ситуация совершенно обратная: традиционность принесения людей в жертву совершенно не доказана, но малейшее упоминание о том, что, вероятно наши предки всё-таки приносили людей в жертву, вызывает целую бурю эмоций у «ревнителей национальной чести», которые уже давно предлагают забыть славянскую веру и вообще древнюю «дикую» историю русского народа, как страшный сон.

Хотя, если проявить к славянской вере немного положительного внимания, то можно заметить, что не так уж и страшен чёрт, как его малюют.

В то время, как греки на праздник Аполлона, проводившийся в начале июня, выбирали двух людей (юношу и девушку), вешали им на шеи гирлянды смоквы, заставляли бегать под звук флейт вокруг города, а потом сжигали их вымотавшихся на костре и бросали прах в море, - славяне шили на Купалу две куколки, мужскую и женскую, и символически бросали их в купальский костёр, не нарушая праздничного настроения и оставляя людям светлые, добрые впечатления о прошедшем торжестве.

Да и как, собственно, может быть по-другому со славянским отношением к человеческой жизни?

Узнать, каким было это самое отношение к человеку, можно, например, прочитав Влескнигу (ВК) - единственный по-настоящему независимый источник, рассказывающий о жертвоприношениях в славянской вере (справедливости ради нужно заметить, что споры о подлинности ВК в России почти утихли, а в прочих странах прекратились уже давно).

Влескнига говорит, воспроизводя послание Сварога Арию, древнему предводителю славян: «Сотворю вас от перстов моих. И будет говориться, что [вы] есте сыны Истварега. И станете сынами Иствареговыми и будете как дети Мои, и Дажьде будет Отец ваш» .

Неужто наши предки думали, что люди - потомки Богов и, одновременно, что ритуальное убийство человека, Дажьбожьего внука, может благотворно сказаться на отношениях с божественным миром? Верится с трудом.

К тому же, не зря сказано, что славяне сотворены от перстов Сварога, Творца: человек в славянской вере - не временный гость в явленном мире и не божий раб, а непременный соучастник бесконечного творения Вселенной, соратник Богов и их помощник: опять-таки, приносить человека в жертву крайне неразумно.

«Есть у нас истинная вера, - сказано в ВК, - которая не требует человеческой жертвы. А то делается у ворягов, которые поистине, всегда совершавшие её, именовали Перуна Паркуном, и тому жертву творили. Нам же следует полевую жертву давать...

Так во всяком случае, что Греци начнут говорить о нас, что мы приносим людей в жертву - а то лживая речь, и нет такого на самом деле, и у нас другие обычаи. А тот, кто хочет повредить другим, говорит недоброе» .

Конечно, у славян всегда были есть и будут враги, говорящие недоброе: обидно не это, обидно, что наш народ постепенно к этому привык и начал соглашаться с клеветой, со всех сторон на него льющейся.

1. Сергей Лесной, «Откуда ты, Русь?»: Ростов-на-Дону, Донское слово, 1995 г.
2. Б.А. Рыбаков, «Язычество Древней Руси». - М., 1987.
3. Влескнига III. Исходные тексты, буквальный перевод. Пер. с древнерусского, подготовка древнего текста: Н.В. Слатин. - Омск, 2005. - С. 123.
4. Там же. - С. 39.