Культура древних славян и языческой руси. киевская. Мы пробудились Определить по типу культуры славян краткое сообщение

В последнее время очень модным стало говорить о ментальности - совокупности этнокультурных, общественных навыков и духовных установок, стереотипов. Однако, об этнических особенностях, которые отличают одну культуру от другой, начали говорить значительно раньше. Каждый народ - в своё время.

Когда отдельно взятый этнос начинает осознавать себя особым, отличным от других народов народом, когда он начинает противопоставлять свою нацию другим, обязательно появляется человек, который указывает, по каким параметрам "мы не такие, как все" и объясняет, "почему мы не такие".

Национальное самосознание славян активизировалось во второй половине XVIII - XIX - XX веках. Именно в это время проходит волна национально-освободительного движения у чехов, словаков, поляков, а затем - у болгар, сербов, хорватов, словенцев... Первые отделяют себя от германцев, австрийцев и венгров, последние - от тюрков, венгров, австрийцев, греков... Господствующие народности (и нации) империй в это время уже не в состоянии выполнять объединяющей функции, и их давление на другие народы государства воспринимается теперь как нечто отрицательное, от чего необходимо избавиться.

Но одно дело - отделить себя от других, другое - объединиться с себе подобными. Это необходимо для того, чтобы те, от кого отделились, поняли: этот народ - сильный народ, он достоин самостоятельности, с ним необходимо считаться.

Но оказывается, что для того, чтобы объединиться с себе подобными, тоже нужны основания. А что же, как ни культура, сближает народы? Что же, как ни общие верования, общие черты в ведении хозяйства, общая обрядность, общие традиции?

Идеи объединения славян витают в воздухе постоянно. Они носят то экспансивно-завоевательный, то освободительный, то просветительский, то дружественный характер. Еще во второй половине XVII века хорват Юрий Крижанич выступает с идеей создания . В XVIII веке то тут, то там раздаются голоса об общности славян, их исторических традиций, культур. В 30-60-е годы XIX века у разных славянских народов возникают националистические кружки и сообщества, которые, с одной стороны, имеют политическую направленность, а с другой, - культурно-просветительскую. Учёные по крупицам собирают и классифицируют древние рукописи, памятники старины, предметы славянского быта, фольклор, составляют всевозможные этнографические описания, изучают и сопоставляют славянские языки. Общественные деятели всячески пропагандируют национальную самобытность славян, отстаивают права славянских народов, живущих в пределах могущественнейших империй XIX века (Австро-Венгерской, Османской, Российской), говорят о необходимости помнить свои корни, культивировать идеи общинности. Причём грань между учёным и политиком зачастую оказывается весьма условной.

Деятельность националистических кружков и сообществ выливается в сильные общественно-политические и культурные движения. В России это движение славянофильства (И.В.Киреевский, К.С.Аксаков, А.С.Хомяков, К.Леонтьев, Н.Данилевский), у чехов - панславизма (Я.Коллар, Л.Штур, П.Й.Шафарик, К.Крамарж), у южных славян, в частности, в Хорватии, Славонии, - иллиризма (Л.Гай, И.Кукулевич-Сакцинский, П.Прерадович, В.Бабукич).

Их идеи находят воплощение в публицистике, в художественной литературе, в изобразительном искусстве, где авторы стремятся отобразить национальные особенности как отдельных славянских народов, так и славянства в целом. В университетах создаются славистические кафедры, члены которых активно занимаются сбором и анализом этнографических, языковых и культурных материалов. Под славистику теперь подведен прочный научный фундамент, основанный не на слабых ощущениях единства, а подкрепленный конкретными культурными, языковыми и историческими фактами.

1. Источники изучения культуры древних славян.

2. Основные этапы развития древней культуры восточных славян.

3. Религиозные верования и мифология восточнославянских племен.

Источники изучения культуры древних славян

Дать характеристику культуры восточнославянских племен чрезвычайно трудно. Сведений о культуре древних славян очень мало, а источники ее изучения ограничены и часто сомнительные. Иногда трудно установить, какие фрагменты в древних произведениях являются достоверными, а какие являются поздними вставками разных писцов. Некоторые авторы делали произвольные вставки, не беспокоясь о достоверности освещения исторических фактов. Необходимо учитывать и то, что духовная культура древних славян выражалась в ранних религиозных верованиях и мифологии.

Древние историки и философы, особенно христианской ориентации, относились к так называемой языческой культуры пренебрежительно и тенденциозно. Христианство, например, уничтожило дохристианскую религиозную культуру. Ситуация осложнилась и тем, что христианские писатели рассматривали дохристианскую культуру как языческую, и о ней "неэтично" было писать. Источники о культуре древних славян нередко игнорировались.

Происхождение славян и их культуры проблема достаточно сложная и противоречивая. Славяне - это один из огромных давньоевропейських этносов, что, в отличие от других народов, с некоторым опозданием включился в сферу тех исторических событий. Эти события, как известно, более или менее полно освещены в литературных источниках. Однако в историографии, как известно, существует немало предположений относительно прародины славян и происхождение их культуры. Собственно, можно условно выделить четыре концепции.

Первая и самая древняя концепция связана с именем летописца не-стора. В "Повести временных лет" он писал, что "по длинным же временах

сели славяне по Дунаю, где ныне земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись по всей земле и назвались имев своими в зависимости от того, где сидели, на котором месте ". Эта концепция получила название дунайской и вошла в литературу как карпато-дунайская теория.

Вторая концепция связана с именами польских ученых Ю. Ко-стишевського и М. Рудницкого, которые связывают происхождение славян с приморско-нидкльошовою и Пшеворск культурами, существовавшими на территории Польши. Эта концепция получила название Висло-Одерской теории.

Сторонники третьей концепции пытаются расширить границы территории возможного обитания древних славян между Днепром и Вислой. Материалы археологических раскопок подтверждают принадлежность ряда культур этого региона к славянского типа. Но это сходство не выходит за пределы 1 тыс. Н. е.

Согласно четвертой концепции на рубеже 3-2 тыс. До н. е. с индоевропейской этнической общности выделилась германо-балто-сло-вьянська группа, занимавшая территорию в междуречье Одри и Днепра. Эта праславянская сообщество, по мнению многих ученых, представленная тшинецкая-Комаровский культурой. Б.А. Рыбаков связывает дальнейшую дифференциацию праславян в 1 тыс. До н. е. с лужицких и поморских-подклешевых культурами в Средней Европе и скифскими земледельческими культурами лесостепного региона Украины.

Материалы археологических раскопок свидетельствуют, что древние славяне, начиная с момента их выделения из индоевропейской группы и до раннего средневековья, постоянно меняли места жительства. Поэтому относительно того или иного периода расселения славян приведены концепции являются справедливыми, поскольку они соответствуют исторической правде. Однако древние славяне, как подчеркивают этнографы, к раннему средневековью никогда не занимали одновременно всей территории между Днепром и Одером.

Трудно определить и пределы региона, на котором проживали древние славяне на том или ином этапе своего развития. Поэтому определить этническую принадлежность археологических культур глубокой древности, а не сопоставляя их с более поздними этнически определенными культурами, практически невозможно.

При таком положении есть только один путь изучения старославянского культуры реконструкция культуры славянских племен на основе изучения летописей, древних исторических хроник, воспоминаний купцов и путешественников, фольклора, языка, археологических данных, древней исторической литературы и тому подобное. Например, в летописях рассказывается о заключении киевскими князьями договоров с греками в 907 и 971 годах.

Кроме описания исторических событий, у них есть упоминание религиозного характера, проливает свет на некоторые аспекты культуры древних славян. Когда князь Олег, а затем Святослав подписывали договоры, то они клялись оружием, именем бога Перуна и богом "Волосом, богом скотьим". Цари византийские на верность договору целовали крест. В обоих клятвах киевских князей присутствует имя бога Волоса (Велеса) с приложением "бог скотий".

Известный исследователь украинской культуры Дмитрий Антонович считает, что это приложение "бог скотий" надо понимать как указание на то, что скотина в те же времена была "монетной единицей". Денег не хватало, и вместо них расплачивались скотом. В древних славян бог Волос был богом торговли, покровителем купцов и в тех случаях, когда договоры имели коммерческий характер, они должны быть скреплены, кроме военного элемента, еще и коммерческим элементом, то есть ссылкой на авторитет бога торговли. Итак, древние летописи проливают свет не только на религиозную, но и на политическую культуру древних славян.

Различные литературные источники воспроизводят древние исторические события с опозданием во времени. По истории украинской культуры, то она освещалась не всегда достоверно, в ряде случаев тенденциозно и фальсифицированы. Первыми, кто оставил сведения о наших предках, были римские историки Тацит, Плиний, Птолемей, греческие и арабские философы, позже немецкие, польские, шведские купцы и путешественники. Достоверными, по мнению исследователей истории культуры, есть археологические, лингвистические, этнографические источники, анализ которых дает основание считать, что формирование восточнославянских племен и их культуры началось еще в каменном веке, то есть в 2 тыс. До н. е.

Письменные источники фиксируют культуру древних славян достаточно определенно и привязаны к определенной территории. Но фиксация начинается с того времени, когда наши далекие предки вышли на историческую арену Европы как более или менее сформирована общественно-политическая сила (примерно середина I тыс. Н. Э.). Византийские ученые в VI в. (в частности Иордан, Менандр Протиктор, Прокопий Кесарийский, Феофалий Си-мокатта, Маврикий Стратег) пишут о славянах, называя их антами, венедами и склавинами. Они характеризуют славян как многочисленный культурный и социальноактивний народ, который принимает участие в политической и культурной жизни Юго-Восточной Европы.

Иордан в VI в. написал работу "Готика", которую посвятил германским племенам-готам. В ней он рассказывает о славянских племенах антов, венедов и склавинов, с которыми общались готы. О венедов в своих трудах упоминают Плиний Старший (23-79 гг.), Тацит (55- 120 гг.), Птолемей (100-178 гг.) И определяют их территорию к востоку от Вислы. Прокопий Кесарийский рассказывает о культуре антов, которые проживали между Днепром и Днестром. Он считал склавинов и антов единым народом. Отметим, что в византийских авторов не было достаточно сведений о землях восточных славян, поэтому они, характеризуя их образ жизни, употребляли слишком общую терминологию в оценке культуры.

О географии расселения славян-венедов и распространения их культуры свидетельствует такое раннее источник, как Певтингерова карта (конец III - начало IV в.). На этой карте ареал культуры венедов-сарматов определен в Дакии и Междуречье Нижнего Днестра и Дуная. В 80-е гг. XX в. Украинские и молдавские археологи обнаружили в этом регионе археологические памятники III-V вв., что по стилю жилищного строительства, формой погребального обряда и характером керамики очень близки к славянских памятников Верхнего и Среднего Поднепровья. Это было историческим подтверждением археологического предположение о заселении славянами-венедами в III-IV вв. ландшафта между Нижним Днестром и Дунаем.

В исследовании культуры славянских народов важное место принадлежит лингвистической науке, так как изучение языка неразрывно связал с историей народа. Языкознание сделало значительный вклад в изучение общеславянского языка как лингвистической единицы в языковой культуре народов. Доказано, что общеславянская язык имеет давнюю историю, успешно выяснен вопрос о ее своеобразие и отношение к другим индоевропейским языкам. На этой основе славянство выделили и охарактеризовали как отдельную этническую общность в семье народов земной цивилизации.

Особое место в лингвистике имеет картографирования архаичных славянских гидронимов и топонимов, позволяет определить пути и районы расселения древних славян. В.М. Топоров и А.Н. Тру-бачов, применив этот метод, обнаружили, что славянские названия наиболее отчетливо локализованы на юге от Припяти до Десны. Обобщая данные картографирования славянских архаизмов, И. Удольп сделал вывод, что древние славянские гидронимы компактно рассеяны в верховьях Прута и Среднем и Верхнем Поднестровье и достигают до верховья Вислы.

Итак, территория формирования славянской этнокультурной общности была достаточно широкой. На пути решения проблем происхождения и развития славянской культуры еще встречаются немалые трудности, поскольку сравнительное языкознание имеет собственные слабые места. Так, понятие "история языка" и "история культуры" народа не тождественны. Последнее понятие значительно шире и богаче, поскольку оно включает в себя ряд других явлений, которые недоступны лингвистике как объект исследования. Кроме того, языковые явления, как правило, практически невозможно датировать исторически, а это значительно сужает их историко-поздна-ные возможности.

В последние годы изучение культуры древних славян осуществляется путем ретроспекции от известного к неизвестному. Такой подход оказался весьма плодотворным, особенно после открытия поселений дзедзицькои, Полонинской, пеньковской и пражской культур V- VII вв., Что позволило заполнить хронологическую пробел между культурой первой и второй половины 1 тыс. Поселение древних славян рядом покрывали огромную территорию. их география охватывала земли от верховья Днепра и Припяти на севере до Балканско-го полуострова на юге; затем от верховья ДЭСВ и Сейма на востоке в междуречье Эльбы и Заале на западе. Оказалось, что памятники Полонинской, пеньковской и пражской культур перекрещиваются в Поднепровье на Киевщине.

Далее происходит рассеивание памятников культуры: полонинская культура распространяется на северо-восток по притокам Днепра (Десне, Сейму, Сожа, Березине) - на юг по левым и правым притокам Днепра и по Южному Бугу до Днестра пражская культура распространяется по Припяти на юго-запад, по Верхнему Днестру и Пруту до Дуная, а оттуда до верховья Эльбы; памятники дзедзицькои культуры заполонили территорию Центральной и Северной Польши. Итак, культура древних славянских этносов обозначена многими общими чертами, свидетельствуют о единстве этнокультурных процессов.

Изучение культуры славян V-VII вв., Особенно характера жилищного строительства, погребальных обрядов, керамических изделий, свидетельствует, что она тесно связана с более ранними славянскими культурами. Оказывается, что колочинская и пеньковская культуры имеют типологическое родство с киевской культурой ПИ - начале Vcτ. Кроме того в колочинская культуре четко выраженный балтский, а в Пеньковский - тюркский компоненты.

Основу пражской культуры составляют Черняховская культура, в частности ее достопримечательности типа Бовшева-Теренцы III - начало V в., И некоторые элементы киевской культуры. Черняховская культура генетически связана с волынско-подольской и позднезарубинецкие культурами I-II ст., А последние имеют корни в зарубинецкой культуре конца 3 ст. до н. е. Таким образом, культуры славянских этносов генетически взаимосвязаны и развивались на основе преемственности, их носители принадлежали к родственным группам населения, которое жило на огромной территории (в междуречье Днепра и Вислы) и начало формирования восточнославянской этнической общности и ее культуры.

Археологические исследования древней культуры помогли раскрыть сложность процессов этнокультурного развития на территории Юго-Восточной Европы на рубеже I тыс. До н. е. - I тыс. н. е. Этот период характерен непрерывным заселением славянскими племенами территорий и развитием их культур, а также внешними воздействиями на славянскую культуру (в частности иранского, фракийского, германского, балтского и тюркского культурных компонентов).

Например, заметное влияние на славянскую культуру осуществили готы, которые были носителями вельбарской культуры. их приход на славянские земли в конце II - начале III в. н. е. привел к изменению политической ситуации в Юго-Восточной Европе и существенного влияния на черняховской культуре. Они возглавили племенные союзы, куда входили славяне, скифы, сарматы, фракийцы, и вели войны с пограничными римскими гарнизонами. Выделение в составе черняховской культуры разноэтнических групп населения, отделения или постепенная ассимиляция местным народом всех полученных культурных ценностей - одна из важных закономерностей исторического развития культуры древних славян.

Однако ретроспективно-типологический метод исследований не следует абсолютизировать, поскольку он дает положительные результаты только при наличии материалов всех звеньев хронологического цепи, находящихся в поле изучения. Любая пробел сужает возможности типологических сравнений и в конце приводит к ошибочным выводам. Например, уязвимым местом в исследовании славянской культуры недавно были памятники V-VII вв., Всестороннее изучение которых началось лишь в 50-х гг. XX в. Появление новых материалов в корне изменила взгляды ученых на славянскую культуру третьей четверти I тыс.

Оказалось, что древним славянам произвольно приписывались археологические культуры, которые были найдены на отдельных территориях, заселенных славянскими народами от позднего средневековья и до наших дней. Более поздние культуры рассматривались как очередные звенья в цепи историчвого развития славянства. Подобные теоретические построения пришлось отклонить, поскольку они в свете новых открытий оказались несостоятельными.

Открытие поселений пражской, Полонинской, пеньковской и дзедзи-мательской культур V-VII вв. удалось связать с письменными сведениями о славянах. Густая сеть славянских поселений имела огромную географию, что иногда выходила за пределы Восточной Европы. Найденные памятники славянской культуры V-VII вв. основательно изучаются, что дает возможность заполнить хронологическую нишу в цепи памятников славянской культуры первой и второй половины I тыс.

Вопрос об истории и истоки украинской культуры является сложным и дискуссионным. Одни исследователи считают, что развитие украинской культуры начался в эпоху средневековья, а к тому культуротворческий процесс не раз разрушался в результате активных миграционных процессов и нападений различных завоевателей. Другие утверждают, что истоки культуры надо искать с эпохи бронзы (2 тыс. До н. Э.).

Безусловно, в течение тысячелетий населения Украины не оставалось этнически и культурно однородным. Миграции племен, их контакты с другими народами были явлением достаточно распространенным. Но эти процессы не приводили к полной ассимиляции племени, абсолютной разрушения его исторической памяти и культуры. Отдельные этносы могут возникать и гибнуть, расцветать и упадок, но культурное достояние, по крайней мере какая-то их часть, сохраняются и передаются, примножуючись, по наследству новым поколениям. Преемственность является закономерностью развития культуры.

Культура - совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.

Религия - одна из форм общественного сознания - совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (духов и богов).

Племенные группы восточных славян были среди первых обитателей земель, позже названных Киевской Русью. Источники VI века, в том числе византиец Прокопий Кесарийский и готский автор Иордан, отождествляют с восточными славянами антов - группу племен, занимавшую территорию, доходившую на юге до Черного моря, на западе - до низовьев Дуная, а на востоке - до Северского Донца. Согласно первому источнику по ранней истории России - Повести временных лет (составлена в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором), древние восточные славяне составляли более десятка племен, которые жили на обширном пространстве от Черного моря на юге до Ладоги на севере, от Дуная и Карпатских гор на западе до Волги на востоке. В числе этих племен были поляне, обитавшие в среднем течении Днепра, словене, жившие в окрестностях Ильменского озера, а также древляне, радимичи, вятичи, северяне, белые хорваты, дулебы, уличи, кривичи, тиверцы, дреговичи и др. Первоначальное их происхождение точно не известно; по некоторым теориям, прародина славян очерчена южными границами болот Припяти, долиной Вислы и северными Карпатами. Славянские племена издавна занимались земледелием, охотой, рыболовством и скотоводством. Кроме того, во многих поселениях славян, возникавших в долинах Днепра, Донца и Волхова, налаживались примитивные ремесла, включая гончарное и ткацкое. На значимость сельского хозяйства для раннего племенного общества славян указывает преобладание соответствующих культов и природных богов восточнославянского языческого пантеона.

Древние славяне были люди ведической культуры, поэтому древнеславянскую религию правильней было бы именовать не язычеством, а ведизмом. Слово "веды" - созвучно современоому русскому «ведать», «знать». Это мирная религия высококультурного народа, родственная другим религиям ведического корня - Древней Индии и Ирана, Древней Греции.

Велесова книга

Основными памятниками культуры славянской древности являются священные песни, сказания, мифы, хотя большинство ученных считают, что тексты древнеславянских священных песен, мифов погибли при христианизации Руси. В отечественной исторической науке даже то немногое, что осталось - Велесову книгу, предпочтительно написанную новгородскими жрецами не позже IX в., считают подделкой. 11 Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга - М.,1992.

До сих пор ведутся споры о сущности упоминаемых в летописях славянских богов. И тем не менее высказано мнение, что древнейший пласт славянских мифов сохранился лучше греческих, индийских или библейских. Причина тому - особый путь развития славянской культуры. Мифические сказания других народов искажались при записи и обработке уже в древнейшее время. Славянский фольклор - это живая устная традиция, в меньшей степени претерпевшая изменения под влиянием письменной культуры.

Сокровища славянского фольклора - народные песни, сказки, былины, духовные стихи - начинают интенсивно собирать и записывать только в первой половине XIX в.

Велесова книга - памятник сложный и емкий. Она разрешает давний спор о происхождении славян. Она описывает судьбы различных племен, участвовавших в славянском этногенезе. Велесова книга описывает события мифической и древнейшей истории славян конца II тысячелетия до н.э. - конца I тысячелетия н.э.

По Велесовой книге у древних славян существовала архаическая Троица - Триглав: Сварог (Сварожич) - небесный бог, Перун - громовержец, Велес (Волос) - бог разрушитель Вселенной, хотя различные жреческие школы славян неодинаково понимали тайну Троицы.11 Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга - М.,1992.

С широким распространением материнских культов связано почитание женских предков. В эпоху патриархата материнские культы трансформируются в женские ипостаси богов и приобретают некую единую функцию - становятся покровительницами дома, очага, огня, территории, страны, человека, семьи, любви в виде хозяек, бабушек, матерей. Однако в целом женские культы, в какой бы модификации они не встречались, всегда тяготеют к одному из двух своих проявлений: они олицетворяют мир любви либо небесной (славянская Лёле), либо земной (славянская Мать сыра земля).

С именем Сварога связан древний космогонический миф славян о сотворении Земли Прародителем нашим - Родом - Родником Вселенной.

Из учебников по истории мы знаем, что славяне - это одна из самых больших этнических общин в Старом мире. Однако до конца не понятно, ни кем они были, ни откуда пришли. Попробуем изучить по крохам эти скудные сведения, а также остановимся на более достоверных фактах о жизни, быте, культуре и верованиях этих племен.

Кто они?

Попробуем выяснить, славяне - это кто, откуда пришли в Европу и зачем покинули свою родину. Есть несколько версий по этому вопросу. Одни историки считают, что ниоткуда не приходили, а обитали здесь с момента сотворения мира. Другие ученые считают их потомками скифов или сарматов, третьи - относят к другим народностям, вышедшим из глубин Азии, в том числе и к ариям. Но точно сделать выводы нереально, каждая гипотеза имеет свои недостатки и белые пятна.

Общепринято считать славян индоевропейским народом, который оказался в Старом мире в ходе Великого переселения. Он утратил связь с родственными из-за большого расстояния и пошел своим путем развития. Но много приверженцев имеет теория, что эта этническая община пришла из Азии после Потопа, по пути ассимилируясь с местными жителями и основывая очаги цивилизаций - этрусков, греков и римлян, а далее заселили Балканы, берега Вислы, Днестра и Днепра. считает, что славяне пришли в Русь после

Не меньше споров вызывает и название этноса. Некоторые исследователи убеждены, что славяне - это значит «люди грамотные, владеющие словом», другие переводят название как «славные» либо ищут его истоки в имени Днепра - Славутич.

Основные занятия наших предков

Итак, мы выяснили, что славяне - это кочевые племена, которые осели. Их объединял общий язык, верования, традиции. А какими были занятия славян? Тут нет вариантов, конечно же, это земледелие. В лесных зонах сначала нужно было подготовить участок, вырубив деревья и выкорчевав пни. В лесостепных районах сначала выжигалась трава, а затем землю удобряли пеплом, рыхлили и сажали семена. Из орудий использовался плуг, соха, борона. Из сельскохозяйственных культур они выращивали просо, рожь, пшеницу, ячмень, горох, коноплю, лен.

Остальные занятия славян были направлены на производство орудий труда для земледелия (кузнечное дело), а также для обеспечения бытовых нужд (гончарство). Было высоко развито животноводство: наши предки разводили овец, лошадей, коз, свиней. Кроме того, они пользовались дарами леса: собирали грибы, ягоды, мед лесных пчел, охотились на дикую птицу и зверей. Этим и торговали с соседями, а первыми деньгами принято считать шкурки куниц.

Культура

Спокойная жизнь славян благоприятствовала развитию культуры. Земледелие оставалось главным занятием общины, но развивались и декоративно-прикладные ремесла (ткачество, ювелирное искусство, резьба по дереву, кости и металлу, бондарство, кожевенное дело). Были у них и зачатки письменности.

Жили наши предки общинами, важные решения принимали на общем собрании. Во владении общины находились луга, пахотная земля, пастбища. Но каждый человек мог иметь собственное имущество и скот. Во главе племенного союза стоял князь, который опирался на бояр-вотчинников. Это были уважаемые люди, которых выбирали во время народного собрания, потом они превратились в местную знать.

В быту славяне были неприхотливыми, легко переносили капризы погоды, голод. Но оставались гордыми, свободолюбивыми, храбрыми и верными своей общине, своему роду. Гостя всегда встречали хлебом и солью, предлагая самое лучшее, что имелось в доме.

Беспокойные соседи

Славяне поселились между Европой и Азией, в землях с уникальным запасом ресурсов и плодородной почвой. Заняли они обширную территорию практически безболезненно, так как места хватало всем. Но богатства земли привлекали грабителей. Беспокойные соседи славян - кочевники авары, хазары, печенеги и половцы - постоянно совершали набеги на деревни. Нашим предкам приходилось объединяться против них и сообща бить незваных гостей. Это научило их военному делу, постоянной готовности к опасности, частой смене мест обитания, выносливости. Но сами по себе славяне были невоинственными, дружелюбными, они уважали права других, никогда не имели рабов.

Вместо заключения

До того, как князь Владимир крестил Русь, славяне были язычниками. Они поклонялись силам природы, строили капища и создавали кумиров, приносили им жертвы (не человеческие). Особенно был развит культ предков, в том числе и умерших. Христианство позволило древнерусскому государству стать ближе к Европе, но в то же время украло многое. Были уничтожены объекты материальной, духовной и культурной ценности, утратилось то, что выделяло славян среди других народов. Появился некий симбиоз, который хоть и имел элементы прежней культуры, формировался под влиянием Византии. Но это, как говорится, уже совсем другая история...