Храм клементия. Житие святых: история храма великомученика Климента. Состояние храма в начале нового тысячелетия

Москва – интересный город, большой и уютный. Москва – это не география, это яркие эмоции, мозаика прошлого и современного, череда золотоглавых соборов, уютных двориков и урбанистического хай-тека. Но ее душа – это старые храмы. Один из них – церковь Климента Папы Римского – герой нашего рассказа.

Храм священномученика Климента: раскол двух церквей

Уникальность этого собора как достопримечательности Москвы связана с тем, что он носит имя католического святого, а между тем две христианские церкви – римско-католическая и греко-православная – с 1054 год пребывают в расколе. Предстоятели этих церквей в XI веке как провозгласили взаимные анафемы в адрес друг друга, так они не сняты уже почти десять веков. Сказать, что отношения сложные – это ничего не сказать.

И вдруг в Замоскворечье, где есть множество интересных построек, составляющих достопримечательности Москвы, рядом с православными церквами вырастает храм Климента, освященный во имя одного из Предстоятелей Римского престола, преданного анафеме. И храм не католический, а православный, подчиненный Московскому патриархату, да еще в самой консервативной купеческой части старой Москвы близ Пятницкой улицы в Климентовом переулке.

Однако в этом нет ничего необычного, поскольку святой Климент, по преданию, жил в I веке, т.е. до раскола церквей, был крещен апостолом Павлом, стал епископом Рима и, как все христиане, подвергся гонениям. За это был причислен к лику святых. Так и стал папа Климент важной персоной Москвы!

А построю-ка я храм!

Первые упоминания о храме относятся к 1612 году. Это год окончания Смуты – гражданской войны в России в начале XVII века, осложнившейся вторжением польских и шведских войск. Упоминается храм в связи с действиями ополчения К. Минина и Д. Пожарского по изгнанию интервентов из Москвы, когда у Климентовского «острожка» (небольшой крепости – в переводе на современный язык) шли бои ополченцев с отрядами гетмана Хоткевича. Но этот острожек был, скорее всего, деревянным. Только в 1652 году при царе Алексее Михайловиче, когда Россия постепенно вернула себе былую силу, на этом месте был возведен каменный собор.

С этим событием связана интересная история, касающаяся Москвы. Каменные постройки в средневековой Руси – редкость, ведь основной строительный материал у нас дерево. Камень дорог, но очень престижен. Строили из него в основном церкви, и мало кто из москвичей мог возвести для себя жилые каменные палаты.

Первый каменный Климентовский собор был возведен на старом деревянном основании на деньги московского дьяка Алексея Дурова. В 1636 году он впал в немилость к Михаилу Федоровичу – первому царю из новой династии Романовых и, как водится, его посадили в крепость с реальной перспективой оказаться на плахе. Насколько были велики прегрешения несчастного дьяка – история умалчивает. Но только в ночь перед казнью он увидел сон, что казни не бывать! И действительно, Дурова освободили, обвинения сняли. А он, как это было заведено на Руси, пообещал возвести каменную церковь в Замоскворечье. Так что Базилика святого Климента, можно сказать, обетный храм по адресу: Климентовский пер. в Замоскворечье.

Дальше, как водится, церковь начали бесконечно перестраивать. В XVIII веке это делали дважды, пока в очередной раз не снесли постройку и не возвели на ее месте в 1769 году собор в стиле барокко на деньги купца из Москвы К.М. Матвеева и вице-канцлера елизаветинского времени А.П. Бестужева-Рюмина, основные московские палаты которого стояли в приходе этой церкви. Именно его мы видим на многочисленных фото.

В советское время в 1929 году он как культовое здание был закрыт. Хотели взорвать, но его спас Грабарь, считавший эту церковь выпадающей из московского круга и наделенной «чертами петербургской архитектуры высокого стиля». Но Климентовскому собору Москвы крупно повезло. Его отдали не под овощехранилище, как Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, и не под тюрьму, как Спасо-Евфимиевсий монастырь в Суздале, а под хранилище фондов Ленинской библиотеки Москвы (сейчас это РГБ, Российская государственная библиотека). Разграбления церкви и уничтожения фресок не произошло. Но все же здание постепенно ветшало, приходило в полный упадок.

В 2008 году Климентовский собор вернули церкви, и вот уже несколько лет – это действующий храм, в котором одновременно ведутся реставрационные работы. Внешне он уже серьезно изменился.

Это церковь? Нет, дворец!

Кто архитектор храма священномученика Климента Папы Римского – неизвестно. Считается, что проект разрабатывал сам Пьетро-Антонио Трезини, а строительством здания руководил И.Я. Яковлев.

Это громадный пятикупольный храм, построенный в стиле так называемого растреллиевского или елизаветинского барокко, очень похожий на дворец. Фасад здания расчленен на этажи, богато декорирован сдвоенными колоннами, украшен декоративными решетками.

Здесь всегда много туристов, поскольку Замоскворечье – уникальный исторический московский район. Главный престол храма освящен в честь Преображения Господня. Храм намоленный, любимый не только за свою удивительную парадную красоту, но и домашнюю уютность, близость и истинно московское очарование!

Посещая московские храмы, не забывайте о правилах, установленных РПЦ: строгая одежда и платок на голове для женщин обязательны.

Видео о храме священномученика Климентия


Если вам понравилась статья, вы получили интересную и полезную информацию или хотите ее дополнить своими впечатлениями, мы будем благодарны за ваш комментарий. Для закрепления новых знаний предлагаю посмотреть познавательный фильм о священномученике Климентии.

(Basilica di S. Clemente al Laterano; Via Labicana, 95)

Церковь устроена на месте дома, принадлежавшее священномученику Клименту, папе римскому (91-100), вскоре после кончины сего святителя, последовавшей в Херсонесе Таврическом, куда он был сослан, по повелению Траяна, за имя Христово. В начале V в. церковь была перестроена и получила форму базилики; в ней св. Григорий Двоеслов произнес две из своих бесед на Евангелия. В 1084 г. при вторжении в Рим норманнов была разрушена и эта базилика. Над развалинами ее в самом начале XII в. была сооружена новая церковь во имя того же священномученика Климента, существующая и доныне.

Развалины древней базилики оставались долгое время в безызвестности и открыты лишь в 1858 г.
Главный вход в церковь устроен с востока. За входом, представляющим собой небольшой портик (крыльцо), поддерживаемый четырьмя колоннами, открывается четырехугольный атриум (внутренний двор); он служил в древней Церкви местом стояния при богослужении кающихся первого разряда, называвшихся «плачущими», или «зимующими», ибо они стояли под открытым небом. Двор обнесен со всех четырех сторон также портиками, или галереями, поддерживаемыми колоннами. Один из четырех портиков, составляющий фасад церкви, служит ей притвором (папертью, или нарфиксом), где в древности стояли оглашенные «второго разряда», называвшиеся «слушающими».

Внутренность церкви представляет собой базилику, т.е. продолговатый прямоугольник, который двумя рядами колонн разделяется на три нефа (корабля). Правый от главного входа корабль предназначался в древней Церкви для мужчин, а левый - для женщин. В среднем же (или главном) корабле устроено особое место, именуемое «хором». Оно обнесено древней мраморной стенкой, взятой сюда из нижней церкви, и в древности предназначалось для диаконов, иподиаконов, чтецов и певцов.

Внутри хора устроен помост, на одной стороне которого (налево от главного входа) стоят: древний мраморный аналой для чтения Евангелия и возле него древняя же мраморная витая колонна с подсвечником для пасхальной свечи, а на другой (направо от главного входа) - древние же мраморные аналои: один для чтения Апостола и другой, несколько меньший, для чтения других богослужебных книг. В настоящем размещении аналоев для чтения Евангелия и Апостола, перенесенных сюда из нижней древней базилики, допущено отступление от обычая древней Церкви ставить первый из аналоев в северной части храма, а последний в южной; произошло же это, полагают, от невнимательности тех лиц, которым поручено было сооружение нынешней церкви.

За хором возвышается главная часть храма, алтарь. Эта часть поднимается на три ступени выше церковного помоста, занимает всю среднюю апсиду (полукруглый выступ) церкви и отделяется от остальной церкви небольшой мраморной перегородкой. В алтаре на особом возвышении стоит главный престол, обращенный лицом к молящемуся народу и, следовательно, к востоку. Над престолом устроена богатая древней формы сень (киворий), поддерживаемая четырьмя мраморными колоннами. За престолом на горнем месте стоит епископское седалище, или кафедра, по обеим сторонам ее вдоль стены алтаря находятся скамьи для пресвитеров.

Внутри возвышения, на котором стоит главный престол, как видно сквозь имеющуюся в передней стороне его решетку, находится гробница. В ней почивают мощи священномученика Климента, папы римского (память 25 ноября), и священномученика Игнатия Богоносца, кровь которого впервые обагрила песок Колизея.
Священномученик Климент происходил из рода древних римских царей и был учеником апостола Петра, от которого получил и святое крещение. От него же и от апостола Павла, который в послании к Филиппийцам именует Климента своим «сотрудником» (Филип. 4, 3), св. Климент восприял хиротонию во епископа римского. Вместе с другими верными он с честью похоронил в 67 г. страдальческое тело апостола Петра в Ватиканских катакомбах. Будучи в заточении за имя Христово в городе Херсонесе Таврическом, он обращал ко Христу проповедью и чудесами тамошних язычников, за что и был утоплен, по повелению Траяна, в Черном море с якорем на шее. Херсонес находится близ теперешнего Севастополя: известен тем, что в нем в 988 г. принял христианскую веру св. равноапостольный Великий князь российский Владимир.

Честные мощи его обретены в IX в. усердием свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия и часть мощей ими же перенесена в Рим при папе Адриане (867) и тогда же положена в настоящей церкви. Честная же глава его с другой частью мощей из Херсонеса была перенесена св. равноапостольным князем Владимиром в Киев и положена в сооруженной им Десятинной церкви, в которой и хранилась до XIII в. Во время нашествия Батыя на Киев в 1240 г. Десятинная церковь была разрушена, а вместе с сим утратились и мощи священномученика Климента. Достойны внимания богатые мозаики в полукуполе главного алтаря, хотя и существующие с начала XII в., но запечатленные характером глубокой христианской древности. На лицевой арке алтаря изображен благословляющий Спаситель с Евангелием в левой руке, по сторонам Его — символы четырех евангелистов, под ними,- два первоверховных апостола с папой Климентом и архидиаконом Лаврентием; еще ниже — пророки Исайя и Иеремия, стоящие с хартиями своих пророчеств над двумя священными городами — Иерусалимом и Вифлеемом.

В самом полукуполе изображен распятый Господь с Божественной Своей Матерью и возлюбленным учеником по сторонам, и с ликами святых меж зеленых венков; на концах креста двенадцать голубей - символ 12 апостолов. Пониже - Агнец с златым нимбом, или сиянием, вокруг главы; по сторонам его - по шести других агнцев, идущих из Вифлеема и Иерусалима: это символическое изображение Христа и Его Церкви. Из горы, на которой, как бы в середине куста, водружен крест, вытекают четыре райские реки; два оленя (иудеи и язычники) утоляют из них жажду.

Из церковной ризницы (Sacrestia), ход в которую устроен на правой стороне от главного входа, широкая лестница ведет в подземную первоначальную базилику св. Климента (Chiesa inferiore). Расположение ее соответствует расположению частей верхнего храма, но в больших размерах. Уцелевшие здесь части стен, именно северной и западной, носят на себе следы украшений древнего дохристианского мира. Кроме того, подземная церковь богата стенной живописью, относящейся к IV-XI векам.

Помимо своей древности, нижняя базилика Климентова священна для нас, русских, потому, что она некогда служила местом упокоения св. равноапостольного Кирилла, первоучителя славянского (память 14 февр. и 11 мая, вместе с памятью равноапостольного брата его св. Мефодия).

Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян, были дети знатного и богатого греческого вельможи, по имени Лев, и супруги его Марии, живших в византийском городе Солуни. Они составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский язык священные и богослужебные книги и ввели у славян богослужение на их родном языке, за что претерпели немало неприятностей от латинского духовенства. С целью, чтобы получить священников для новообращенных ими моравских христиан, а также найти управу на латинское духовенство, возбранявшее им совершать службу Божию на славянском языке, святые братья Кирилл и Мефодий прибыли в 867 г. в Рим к папе Адриану и принесли с собой часть мощей священномученика Климента, открытых в Херсонесе. Посвящение иереев для моравских христиан в первый день было совершено в Ватиканском соборе, где литургию пели на славянском языке; на другой день - в церкви преподобной Петрониллы и на третий день - в церкви св. апостола Андрея. Затем пели всенощное бдение на славянском языке в церкви св. апостола Павла (Basilica di San Paolo fuori le mura), а утром совершали литургию над святым гробом. В Риме св. Кирилл заболел и умер 14 февраля 869 г. Честное тело его по повелению папы Адриана было погребено с величайшими почестями в Ватиканском соборе, но затем по просьбе св. Мефодия оно было перенесено в церковь во имя св. Климента и положено по правую сторону алтаря, и прославилось здесь чудесами и исцелениями. К прискорбию, впоследствии честные мощи св. Кирилла были сокрыты в неизвестном месте, а с течением времени и самое имя славянских первоучителей было забыто в Риме: утратилась даже память о месте, где именно были погребены мощи св. Кирилла. Св. Мефодий скончался 6 апреля 885 г. в сане архиепископа Моравского и погребен в соборной церкви в Велеграде (Сербия).
При раскопках в нижней церкви найдены были явные следы пребывания здесь мощей св. Кирилла. Вправо от того места, где в древней церкви должен был находиться престол, оказалось кирпичное сооружение четырехугольной формы, имеющее пустую внутренность. Это сооружение, как видно, раньше было обложено мрамором и служило погребальным монументом. Здесь, судя по всему, и почивали мощи св. Кирилла.

В самом монументе была открыта ниша, рядом с которой обнаружены две потускневшие от времени картины, относящиеся к истории свв. Мефодия и Кирилла. Одна изображает крещение св. Мефодием язычника, причем св. Мефодий нарисован с бородой, в греческом богослужебном облачении и омофоре, с нимбом вокруг главы. Другая изображает послание св. Кирилла греческим императором Михайлом на проповедь к славянам. Гробница, в которой был погребен св. равнопрестольный Кирилл, стоит в настоящее время подле южной стены подземной церкви. В этой подземной церкви - множество памятных досок, посвященных св. Кириллу, от разных славянских народов, в т.ч. и от русского.

Кроме двух упомянутых картин, относящихся к истории свв. Мефодия и Кирилла, надобно отметить еще некоторые памятники древней живописи, сохранившиеся на стенах и подземной базилике св. Климента.
Наиболее древние фрески, с IV и до IX в., следующие: Распятие Господне с предстоящими Богоматери и Иоанном Богословом, причем Спаситель пригвожден ко кресту четырьмя гвоздями, а не тремя, как обычно пишут позднейшие латинские живописцы; Сошествие Спасителя в ад и Изведение оттуда за руку древнею Адама; Три Марии у гроба Господня; Христос на браке в Кане Галилейской; Отшествие Богоматери на неба внизу, на земле, изображены апостолы, которые стоят у погребальной пещеры Богоматери, подняв взоры свои к небу; изображение Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках; круглое поясное изображение Господа Иисуса Христа (без бороды); едва заметное изображение усечения главы святой великомученицы Екатерины Александрийской; изображены также многие святые и ангелы.

Фрески IX-XI веков следующие: Христос, с Архангелами Михаилом и Гавриилом по сторонам, держит Евангелие в левой руке, а десницей с греческим перстосложением благословляет свв. Кирилла и Мефодия, как бы представляемых Ему св. апостолом Андреем Первозванным и священномучеником Климентом; перенесение мощей св. Кирилла из Ватиканского собора в Климентову базилику; эта фреска, как видно из надписи внизу ее, сооружена по обету некоей «мясничихой Марией по страху Божию и во спасение души». Сзади гроба видна громадная толпа народа с хоругвями в предшествии епископа (вероятно, папы Адриана) в омофоре и с тиарой на главе; по бокам его два греческих священника с бородами в черных мантиях и епитрахилях: один из них (вероятно, св. Мефодий) имеет нимб вокруг главы; изображение некоей матери, нашедшей у гробницы св. Кирилла целым и невредимым своего ребенка, которого она уже год считала погибшим на дне моря. Это тоже - обетная фреска: под ней видно изображение семьи жертвователя (Beno di Rapiza), стоящей пред иконой св. Климента, в благодарность которому и сооружена настоящая картина.

На другой фреске, сооруженной тем же жертвователем и его женой Марией, изображено совершение литургии св. Климентом. Есть и фреска, относящаяся к истории преподобного Алексия, человека Божия: возвращение Алексия из Эдессы в Рим; Алексий на смертном одре, окруженный папой Вонифатием и его клиром; плач родителей и жены над бездыханном телом Алексия. Выше этой фрески имеется изображение Христа на троне, окруженного Архангелами Михаилом и Гавриилом и святителями: священномучеником Климентом и Николаем Чудотворцем; изображение пророка Даниила во рву львином и некоторые другие изображения.

Архимандрит Дионисий «Спутник православного богомольца в Риме» 1908 г.

Внутреннее убранство в нашем храме формировалось на протяжении почти трех веков!

Часть почитаемых икон находится в храме с древних времен ( с момента его постройки), а некоторые — появились в храме уже в новейший период его существования. Все древние иконы, о которых мы расскажем в этом разделе, прошли сложнейшую профессиональную реставрацию в период с 2010-2016 гг.

Репродукции многих наших икон Вы всегда можете приобрести в нашей Церковной лавке.

В настоящее время Вы можете помолиться перед следующими святынями:

1. Древняя икона сщмч. Климента папы Римского и Петра архиепископа Александрийского
( находится в пристенном киоте справа от входа в центральную часть храма)

Этот старинный образ сохранился еще из первого малого храма сщмч. Климента начала XVIII века. По нашим предположениям, в прошлые века центральная часть иконы вынималась из рамы с клеймами и в особо торжественных случаях выносилась на крестные ходы и молебны.

2. Древняя икона святителя Николая Чудотворца
(Центральная часть храма, напротив иконостаса).


Этот образ, удивительный по духовной глубине и качеству написания, на протяжении всей истории храма пользовался любовью и почитанием прихожан. Ранее находился в киоте в Никольском приделе. В Советское время стараниями сотрудников Реставрационного центра им. Грабаря были проведены работы по реставрации и консервации, поэтому образ неплохо сохранился до нашего времени. Последняя реставрация прошла в 2017 г.

3. Древняя икона Пресвятой Богородицы « Млекопитательница»
(Центральная часть храма, напротив иконостаса).


Ранее образ находился в киоте в Знаменском приделе храма. Так же как и предыдущий образ, икона была спасена от разрушения реставраторами мастерских им. Грабаря. Последняя реставрация прошла в 2017 г.
Очень редкий иконографический образ. Оригинал иконы находился в Лавре Саввы Освященного вблизи Иерусалима, в настоящее время хранится в Хиландарском монастыре на Афоне.

4. Икона сщмч. Климента папы Римского и свт. Николая Чудотворца
( ( справа)

Икона конца XVI века была вывезена в 1974 году из заброшенной карельской деревни, в которой жила благочестивая женщина, спасшая и сохранившая икону из сожженного в годы революции храма. 6 декабря 2013 года, накануне праздника священомученика Климента (8 декабря), икона была передана нашему храму москвичём И.И. Виноградовым.

5. Икона сщмч. Климента папы Римского с мощами святого ( большая)
( находится в центральной части храма)

Образ написан в 2010 г. известным московским иконописцем Анной Калининой — супругой нашего настоятеля. Частица мощей сщмч. Климента передана нашему храму в дар в 2009 г. Киево-Печерской лаврой.

6. Икона сщмч. Климента папы Римского с мощами святого ( малая)
( находится в трапезной части храма в Климентовском приделе ( справа)

Икона написана в 2005 г. в иконописной мастерской Гребенниковых в Великом Новгороде.

7. Икона Собора святых Целителей и бессребряников
( находится в трапезной части храма ( справа)

Икона написана московским иконописцем Михаилом Дорожкиным в 2007 г. За основу взят образ святых целителей из храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Перово и адаптирован к барочному стилю иконописи нашего храма.
На иконе изображены: мч. Аникита, мч. Фалалей, мч. Трифон, мч. Диомид, мч. Фотий, мч. Кир, бессрк. Иоанн, бессрк. Косма, прп. Сапсон странпр., великомученик Пантелеймон целитель, сщмч. Ермолай, бессрк. Дамиан.

8. Древняя икона Воздвижения Креста Господня.
( находится в трапезной части храма ( слева)

27 сентября 2014 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин Великого освящения храма и передал в дар нашему храму икону Воздвижения Честного и Животворящего Креста.

9. Точная копия Туринской Плащаницы на холсте
( ( справа)


Точная копия Туринской Плащаницы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа была принесена в наш храм 6 сентября 2014 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Святыня передана в дар нашему храму архиепископом гор. Турина монс. Чезаре Нозилья.


Ковчег с частицей полотна.

10. Древняя икона « Страшный суд».
( находится в Знаменском приделе в центральной части храма, слева)

Икона находится в храме с конца XVIII века. В 50-х годах прошлого века была спасена от разрушения реставраторами местерских им. Грабаря. В 2016 году икона прошла сложную реставрацию.

11. Икона св. Апостола Андрея Первозванного с частицей мощей.
( находится в Никольском приделе центральной части храма ( справа в нише)

19 августа, в день празднования Престольного праздника нашего храма — Преображения Господня, в храм была привезена афонская икона Св. Апостола Андрея Первозванного, после изготовления киота и установки в нем ковчежца с частицей его мощей.
Мощи Святого Апостола были переданы нашему храму из Амальфи (Италия), где уже более 800 лет мощи Святого почивают в крипте Кафедрального собора Святого Андрея Первозванного.
Икона, написанная афонским монахом, была приобретена в Свято-Андреевском скиту во время паломнической поездки настоятеля нашего храма о. Леонида и старосты Альберта Тонояна на Святую гору Афон в июне 2016г.



12. Древний мощевик и Евангелие XVIII века.
( находится в Никольском приделе центральной части храма ( справа)

В мощевике с распятием находятся мощи святых первых веков Христианской эры: Св. сщмч. Климента папы Римского, Св. Апостола от 70-ти Фортуната,
Св. Евангелиста Марка, святых Прокопия и Дионисия.
Древнее Евангелие длительное время хранилось в ризнице храма, из-за хрупкости страниц оно не использовалось за богослужениями в наше время.

На пересечении Пятницкой улицы и Климентовского переулка стоит большая пятикупольная церковь святого Климента, не похожая на другие московские храмы. Она словно явилась из Петербурга. Храм и сегодня считается крупнейшим в Замоскворечье. Но его главное сокровище находится внутри – полностью сохранившаяся отделка интерьера XVIII века.

Первое упоминание церкви святого Климента в источниках относится к эпохе Смутного времени в России. 24 августа 1612 года во время освобождения Москвы от поляков рядом с деревянным храмом существовал Климентьевский острожек, у стен которого развернулось сражение между казаками (сторонниками Второго ополчения) и отрядом гетмана Ходкевича. Битва, окончившаяся победой казаков, сыграла немаловажную роль в освобождении Москвы. В середине XVII века храм святого Климента упомянут уже как каменный, в 1720 году его перестроил купец Иван Комленихин. Наконец, в 1756 году началась масштабная перестройка храма, затронувшая в первую очередь его западную часть – колокольню и трапезную. Деньги на строительство храма давал купец Кузьма Матвеев. Есть много версий относительно непосредственного автора проекта: фигурируют имена архитекторов Евлашева, Трезини, Мичурина, Яковлева, Бланка, Растрелли.

В 1762 году началось строительство восточной части храма, его главного престола во имя Спаса Преображения. Полностью работы были завершены лишь к 1774 году. После окончания строительства храм включал семь престолов с семью иконостасами – огромное число для приходской церкви. Помимо приделов в храме и его трапезной, ещё два придела были освящены на хорах. По богатству своих фасадов Климентовский храм принадлежит к выдающимся образцам барокко в Москве. Основной объем увенчан пятью мощными куполами на высоких световых барабанах и обильно украшен лепниной, изображающей херувимов, раковины и рокайли. Узорные решётки использованы как в церковной ограде, так и непосредственно на здании храма, над его карнизами. В том же духе барокко выдержан семиярусный иконостас главного храма, украшенный деревянными скульптурами, и иконостасы боковых приделов.

В 1934 году храм был закрыт для богослужений. К счастью, планы сноса и строительства на его месте детского сада не были реализованы (по замоскворецкой легенде, за церковь своего святого покровителя заступился нарком обороны Климент Ворошилов), здание превратили в книгохранилище Государственной Библиотеки имени Ленина, сотрудники которой смогли сохранить пять из семи церковных иконостасов, существенную часть лепного декора и другие элементы интерьера. В 2008 году библиотека окончательно покинула здание, после чего в нём начались широкомасштабные работы. Возрождение уникального храма завершено: воссоздан утраченный в ХХ веке павильон со стороны Пятницкой улицы, прошла реставрация иконостасов. Укреплен фундамент, воссозданы кирпичная кладка и штукатурный слой, окна и лепнина на фасаде, кровля, отреставрированы главки, которые украсили новые кресты, восстановлены паперть и утраченная часть церковной ограды.